Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ ☼
Автор: Енгоян Лариса Владимировна
Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного.
Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.
Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами. В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры детей построен таким образом, что на каждый блок приходится три образовательных мероприятия, включая совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).
Блок 1. «Знакомство с Декларацией прав человека»
Блок 2. «Право на имущество»
Блок 3. «Право иметь семью»
Блок 4. «Право на свободу и равенство»
Блок 5. «Право на жилище»
Блок 6. «Право на имя»
Блок 7. «Прав и обязанности детей»
Блок 8. «Право на отдых, игру, развлечение»
Блок 9. «Наши права»
Работа над каждым блоком ведется в течение одного календарного месяца. Так же целесообразно совмещение различных видов деятельности на занятиях и воздействие на различные анализаторы для более полного погружения детей в атмосферу темы. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой. Дошкольный возраст является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Дети включаются в решение простых творческих задач и ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности - дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития. В учреждении созданы все условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, что позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя в игре. Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Понимание родителями педагогических процессов и своевременное вмешательство в них позволяет решить многие задачи. От отношения родителей и других взрослых к ребёнку во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.
Процесс формирования у дошкольников правовой грамотности является составной частью процесса социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Продолжением работы по правовому воспитанию в нашем дошкольном учреждении стало создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность мини-музея. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно- нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими и работающими рядом. Меня как и многих педагогов нашего учреждения привлекла важная особенность мини-музеев - участие в их создании как детей, так и родителей. Мини - музей стал результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. В течение года совместно с родителями подбирались экспонаты для музея, проводилось ознакомление родителей непосредственно с самим музеем ДОУ, его экспонатами. Родители и дети с большим интересом включились в работу по сбору информации, пополнению музея. Была собрана большая коллекция старинных предметов быта, которые еще сохранились в бабушкиных сундуках. Музей пополнился одеждой и рецептами кухни народов Поволжья, старинными семейными фотографиями, были созданы генеалогические деревья семьи. Детские рисунки, коллективные семейные работы гармонично дополняли содержание музея, что сделало их более понятными и доступными детям. Для реализации задач был разработан ряд образовательных мероприятий. Каждое из них являлось закрытым тематическим блоком, однако по возможности реализовался принцип последовательности для облегчения восприятия и запоминания детьми информации. Это позволило в последующем сделать более адекватные выводы о пользе использования в обучении мини-музеев. Образовательные мероприятия состояли из нескольких частей: первая часть посвящена беседе и теоретическому ознакомлению детей; на второй части осуществлялось более полное знакомство с экспонатами музея без возможности взять их в руки; следующая часть – непосредственное ознакомление с экспонатами; последняя часть посвящена практической деятельности, играм, рисованию и подведению итогов.
Тематический блок 1. «Малая и большая Родина», где была предоставлена общая информация о стране, в которой они проживают, а также о родном городе. Было уделено внимание таким темам, как географическое положение, климат, история, правовое государство, а также некоторым ассоциативным с Россией моментам.
Тематический блок 2. «с. Кременки- г.Новоульяновск».Данный блок раскрыл историю возникновения города Новоульяновска. Детям было рассказано о том, как раньше назывался город, как он был основан, с какой целью и т.д. Также внимание было уделено становлению и развитию города, проводилось сравнение между старым и новым обликом города.
Тематический блок 3. «Народности». В этом блоке дети познакомились с народностями, населяющими Поволжье, их национальными особенностями, историей, бытом, культурными традициями. Основной целью занятия было воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и верований.
Тематический блок 4. «Выдающиеся люди», где детям было рассказано о том, что с Новоульяновском связаны судьбы многих выдающихся людей. Была раскрыта роль, которую они сыграли для своей малой Родины и страны в целом. Были приглашены ветераны труда ,заслуженные люди города. Основной целью стояло пробудить в детях желание трудиться на благо Родины, подчеркнуть значение каждого человека в судьбе страны.
Тематический блок 5. «Экскурсия по музею», он посвящен подведению итогов всего изученного, проведению совместных праздников. Главная роль отводилась деятельности ребят, выступавших в роли экскурсоводов и проверки полученных ими знаний. Данная работа позволила детям не только приобретать знания теоретического характера, но и реализовать их в практической непосредственно-образовательной деятельности, а также стимулировать самостоятельную активность, давая простор для дальнейшего углубления общекультурных представлений. Для оценки результативности цикла мероприятий по формированию правовой грамотности была проведена диагностика. Ее результаты позволили выявить значительные положительные изменения в сформированности знаний детей дошкольников в различных разделах знаний.
Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи. Нужно отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее, теоретические исследования, практическое наблюдение и проведение экспериментальной диагностики доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, что служит основанием для продолжения реализации данных методов работы как средства правового воспитания в ДОУ.