Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приёмы работы с текстом. Диалог с текстом. | Ворона Лариса Леонидовна . Работа №333989

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета. Чтение – это беседа автора книги с читателем. В методике работы с текстом есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите.

 

 В статье описаны некоторые приёмы работы с текстом в начальной школе: комментированное чтение, диалог с автором, диалог с текстом, представлен   фрагмент урока с использованием этих приёмов.

 

Приёмы работы с текстом.

В рамках самообразования тема, над которой я работаю с 2022 года «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, констатирующих, что число постоянно читающих в нашей стране за последние годы значительно уменьшилось. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Центральное место в перечне ключевых компетентностей, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» занимает читательская компетентность.
Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета. Чтение – это беседа автора книги с читателем. Книга для того и существует, чтобы фиксировать, хранить, передавать читателям заключенный в ней опыт, т.е. просвещать их. А читатели – это собеседники книги.

Одна из основных задач учителя начальных классов – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:1) выделение ключевых слов; 2) беседа; 3) составление плана; 4) построение структурной модели текста; 5) наблюдение над системой образов (в 3–4м классах, без введения этого понятия); 6) комментированное чтение; 7) диалог с автором через текст и др. Приёмов анализа текста много и определяются они художественной задачей текста, его родово-жанровой спецификой и пр. Особое внимание заслуживает комментированное чтение и диалог с автором через текст - это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором департамента методики обучения Н.Н. Светловской, предполагает использование этих приемов как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим

наши предположения».

Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором. Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.

Что такое комментированное чтение? На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? 1.Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. 2.Если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с учительской (субъективной!) точкой зрения. 3.Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда он «вязнет» в своих комментариях, формулирует громоздкие вопросы и повторяет их по нескольку раз, пытаетя сь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст лавная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно позволять им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, учитель может предложить им начало ответа, подсказав ответ интонацией.

4.Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! 5. Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что педагог можете в любой момент прервать чтение ребенка. 6.Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего желательно использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе...», «Увидели? Представили?»и др.); в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»). Преподавателю важно следить за своей речью, стараясь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п. Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию. 7. И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

Какими могут быть ответы учащихся на уроках литературного чтения?

На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими

и развернутыми. В ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов. Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные

вопросы учителя (Куда ...? С кем ...? Когда ...? Кто ...? Что такое ...? О чем ...?

и т.п.), которые в основном не носят аналитического характера и в 3–4-м классах почти уходят с урока.

В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите.

 

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения.

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

Психологи, психолингвисты говорят о том, что во время диалога с автором

происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений (см. в журнале «Начальная школа плюс До и После», 2002, No 8, статью О.В. Соболевой и С.А. Дыбленко «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»; книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Как учить работать с книгой» – М., 1995 –

и другие книги этих авторов).

Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст? Практика показала, что наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько прием «погружения» в текст соответствует художественной задаче произведения, его особенностям.

В наши учебники включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору, поэтому учителю необходимо 1)научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой ...? Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения (это возможно сделать уже в конце 1-го класса). Г.Г. Граник (профессор, академик РАО) предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Происходит подмена скрытых авторских вопросов вопросами учительскими, которые уместно задать при обобщающей беседе. Оставляя сигналы в тексте, необходимо учитывать, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ - иногда для этого не хватает текстовой информации.

Фрагмент урока литературного чтения, с использованием приема активного вычитывания текстовой информации (диалог с текстом)

по теме «Настоящие друзья детства» по произведению В. Драгунского «Друг детства».

Обозначения: У (учитель), Д (дети-учащиеся)

Знакомство с автором.

У. - Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

Д. (Дети читают слайд «Виктор Юзефович Драгунский»)

У. - Виктор Драгунский не собирался становиться писателем. Но у него родился сын Дениска (смотрят очередной слайд) и с ним случались разные смешные истории, которые и стал записывать Драгунский. Так появился сборник «Денискины рассказы» (слайд с изображением сборника). В этот сборник входят 45 увлекательных и смешных историй, случившихся с Дениской. Одну такую историю сегодня мы прочитаем.

Работа с текстом во время чтения.

Предметные УДД: воспринимать на слух художественный текст.

Личностные УДД: эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции.

Познавательные УДД: ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УДД: работа в паре, слушать и понимать других.

У. – Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?

Д. - Мальчик. Дениска.

У. – Как вы думаете, почему он в боксёрских перчатках?  (Предположения детей).

У. – Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?

У. - Давайте, посмотрим на иллюстрации, прочитаем ключевые слова и предположим, о чем или оком будет этот текст.

Д. Предположение детей.

У. - В тексте будет много трудных слов и словосочетаний, поучимся их читать в тетради на стр. 4 задание 1. Поработаем в парах, читаем слова по очереди и пробуем объяснить смысл друг другу. Если что-то непонятно, подчеркните карандашом.

Чтение слов и объяснение их смысла.

У. - Во время чтения произведения вам встретятся трудные слова, я предлагаю потренироваться в их чтении (здоровущего, тренируйся, обрадовался, сподручней, поудобнее, собственный,  стеклянный, наволочки) - Все слова понятны?

Словарная работа.

Сподручней – удобнее.

Сколько душе угодно - очень много.

Груша - спортивный снаряд.

Работа с учебником.

У. – Откройте учебники на странице 16 и найдите текст, посмотрите, из скольких частей он состоит?

Д. Дети рассматривают текст.

У. - Сегодня на уроке мы будем читать это произведение. Мы будем во время чтения вести «диалог с автором», это значит, что я буду останавливаться во время чтения, буду вам задавать вопросы или вы мне, т.е. как бы автору, будем на них отвечать или предполагать дальнейшие события. А затем проверять, что автор говорит об этом в тексте. Давайте будем учиться новому приему чтения.

Чтение 1 части в режиме «диалог с автором». Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

У. – Ребята, как вы думаете, кем станет Дениска, когда вырастет?

Д. - Боксёром.

У. - Молодец, хорошая мысль. Сейчас мы продолжим знакомство с произведением и проверим это предположение.

Чтение 2 части в режиме «диалог с автором». То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом: — Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

— Папа, купи мне грушу!

— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

— А тебе зачем? — сказал папа.

— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.

— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.

— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

У. - Догадаемся, в каком значении употребляется слово «утиль». Откроем тетрадь, стр. 4 задание 3. Посовещайтесь в парах.

Д. Дети читают задание, совещаются.

У. - Кто догадался? Молодцы. Проверим (слайд), прочитайте, что такое «утиль». (Самостоятельная проверка).

У. - Продолжаем читать дальше. (Дети следят за чтением).

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

У. – Ребята, как вы думаете, что будет дальше? Выскажите свои предположения.

Д. Учащиеся озвучивают свои предположения.

У. - Спасибо, интересное предположение. Продолжаем читать дальше. (Дети следят за чтением).

— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?

У. – Как вы думаете, что произошло с Дениской?

Д. Возможно, дети предположат, что герой пожалел своего Мишку.

У. - Молодцы! Все интересно размышляли. Продолжаем читать дальше. (чтение текста до конца. Дети следят за чтением).

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

— Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

У. - Вы хорошо следили за моим чтением, глазки у вас устали и поэтому мы отдохнем.

Физкультминутка. Далее работа с текстом после чтения.  Обобщающая беседа.

 

Использованная литература

Граник

, Г. Г. Восприятие школьниками художественного произведения

[Текст] / Г. Г. Граник, JL A. Концевая // Вопросы психологии. 1996. - No 3. - С.

43-53.

Ж

урнал «Начальная школа плюс

Д

о и После», 2002,

No

8, статью О.В. Соболевой и С.А.

Дыбленко

«Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»; книгу Г.Г.

Граник

, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Как учить работать с книгой» – М., 1995

Лазарева, В. А. Технология анализа художественного текста на уроках

литературного чтения в начальной школе [Текст] / В. А. Лазарева. - М.:

Оникс, 2006.-96 с.

Светловская

, Н.

Н.

Методика

обучения творческому чтению : учеб

.

п

особие для вузов / Н. Н.

Светловская

, Т. С.

Пиче-оол

. — 2-е изд.,

испр

. и доп. —

М.: Издатель

ство

Юрайт

, 2017. — 293 с. — (Серия :

Университеты России)

Соболева, О. В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд

учителя [Текст] / О. В. Соболева, С. А. Быбленко // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – No 8. – С. 18–22

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×