Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Правовое воспитание у детей дошкольного возраста" | Устюгова Оксана Анатольевна. Работа №239127

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Устюгова Оксана Анатольевна
Проект позволяет воспитывать у детей представления о правовых знаниях и успешно использовать их в своей жизни.

 

 

 

«Сказка как средство формирования первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста»

 

Проект

 

 

 

составитель:

воспитатель

Устюгова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка как средство формирования первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Проект

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Устюгова О.А.

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

Первый этап проекта: подготовительный………………………………...5

Выявление уровня сформированности первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста………………………...7

Второй этап: деятельностный. Формирование первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста……………12

Третий этап: заключительный…………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………..........18

Список литературы…………………………………………..…………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические изменения, происходящие в жизни современного общества, обусловили, объективную потребность в формировании правовой культуры подрастающего поколения как основы становления гуманной личности, социально приемлемого поведения и способности к самореализации. В этой связи, формирование правовых знаний, начиная с первой ступени дошкольного образования, представляется особенно актуальным, т.к. дошкольный период детства является наиболее сензитивным для накопления и развития нравственно-правовых представлений как основы для дальнейшего личностного развития и совершенствования.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности, проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Проблеме формирования правовых знаний как основы правового воспитания личности посвящены труды философов, педагогов, психологов и представителей других наук. (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др., Нечаева В.Г., Ксензова Г.Ю; В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, и др.;

Потребность формирования у дошкольника представления о самом себе, о его правах и обязанностях приводит к необходимости формирования и оценочного отношения к социальным явлениям, фактам, событиям, а так же умений применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности, это послужило стимулом для создания нашего проекта.

Цель: использование возможностей сказки как средства формирования первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Задачи:

1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить уровни сформированности первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста, оценить динамику их развития.

3. Выявить и проверить на практике возможности использования сказки в формировании первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

понимание и осознание представлений о первоначальных правовых знаниях;

способность детей к оперированию правовыми знаниями в деятельности и реализации правово

го поведения в различных сферах.

Краткое содержание проекта (этапы)

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Подготовительный

 

 

 

 

Вхождение в проблему, принятие задач проекта

Анализ литературных источников; доступность формулировки проблемы для детей

Диагностика:

выявление уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

 

Деятельностный

Активная включенность детей в деятельность проекта

Разработка и реализация комплекса сказок, направленного на повышение уровня сформированности первоначальных правовых знаний старших дошкольников.

Завершающий

Итоговое мероприятие

Исследование результатов практической деятельности.

Первый этап проекта: подготовительный

Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Кроме того, сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом деятельном сочувствии детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.

Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:

сказки о животных

волшебные сказки

бытовые (сатирические) сказки

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных, раскрывают особенности человеческих взаимоотношений.

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов – борется не на жизнь, а на смерть.

Бытовые (сатирические) сказки - близки к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.

Сказка имеет занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Анализ возможностей сказок разных жанров в формировании правовых знаний ребенка старшего дошкольного возраста, позволил нам сделать вывод о том, что право на жизнь отражается в содержании, практически всех жанров сказок; права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу, отдых и досуг, - в большей степени, содержат волшебные сказки.

Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, широко отражены в сказках о животных.

Процесс правового воспитания дошкольника осуществляется через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Показателями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Формирование правовых знаний дошкольников предполагает ознакомление детей с конкретными и понятными им правами: права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство; права на развитие, образование, отдых и досуг и др.

Сказка как вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, обладает увлекательностью сюжета, образностью и забавностью, что позволяет сказке являться весьма эффективным педагогическим средством. В различных видах сказок - о животных, волшебных, бытовых, - содержаться четкие указания на правовые и нравственные нормы; сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок

чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за правовые нормы (справедливость, добро и свободу).

Возможности сказки в формировании правовых знаний дошкольников обусловлены ее следующими особенностями: восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка; посредством сказки ребенок интериоризирует нормы, ценности, образцы поведения, разрешает конфликтные ситуации; происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Выявление уровня сформированности первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

 

При планировании и реализации проекта в условиях МБДОУ № 17 «Рябинка» г. Ленинск-Кузнецкий, мы руководствовались исследованиями Загвязинского В.И. и Скаткина М.Н. и использовали следующие диагностические методы: анкетный опрос, метод групповой и индивидуальной беседы, наблюдение, методика неоконченных предложений.

Решая задачу выявления уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста, с последующей оценкой динамики их развития, мы работали с группой детей 4- 5лет в количестве 17 человек: из них 9 мальчиков, 8 девочек.

В качестве критериев сформированности правовых знаний дошкольников выступают:

- знания детей о своих правах и обязанностях,

- оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права,

- оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности.

Диагностирование правовых знаний дошкольников осуществлялось в 3 этапа:

- первый этап включал в себя выявление уровня сформированности правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста (октябрь 2014);

- второй этап - ознакомление детей с конкретными и понятными им правами посредством сказки: права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство; права на развитие, образование, отдых и досуг и др. (октябрь 2014 – февраль 2015);

-третий этап представлял собой выявление знаний детей об их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (май 2015).

На этом этапе нами использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня сформированности правовых знаний дошкольников.

Первый этап включал в себя:

1. Опрос детей на тему «Права ребенка», позволяющий определить полноту знаний детей о своих правах и обязанностях. у

2. Беседа «Как поступить?», позволяющая оценить собственное поведение и поведение других людей с точки зрения норм права.

3. Тест «Что такое хорошо, что такое плохо?», выявляющий способность ребенка оперировать правовыми знаниями и реализовывать правовое поведение в различных видах деятельности.

Далее целесообразно проанализировать вопросы, составляющие основу опросника «Права ребенка»:

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Беседа на тему «Как поступить?», была направлена на выявление и оценку собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права.

Вопросы беседы:

1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Тест «Что такое хорошо, что такое плохо?». При выполнении теста перед ребенком раскладывались картинки с изображением положительных и отрицательных поступков, и предлагалось разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. При этом ребенок должен был объяснить свой выбор.

В качестве наглядного материала использовались 7 пар картинок из дидактической игры «Что такое хорошо, что такое плохо?». Речевая инструкция предлагалась следующим образом: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Описание уровней сформированности правовых знаний по выделенным нами критериям представлены в таблице 1 .

Таблица 1

 

Уровни сформированности правовых знаний старших дошкольников

Критерии

правовых знаний

Высокий

Средний

Низкий

1.Знания детей о своих правах и обязанностях.

Знает о своих правах и обязанностях, знания отличает полнота и осознанность.

Вспоминает свои права и обязанности с помощью взрослого, знания о правах недостаточно полные.

Не знает о своих правах и обязанностях.

2.Оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права.

Способен оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения норм поведения.

Оценивает свое и чужое поведение с помощью взрослых.

Не умеет оценивать свое поведение и поведение сверстников.

3.Оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности.

Использует свои знания в различных видах деятельности; умеет соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Использует свои знания о правах в различных видах деятельности по подсказке воспитателя; не всегда соблюдает запреты и исполняет обязанности.

Не проявляет интереса к использованию своих знаний о правах в разных видах деятельности; не соблюдает запреты и не исполняет обязанности.

Результаты первого исследования, проведенного на первом подготовительном этапе, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты первого этапа диагностирования, проведенном на деятельностном этапе проекта

ФИО ребенка

Уровень сформированности правовых знаний по I критерию

Уровень сформированности правовых знаний по II критерию

Уровень сформированности правовых знаний по III критерию

Общий уровень сформированности правовых знаний

1.Арина Б.

низкий

средний

низкий

Низкий

2.Глеб Б.

низкий

средний

средний

Средний

3.Вика Г.

низкий

низкий

низкий

Низкий

4.Оля Д.

средний

высокий

высокий

Высокий

5.Лиза И.

средний

средний

низкий

Средний

6.Саша И.

средний

средний

высокий

Средний

7.Полина К.

средний

средний

высокий

Средний

8.Соня К.

низкий

средний

высокий

Средний

9.Галя К.

низкий

средний

низкий

Низкий

10.Вика М.

низкий

низкий

средний

Низкий

11.Настя П.

средний

высокий

высокий

Высокий

12.Даниил П.

низкий

средний

средний

Средний

13. Илья С.

средний

высокий

средний

Средний

14.Егор Х.

средний

средний

средний

Средний

15.Слава Ш.

средний

высокий

высокий

Высокий

16.Полина Ш.

средний

средний

низкий

Средний

17. Ксения Ю.

средний

средний

средний

Средний

В результате проведения диагностики было выявлено, что большинство дошкольников данной группы имеют средний уровень сформированности правовых знаний, что составило 58,8% всех детей; низкий уровень сформированности обнаружен у 23,6%; высокий уровень – у 17,6% дошкольников.

Наиболее низкие показатели были получены в первой серии заданий, при проведении опроса, направленного на выявление широты и осознанности правовых знаний детей: у 41,2% опрошенных выявлен низкий уровень, у остальных детей - средний уровень, высокого уровня знаний о правах ребенка не показал ни один участник проекта.

Наибольшие затруднения вызвали вопросы на определение тех прав, которые имеет ребенок, никто из испытуемых не смог ответить на вопрос: «Какие права есть у тебя и других детей?», что объясняется эгоцентричностью детей данной возрастной группы, слабо развитой способностью к рефлексии и неумение встать на позицию другого.

 

 

 

Второй этап: деятельностный

Формирование первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

На данном этапе проекта, с целью использования возможностей сказки как средства формирования первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста, нами использовалась такая форма работы

как «Путешествие по сказкам».

Задачи:

1.Познакомить детей со статьями "Декларации прав человека". 2.Способствовать пониманию и осознанию прав на примерах сказок. 3.Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища.

4. Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.

5. Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности.

6.Осуществлять готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

Работа по формированию первоначальных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста проводилась 2 раза в неделю, в вечернее время в рамках образовательной области «Чтение художественной литературы» с октября 2014 по май 2015года.

Своеобразие подачи материала на основе содержания разных сказок заключалось в том, что дети анализировали поступки сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимало у детей интерес к художественной литературе, стимулировало желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.

Часто дети пытаются «переписать» сказки, т.е. изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Непосредственно образовательная деятельность с детьми была ориентирована на их интересы, уровень развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу. У детей появляется ответственность за свои поступки, т.к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни

правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.

Принимая во внимание возможности сказки в закреплении и обобщении правовых знаний, мы использовали комплекс занятий «Старая сказка на новый лад». Для этого мы выбрали хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Мы остановили свой выбор на сказке А. Толстого «Приключения Буратино». Так появилась на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более - о правах детей.

Цель занятия состояла в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и «проиграл» возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

Данная форма работы была направлена на реализацию задач:

- введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку;

- закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным иллюстративным материалом, плакатами или книгой;

- занятия, формирующие личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему "проиграть" возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;

- заключительная ролевая игра.

Дальнейшая работа по формированию правовых знаний старших дошкольников включила в себя следующее:

создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей;

поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя;

Третий этап: заключительный

Заключительный этап проекта это диагностика знаний детей об их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий, направленных на формирование правовых знаний детей старшего дошкольного возраста и был осуществлен в мае 2015г. Результаты опроса детей, направленного на выявление знаний дошкольников о правах, до и после осуществления формирующей работы, представлены в таблице 5.

Данные таблицы позволяют определить положительную динамику в ответах детей. Увеличилось количество детей, которые знакомы с документами о правах детей, понимают значимость правовых знаний и могут привести от 3 до 5 примеров прав детей. Изменились и представления дошкольников о собственных возможностях в реализации прав детей: все участники опроса на заключительном этапе проекта, оценивают себя, как способных, в плане защиты собственных прав и прав других детей. Здесь, несомненно, присутствует детский максимализм, неадекватно высокая оценка собственных возможностей и некритичность мышления, но, вместе с тем, принимая во внимание содержание формирующей работы, направленной на формирование правовых знаний детей посредством сказки, - такие результаты вполне закономерны, т.к. дошкольники идентифицируют себя со всемогущими сказочными героями.

 

 

Таблица 5

Результаты исходного и заключительного опроса детей старшего дошкольного возраста «Права ребенка»

Вопросы

Правильные ответы (%)

 

Входной

контроль

Итоговый

контроль

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

70,6

94

2. Как ты думаешь, что такое право?

47

70,6

3. Какие права есть у тебя и других детей?

0

41,2

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

23,5

41,2

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

58,8

88,2

6. Кто защищает права детей?

29,4

47

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

88,2

100

Результаты беседы «Как поступить?» представлены в таблице 6.

Данные, полученные в результате беседы с детьми приводят к выводу о том, что имеет место положительная динамика в соблюдении не только своих прав на игру, общение, неприкосновенность, отдых, собственность, но и прав другого ребенка - об этом свидетельствует увеличение положительных ответов на все, без исключения, вопросы беседы. Кроме этого, изменилась и мотивация дошкольников в сторону усиления правовой основы поступков.

Таблица 6

Результаты исходной и заключительной беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как поступить?»

Вопросы

Положительные ответы (%)

 

Входной

контроль

Итоговый

контроль

1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

58,8

88,2

2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

23,5

76,2

3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

88,2

41,2

4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

47

29,4

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

58,8

11,7

6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

41,2

29,4

Результаты исследования способности ребенка оперировать правовыми знаниями и реализовывать правовое поведение в различных видах деятельности представлены в таблице 7.

Таблица 7

Уровни успешности выполнения теста

«Что такое хорошо и что такое плохо», %

Уровни успешности

Исходный этап эксперимента

Заключительный этап эксперимента

Высокий

43,7

64,3

Средний

36

28,6

Низкий

21,3

7,1

Результаты тестирования показали, что повысилась способность детей к оперированию правовыми знаниями в деятельности и реализации правового поведения в различных сферах: уменьшение количества детей с низким уровнем сформированности способности к правовому поведению произошло за счет перехода большего количества детей на более высокие уровни сформированности.

Таблица 8

ФИО ребенка

Уровень сформированности правовых знаний по I критерию

Уровень сформированности правовых знаний по II критерию

Уровень сформированности правовых знаний по III

Общий уровень сформированности правовых знаний

1.Арина Б.

низкий

средний

средний

Средний

2.Глеб Б.

средний

высокий

средний

Средний

3.Вика Г.

низкий

средний

низкий

Низкий

4.Оля Д.

высокий

высокий

высокий

Высокий

5.Лиза И.

высокий

средний

высокий

Высокий

6. Саша И.

высокий

высокий

высокий

Высокий

7. Полина К.

средний

средний

высокий

Средний

8.Соня К.

средний

средний

средний

Средний

9.Галя К

низкий

средний

средний

Средний

10.Вика М.

высокий

высокий

высокий

Высокий

11.Настя П.

средний

средний

высокий

Средний

12.Даниил П.

средний

высокий

высокий

Высокий

13.Илья С.

средний

средний

высокий

Средний

14.Егор Х.

высокий

высокий

высокий

Высокий

15.Слава Ш.

высокий

высокий

высокий

Высокий

16.Полина Ш.

средний

средний

средний

Средний

17.Ксения Ю.

средний

средний

средний

Средний

В результате проведения заключенной диагностики было выявлено, что 38,9% смогли достичь высокого уровня сформированности правовых знаний, 53% оказались на среднем уровне, только 7,1% остались на низком уровне сформированности правовых знаний (Таблица 8).

Заключение

Формирующая работа осуществлялась через проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций), продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, использование материала сказок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие, создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей; поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя.

При отборе содержания материала, на основе которого осуществлялось формирование правовых знаний детей, мы учитывали возрастные особенности старших дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

 

Список литературы

Абросимова, Т.К. Работа в педагогическом коллективе по изучению

Конвенции о

правах ребенка и содействию в их реализации [Текст] / Т.К. Абросимова. - Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных

учреждениях.

-М.: Педагогическое общество России, 2005. - С. 17-38.

Доронова, Т.Н Защита прав и достоинства ребенка [Текст] / Т.Н. Доронова. – М, 2003. – 207с.

Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2004. – 351 с.

Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность [Текст] / Г.И. Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

К.Д.Ушинский о воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов[Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / [сост. Н.М. Матвеева]. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 190с.

Ксензова, Г. Ю. Деятельностно-отношенческий подход к воспитанию детей и молодёжи. Концепция

[Текст] /Г.Ю. Ксензова

. - Тверь: ТвГУ, 2005.

Люблинская, А. А. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] : Учебное пособие для вузов / А.А.Люблинская. - Москва : Просвещение, 1971. - 416с.

Малахов, В. П. Проблемы правовой культуры и личности

[Текст]

/ Малахов, В. П. Основы философии права: учеб, пособие для вузов / В. П. Малахов. - М., 2005. - С. 186-204.

Мордовец, А. С. и др. Права человека и деятельность органов внутренних дел

[Текст] /

. А. А. Магомедов, Л. В. Силантьева, А. А. Чинчиков. - Саратов, 1994. - 134 с. :

Мухина, В.С. Психология дошкольника

[Текст]

/ В.С. Мухина. – Москва : Просвещение, 1975. – 239 с.

Программа воспитания и обучения в детском [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях

[Текст] /

М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.

Вачков, И. Введение в психологию сказки /

http

://

psy

.1

september

.

ru

/2001/12/12_13.

htm

Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой/ Онлайн Библиотека

http

://

www

.

koob

.

ru

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×