Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы работы над унисоном в детском хоре | Елена Николаевна Кузнецова. Работа №301216

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елена Николаевна Кузнецова
Унисон в хоровом пении имеет историческое значение. Хоровое исполнительство в своей первоначальной форме организовалось именно через унисонное пение. Для европейской хоровой культуры было характерно унисонное или октавное хоровое пение. Когда унисонное пение художественно окрепло, профессионально оформилось и стало привлекательным для слушательской аудитории, появились ранние формы двух-трёх и многолосия. Принципы деления хора на голоса, равно как и состав хора, эволюционировали вместе с развитием вокально - хоровых жанров.

Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа

 

 

 

 

 

Приемы работы над унисоном в детском хоре

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Е.Н. Кузнецова

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск 2022

 

Практика работы в школе показывает, что многие дети приходят на хоровые занятия и начинают петь голосом почти не отличающимся от разговорного. Причины этой ситуации очевидны. То, что считалось раньше естественным, например пение мам

колыбельной, сегодня встречается крайне редким. В то же время каждый физически здоровый ребенок способен правильно интонировать мелодию. Исследование психологов показывает, что немузыкальных детей не существует. Поэтому при систематическом и планомерном обучении, учитывая

индивидуальные и возрастные особенности у всех детей можно развить музыкальные способности. Создание хорового коллектива не происходит мгновенно. Перед хормейстером стоит немало проблем: организация хора, создание особенно психологического

климата в коллективе, умение привить любовь к детям в работе над звуком, произведениям, вокально – хоровые задачи и т

Но если обобщить эти все правила, то все они укладываются в самое главное: воспитание и развитие вокально - хоровых навыков, музыкального слуха детей, воспитания навыков унисонного и многоголосного пения. При этом все задачи взаимосвязаны друг с другом. Например: нельзя заниматься формированием вокальных навыков без музыкально слухового восприятия.

Основные методы слухового развития детей на занятиях в хоре, это ладовое воспитание, пение, а капелла, при активной аналитической деятельности хориста, возможно использование ручных знаков и других наглядных пособий.

Унисон в хоровом пении имеет историческое значение. Хоровое исполнительство в своей первоначальной форме организовалось именно через унисонное пение. Для европейской хоровой культуры было характерно унисонное или октавное хоровое пение. Когда унисонное пение художественно окрепло, профессионально оформилось и стало привлекательным для слушательской аудитории, появились ранние формы двух-трёх и многолосия. Принципы деления хора на голоса, равно как и состав хора, эволюционировали вместе с развитием вокально - хоровых жанров.

Таким образом, в историческом ансамблевом пении видятся предпосылки современной хормейстерской работы от унисона к многоголосию. В основе музыкально слухового развития лежит формирование унисона, а затем навыков многоголосного пения. Унисон в детском хоре особая забота хормейстера.

 

 

 

 

 

 

 

Хоровой унисон, от латинского - единозвучие. Как указывает Н.В. Романовский унисон или унисонный строй, это слияние отдельных звуков исполнителей хоровой партии в один общий звук. Пения чистого унисона всегда сопряжено с правильным звукообразованием, певческим дыханием, единой вокальной манерой, дающей в итоге сочетаемый тембр различных голосов или хоровой унисон. Психологами доказано, что немузыкальных детей не существует. Поэтому при систематическом и планомерном обучении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, у всех детей можно развить музыкальные способности. Чтобы

добиться чистоты унисона в хоре, руководитель должен, прежде всего, научить детей единой вокальной манере.

На качество унисона влияют самые разнообразные факторы, прежде всего неоднородность певческих тембров. Сложить в едином стройном звучании голоса, обладающие различными тембровыми свойствами, - порой неразрешимая задача. Так, например голоса светлого лёгкого тембра не сливаются с тёмноокрашенными голосами, глубокими по наполнению.

Серьёзные проблемы в создании чистого унисона возникают и в том случае, когда певцы хора поют звуком разной плотности

«широким» и «узким», «полётным» и «не полётным», а также сиплым звуком. Поэтому, необходимо добиваться единства в звукообразовании, общей вокальной манеры. Сведение правильно интонирующих голосов к унисонному звучанию - основная задача, стоящая перед коллективом и руководителем. Главным шагом к чистому интонированию и восстановлению координации между слухом и голосом, правильному звукообразованию является развитие головного регистра и как следствие головного резонирования. В связи с чем, для активизации головного регистра следует использовать упражнения для распевания высокую тональную отстройку, ля 1 октавы си, си ь 1 октавы, до 2 октавы, добиваясь на этом участке диапазона удержание высокого тона и стараясь потянуть ноту.

Г.П.Стулова так же говорит о том, что на начальном этапе обучения пению необходимо сначала научить формировать звук в фальцетном регистре, за тем переходить к миксту. Данный метод очень эффективен. После устойчивого удержания одного, двух звуков в головном регистре, можно использовать упражнения основанное на трихордовой, нисходящей попевши, которая исполняется до тех пор, пока интонация сохраняет чистоту и головной режим звукообразования.

Воспитание унисонного пения способствует зарождению хорового ансамбля и хорового строя и должно начинаться с твёрдого правила: в примарной зоне на простых попевках, насчитывающих один-два звука, вначале следует достичь интонационного единства и затем закрепить его. Чрезвычайно важно при этом научить певца слышать свой голос в сочетании с голосами других певцов. В

данной ситуации весьма желательна поддержка на инструменте (фортепиано, скрипке) или голосом хормейстера. Хотелось бы отметить, что учителя пения и регенты дореволюционной России проводили хоровые спевки, сопровождая пение собственной игрой на скрипке. Это неудивительно, так как скрипка наиболее близка человеческому голосу. Поющие, прислушиваясь к звучанию инструмента, имеют возможность имитировать интонацию, манеру звуковедения и тонкость штрихов. Воспитания унисонного пения должно начаться с твердого правила пения в высокой зоне, на простых попевках, насчитывающих один, два звука, постепенно

расширяя диапазон, используя слоги «лю», «ле», так как сочетание согласных с округлыми гласными «у», «ю», «е», формирует узкий, четко фиксирующую высоту звука. Данные гласные так же

способствуют активизации работы голосовых связок и дыхания, а так же помогают выработке пению на зевке. Использование гласного «у» в упражнениях позволяет в хоре выработки единой манеры пения. Так же как и пение, закрытым ртом. Гласная «у»

быстро собирает звук и формирует высокую певческую позицию. Хорошо развивает слух и пение мажорного звукоряда, а также интервалов. Мелодические линии разучиваемых произведений сотканы из всевозможных интервалов. Каждый из них имеет свою собственную интонационную природу и механизм исполнения: чистые интервалы - прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5) - интонируются устойчиво; малые большие – секунды (м.2, б.2), терции (м.3, б.3), сексты (м.6, б.6) и септимы (м.7, б.7) – с

односторонним сужением и расширением); увеличенные и уменьшённые - ув.4, ум.5, ув.2, ум.7 - с двусторонним расширением и сужением. Область в интонировании интервалов составляет пение секунд. Хрестоматийными стали слова хормейстера Н. М.

Данилина, обращённые к певцам: «Самое трудное

петь тон и полутон. Основа чистого пения - пение целого тона

 

вверх. Когда мы берём хоровую партитуру и видим в партиях много больших секунд наверх, мы знаем, что это будет трудно для хора».

Интонирование диатонических и хроматических полутонов также имеет свои особенности: диатонические поются тесно; хроматические - широко.

В интонировании ступеней мажорного и минорного ладов интервалика индивидуализирована и зависит от внутриладовых тяготений.

Так, I, IV, V ступени в мажоре и миноре, не могут звучать выше или ниже заданного тона. Однако если хор будет петь в

миноре I и V ступени так же устойчиво, как в мажоре, то эти ступени окажутся звучащими ниже заданной ладотональности. Чтобы сохранить нужную высоту лада, певцам необходимо интонировать I и V ступени с тенденцией к повышению;

IV ступень при движении мелодии вверх исполняется с тенденцией к повышению, а при движении мелодии вниз - с тенденцией к понижению.

III ступень, как характеризующая лад, в мажоре интонируется высоко, в миноре - низко. Плохое в акустическом отношении звучание даёт и чрезмерно низкое интонирование терции в минорном трезвучии.

с

тупень натурального минора и гармонического мажора интонируется

с

тенденцией

к

понижению.

В

натуральном

мажо

ре

и мелодическом миноре - интонируется высоко.

ступень

в

мажоре

и

гармоническом

миноре,

как

вводный

тон, интонируется очень высоко и звучит выше темперированного

звука.

В натуральном миноре интонируется с тенденцией к понижению и по высоте своей приближается к натуральной.

 

Таким образом, перед хормейстером возникает сложная задача – добиться в репетиционной работе чистого интонирования интервалов вокальным унисоном образованным хоровой партией. Группой партий, всем хором.

Унисон в хоре - основная забота хормейстера. Работа над унисоном в хоре сопровождает весь репетиционный процесс не только в начинающем коллективе, но и в сложившихся коллективах, имеющих профессиональную выучку. Не следует преждевременно

 

переходить к этапу работы с многоголосными произведениями, не закрепив ориентированность певцов в твёрдом унисонном звучании. Это самое главное условие в хоровой работе начального периода. Ранний переход хора на многоголосное пение может повлечь за собой «неряшливость» интонации, что в итоге создаст трудности хорового строя и ансамблирования.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриевский

Г.А.

Хороведение

и

управление

хором. –

М.,

1957.

Егоров

А.А.

Теория

и

практика

работы

с

хором. –

Л.,

1951.

Левандо

П.

П.

Хороведение

.

-

Л.,

1982

г.

Стулова

Г.

“Теория

и

практика

работы

с

детским

хором”. Учебное пособие – М., «ВЛАДОС», 2002.

Чесноков

П.Г.

Хор

и

управление

м

:

Пособие

для

хоровых дирижёров. – М., 1961.

Выготский

Л.С.

«

Вопросы

детской

психологии»1997

Емельянов

В.

«

Развитие

голоса»

Координация

и

тренинг

2015

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×