Приемы Монтессори в сенсорном развитии детей 1.5 лет | Бутакова Юлия Николаевна. Работа №298881
Автор: Бутакова Юлия Николаевна
Мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год к нам приходят малыши в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет. Принимая таких маленьких детей, мы сталкиваемся с различными трудностями. Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные особенности, определяющие дальнейшее его развитие. В этот период закладываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, творческие возможности и другие.
У большинства маленьких детей раннего возраста, которые приходят к нам в группу, очень часто еще не развита речь, плохо развита мелкая и общая моторика. Так как дети еще совсем маленькие, у многих плохо развита координация движений. Мы помогаем таким деткам постоянно развивать эти навыки. Изучив некоторые методики развития детей раннего возраста, мы решили, что методика М. Монтессори наиболее эффективна для дальнейшего развития наших воспитанников.
Главной особенностью развития детей раннего возраста является осознание себя отдельной личностью. Для этого решения есть у ребенка внутренние силы и предусмотренный природой механизмы развития. Задача взрослого – успеть на раннем этапе создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешнотеоритечкая основа и практические приемы работы с детьми 1.5 лет . диагностический материал. в статье предложены обучающие игры и приемы организации работы с детьми раннего возрааста, в овладеннии сенсорными понятиями. автор использует материалл Матессори. описание игр позволит заинтересовавшимся создать своими руками пособия, которые помогут развить у детей соснорные понятия.
Использование приемов Монтессори
в работе с детьми раннего возраста
Бутакова Ю. Н., Алексеева В. В., воспитатели
Мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год к нам приходят малыши в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет. Принимая таких маленьких детей, мы сталкиваемся с различными трудностями. Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные особенности, определяющие дальнейшее его развитие. В этот период закладываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, творческие возможности и другие.
У большинства маленьких детей раннего возраста, которые приходят к нам в группу, очень часто еще не развита речь, плохо развита мелкая и общая моторика. Так как дети еще совсем маленькие, у многих плохо развита координация движений. Мы помогаем таким деткам постоянно развивать эти навыки. Изучив некоторые методики развития детей раннего возраста, мы решили, что методика М. Монтессори наиболее эффективна для дальнейшего развития наших воспитанников.
Главной особенностью развития детей раннего возраста является осознание себя отдельной личностью. Для этого решения есть у ребенка внутренние силы и предусмотренный природой механизмы развития. Задача взрослого – успеть на раннем этапе создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.
В центре внимания Монтессори-педагога – ребенок с его индивидуальными потребностями, с его уникальной и неповторимой жизнью. Познание ребенком окружающего мира происходит в индивидуальном темпе через чувственный опыт с предоставлением свободы выбора, движения, деятельности. Поэтому важной составной частью «подготовительной среды» стал дидактический материал, который по своей структуре и логической последовательности соответствует сенситивным периодам развития ребенка, а своей красотой, привлекательностью зовет к активности и самостоятельности.
Подход М. Монтессори отличается тем, что здесь, прежде всего, ценится самостоятельное выполнение заданий ребенком без принуждения и вмешательства взрослых. М. Монтессори писала: «Ребенок 1-3 лет развивается при помощи своих рук, пользуясь ими как инструментом человеческого интеллекта».
Очень важным в методике Монтессори является гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика способствует развитию у ребенка собственной мотивации к активной деятельности, обогащает сенсорные впечатления, дает возможность непосредственного восприятия положительных образцов социального поведения, показывает способы рациональной деятельности с предметами, а также способов эмоционального реагирования.
Одним из важнейших факторов системы Монтессори является создание для ребенка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал.
Как же строится работа?
Около 90% времени занимает самостоятельная работа с учебными материалами. Монтессори-материалы – нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. У нас в группе это геометрические тела, дощечки, рамки, имеющие различный цвет, фактуру. Это также различные застежки, шнуровки… Кроме того, в рабочей среде присутствуют предметы повседневного обихода: совочки, кухонная посуда, тазики для стирки, воронки для экспериментирования, расчески, фены… Все они в свободном доступе и из натуральных материалов. Через окружающую среду на подсознательном уровне ребенок вбирает в себя все оптические, тактильные, акустические впечатления, язык, движения, культуру, отношение к нему людей. Наш воспитанник трогает предметы, которые видит; слышит, как называют их взрослые; он много двигается.
Сенсорная зона выполняет следующие задачи:
усвоение абстрактных понятий;
классификация собственных ощущений;
развитие моторики, координации движения;
развитие осязания, обоняния;
развитие слуховой памяти;
развитие вкусовых ощущений.
Задачи педагога:
Предоставить каждому ребенку возможность развивать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединить движение руки с работой интеллекта.
Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, чувство темпа.
Через развитие
сенсомоторики
подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.
Поощрять умения удивляться, радоваться собственным открытиям.
Создавать благоприятные условия для деятельности: позитивная позиция педагога. Индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
Кроме того, исходя из индивидуальных особенностей коллектива детей, их интересов и возможностей, используем собственные разработки дидактических пособий на основе методики Монтессори.
Меняя, варьируя и наблюдая за интересом детей к созданной развивающей среде, можно зафиксировать процесс развития каждого ребенка и становления группы в целом. Для этого мы используем диагностические карты (ключ к карте: «+» – успех; «–» – не проявляет).
Используя методику Монтессори в своей работе с детьми раннего возраста, мы добиваемся видимых результатов.
К концу года дети могут:
самостоятельно взаимодействовать с предметами;
реализовывать своё право на свободный выбор материала;
получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;
доводить начатое дело до конца;
самостоятельно убирать материалы на свое место.
На основе фактов целенаправленного педагогического наблюдения за поведением ребенка, его интересами, проявлениями инициативы, предпочтениями можно судить о том, что система работы, опирающаяся на методику М. Монтессори актуальна, позволяет определить и создать условия для развития у воспитанников самостоятельности, инициативности, готовности получать знания.