Правила в рифмовках ☼
Автор: Лебедева Евгения Васильевна
ПРАВИЛА В РИФМОВКАХ
Рождаются рифмовки от настоящей детской поэзии, вернее, от ее живого ручейка. И ручеек этот обладает , можно сказать , живительной силой: он помогает детям учиться, облегчает его трудности, прививает ребенку интерес к знаниям и прежде всего к родному языку.
Стихи детских писателей – А.Л. Барто, С.Я. Маршака, С. Михалкова всегда помогали в обучении детей. Однако по-настоящему я осознала необходимость работы со стихами, начав обучать в школе детей шестилетнего возраста. Маленькие школьники оказались на редкость отзывчивы к произведениям народного творчества, особенно к его малым жанрам: потешкам, скороговоркам, загадкам и песенкам.
Читали мы первые стихотворные тексты с доски хором.
( прием М.А.Кушнира – работала по этой теме несколько лет ). Вернее сказать, читала их на первых порах я, а дети глазами следили за чтением. Каждый первоклашка в меру своей подготовленности к школе находил в текстах знакомые буквы, радовался встрече с ними, сначала робко, а затем все смелее и чаще открывал рот и «читал» вместе с учителем. В особом выигрыше были читающие дети, они чувствовали себя уверенно. Но и всем остальным ученикам процесс коллективного чтения нравился, поэтому урок проходил живо, при хорошей активности и бодром настроении детей.
Например, после знакомства с согласной буквой Н - мы читали хором с доски стихи А. Шибаева:
Н надела поясок.
И надела поясок,
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Таким образом, я пришла к одному очень важному открытию. Эти стихи о буквах, скороговорки и чистоговорки, записанные на доске, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют детей своим ритмом, но и при определенных условиях могут явиться прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита.
Я старалась подбирать небольшие стишки на каждый урок. И постепенно ощутила необходимость в специальных рифмованных текстах, имеющих определенный дидактический смысл. Ведь насколько легко при помощи стихов запоминаются буквы! Если я не находила стихи у поэтов – я придумывала их сама:
Э-Ы-У, А-О-И-
Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть
И запомнить: звуков 6.
Так постепенно чтение становилось средством изучения языка, и мы невольно осуществляли на практике одну из заповедей Ш.Амонашвили: «Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.»
Двадцатишестилетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно в момент обостренного внимания детей к слову. Когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. И здесь рифмованные упражнения стали для нас особенно необходимыми. Дети не без удовольствия и задора читали:
Лужи, лыжи, камыши,
Мыши, жимолость, чижи,
Шимпанзе, шипы, машина.
Шишки ежики, пружина.
В слоге ЖИ, и в слоге ШИ
Только букву И пиши.
Вот так процессе работы и накапливались наши стихотворные упражнения, которые мы назвали рифмовками и которые все активнее использовались на уроках чтения и письма. Обязательно надо сказать о преимуществе рифмовок.
Прежде всего это ритм, на котором построены данные упражнения. Еще в начале нашего века видный педагог
Ц.П. Балталон так писал о значении ритма: «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента , как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием. У него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств». Часто при хоровой декламации многих рифмовок приходилось наблюдать у детей непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, легкое постукивание ногой под партой. Детям хотелось хлопнуть в ладоши, даже подпрыгнуть после окончания чтения. Все эти движения, естественные и разрешенные нами на уроке, нисколько не мешали в обучении, но и помогали , подтверждая наблюдение Л. Выготского: «Движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки».
Голоса учеников, невыразительные и глухие в первые дни обучения , сливались в единый звонкий ритм стихотворного текста и доказывали преимущества совместных усилий. Самые смелые дети сразу имели возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие – постепенно включались в работу. Рифмовка своим волшебным ритмом как бы заколдовывала детей и заставляла читать без отдыха сразу по 8-16 слов:
Лара, Лиза, Лида, Лена.
Гера, Гоша, Галя, Гена,
Соня, Саня и Семен,
Ася, Аня и Антон.
Причем после чтения рифмовок у детей, как правило, не только не замечалось усталости, а напротив, наблюдалось удовлетворение, подъем и желание работать дальше.
К. И. Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что никто не требует , чтобы педагоги делали детей стихотворцами, но они обязаны научить их восприятию стиха.
В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их делят на 4 группы. Первая группа . Рифмовки – «запоминалки» . Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот пример одной из «запоминалок»:
Сочетанья ЩА и ЧА –
В слове пища и свеча,
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать,
Потому что ЧА и ЩА
Пишут только с буквой А.
Вторая группа. Рифмовки – «тренажеры».
Такие рифмовки используются для чтения и письма. Они привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов:
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок.
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка,
поросенок Хрюша
и бычок Гаврюша –
всех их клички до одной
пишут с буквы прописной!
Третья группа. Рифмовки – «контролеры».
Они составляются, как правило, для проверки одной какой-либо орфограммы. Вот одно из упражнений, которое мы использовали для контроля за написанием безударных гласных уже в конце первого класса ( проверка проводилась устно с помощью сигнальных карточек с гласными буквами о, е, а, и, я )
Морской, речной, гористый,
Стальной, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво. Грамотно спиши.
Многие рифмовки совмещают в себе одновременно задачи запоминания, контроля, а также тренировки в чтении и письме слов с определенной орфограммой.
Четвертая группа. «Орфографические пятиминутки».
Они проводятся устно в виде соревнования – кто больше найдет орфограмм:
Жимолость, ландыши,
щука, часы,
чудо, машина,
огонь, камыши,
девочка Ира и
мальчик Илья –
сколько здесь правил
нашли вы, друзья?
При выполнении этого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость учащихся.
Точка, бочка, шишка, друг.
песик Булька и утюг,
класс, аллея, телеграмма –
кто нашел все орфограммы?
Итак, рифмовки сначала появились на уроках обучения грамоте. Их возникновение было связано с поисками такого дидактического материала, который бы максимально удовлетворял нашим желаниям: изгнать с урока скуку, внести в обучение мажорный тон, облегчить детям усвоение трудных языковых понятий ( звук, гласный, согласный, слог, ударение и т.д. Четкое орфографическое проговаривание насыщенных орфограммами рифмовок стало важным методическим требованием, о котором еще К. Ушинский писал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».
Хочется показать как применялись рифмованные упражнения на уроках русского языка.
С заглавной буквы без сомненья
мы начинаем предложенья.
и имя папы, мамы, дочки,
чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
чтобы было всем понятно.
Мы писали, мы старались,
чтоб слова легко читались.
Эта незатейливая рифмовка давала возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных, напоминала детям, для чего надо ясно и четко писать в тетрадях, т.е. помогала закладывать и развивать мотивацию красивого письма.
Во втором, третьем, четвертом классе работа с этими же рифмовками может быть продолжена. Например – рифмовка 1 класса:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
кружи, дружи, служи, спеши –
запомни слоги ЖИ и ШИ.
По этой рифмовке можно рекомендовать следующие задания:
- Поставить имена существительные в единственном числе, определив род, понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие.
- Выписать в один столбик существительные, а в другой глаголы.
- Поставить глаголы, данные в рифмовке, в неопределенной форме.
- Придумать с этими глаголами предложения, поставить их в 3-м лице единственного числа.
- Подобрать пословицы с данными глаголами и т.д.
Из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий к таким, казалось бы, простым упражнениям практически безграничны.