Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы интеграции предметов: литература, история, основы православной культуры | Рылова Надежда Александровна. Работа №334525

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

       Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Приемы интеграции предметов:

история, литература, основы православной культуры

 

Рылова Н. А.

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

ЯНАО, г. Ноябрьск

 

Интеграция  разнопредметных знаний и разных форм познания человеческого бытия – это, с одной стороны, важнейшее условие, необходимое для реализации принципа единства обучении, воспитания и развития личности, а с другой -  гуманизации и гуманитаризации содержания  естественно –научного образования, воплощения в нем идей диалога культур. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны, одна из них интеграция. Интеграция предметов позволяет более эффективно формировать целостность мировоззрения, мировосприятия, устанавливать прочную связь между событиями и явлениями мира.  Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.  

Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. 

 

Актуальность духовно – нравственного развития личности.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, наука, религия, природа¸ человечество.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Приемы интеграции предметов: истории, литературы и православной культуры.

 

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина».

Приемы практического осуществления связей между литературой и историей:

-внимание к хронологии  и её роли в художественном произведении;

-привлечение  дополнительного материала исторического значения;

-воссоздание картин эпохи путем словесного рисования;

- моделирование — создание модели эпохи, работа над словарем «эпохи»

В процессе интеграции литературы и истории у обучающихся вырабатываются следующие исследовательские умения:

- выполнять элементарные исследовательские работы;

- применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;

-  осмысливать связь произведений, вписанных в единый контекст литературы;

- выражать свою гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и настоящего;  

- аргументировать свою позицию, владея логическими приемами рассуждения и доказательства на историческом материале;

- анализировать исторический документ;

- составлять тезисы, конспекты, писать рефераты.  

 

Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи:

формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

История, как предмет, помогает формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов и духовными ценностями человечества. Такими источниками нравственности и морали могут стать:

труды выдающихся мыслителей

,

как

отечественных и зарубежных;

народная педагогика;

нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников.

Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера.

Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура, и патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.

Именно использование таких форм работы и позволяет интегрировать различные учебные предметы (история и литература, история и ИЗО, история и МХК), и задача учителя умело подбирать к уроку материал с нравственным уклоном.

Примером такой литературы могут служить различные литературные тексты, например,

- «Повесть временных лет»;

-Житие святых Бориса и Глеба;

- Житие Александра Невского;

- рассказы и даже видеоролики о Сергии Радонежском;

-«Поучение Владимира Мономаха детям»;

Задонщина»;

-«Домострой»;

-«Юности честное зеркало»;

-«Наука побеждать» А.В.Суворова;

- произведение, раскрывающие русский патриотизм в эпоху Смуты;

- произведения об Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной и других войнах и т.д.

На уроках истории мы изучаем прошлое, и каждый раз убеждаемся, что сила духа и непобедимость нашего народа в его единстве, а объединяющей силой уже более 1000 лет является православие, высоконравственные  христианские идеалы. Может ли учитель на уроке истории рассказать об особенностях русской литературы и искусства, не затрагивая  основ православной культуры нашего народа. Интеграция различных учебных предметов гуманитарного цикла и основ православной культуры дает свои, подчас очень сильные по эмоционально-нравственному воздействию результаты. Использование нестандартных форм, таких как интегрированные уроки, диспуты, встречи, конференции, праздники, посвященные русским православным традициям, превращает процесс воспитания и образования в совместное творчество, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, его гармоничному развитию, воспитывает важные качества личности:  милосердие, доброту, умение выражать свое мнение, слушать и слышать других. Они вызывают желание больше узнать о героическом прошлом своего народа и стать достойным продолжателем его традиций, настоящим патриотом нашей великой Родины.

Таким образом, духовно – нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер и дает учителю много возможностей в этом направлении, позволяет формировать у современного ученика такие качества как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

 

 

Интернет источники:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/194055-statja-priemy-integracii-predmetov-istorija-l

https://multiurok.ru/index.php/files/iz-opyta-raboty-nauchnogho-obshchiestva-uchashchik.html

https://kopilkaurokov.ru/orkise/prochee/puti_intieghratsii_shkol_nykh_priedmietov_s_tsiennostnym_sodierzhaniiem_priedmie

https://www.1urok.ru/categories/14/articles/13975

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/194055-statja-priemy-integracii-predmetov-istorija-l

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×