Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Принцип интеграции в логопедической деятельности | Никифорова Татьяна Шахларовна. Работа №333988

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Принцип интеграции в логопедической деятельности. Взаимодействие всех специалистов для успешного усвоения образовательной пограммы детьми с ОВЗ.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать интегрированную форму проведения. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

Принцип интеграции в логопедической деятельности

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать интегрированную форму проведения. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

Интеграция – объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области, которые должны соответствовать основному требованию дошкольной и коррекционной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Одним из важных условий организации коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является комплексность

воздействия на речь и личность ребёнка. Комплексный подход предполагает

взаимодействие разных специалистов ДОУ: логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя и др. Интегрированные занятия в практической деятельности логопеда могут предусматривать сотрудничество педагогов ДОУ в рамках занятия, либо самостоятельное использование логопедом методов и приемов работы других специалистов.

На интегрированном занятии возможно решать множество коррекционных

и образовательно–воспитательных задач, задач по развитию двигательной

активности, психических процессов, здоровьесберегающих задач. Проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки всех вовлеченных педагогов. Интеграция охватывает всю деятельность педагогов в логопедической группе. Работа педагогов коррекционных садов обычно планируется по лексическим темам. Лексическая тема в течение недели проходит через всю организованную педагогами деятельность и режимные моменты, это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности. Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение уже полученных.

Целесообразность использования интегрированных занятий для детей с

нарушениями речи обусловлено целым рядом причин:

- интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Такой принцип способствует формированию целостной картины мира у детей в своем многообразии и единстве, в то же время способствует снятию утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности;

- интегрированные занятия развивают потенциал детей, побуждают к активному познанию и осмыслению окружающей действительности, способствуют развитию логики, мышления. У детей появляется возможность реализовать свои творческие способности, коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия;

- форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна,позволяет решать множество коррекционно–развивающих задач. Структура отличается четкостью, компактностью, большим объемом информативности. При этом чередование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности и результативности занятий.

Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.

     Наконец, интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

     Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.

     Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

     На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

     Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

     Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

     Интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

      Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровье сберегающие задачи:

-     Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

-      Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

-      Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

-      Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

 

     Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:

1.  Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин.

2.  Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

 

     Задачи первого типа интеграции:

-      Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, логопедов, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.

-      Совершенствование системы психолого-педагогического  сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.

-      Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

-      Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

     Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.

     Модели интеграции могут быть следующие:

1.  Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2.  Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

     Рассмотрим возможные модели совместной работы разных специалистов в логопедических группах компенсирующей направленности.

1. Логопед – музыкальный руководитель

           На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

-      Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

-      Формирование чувства темпа.

-      Развитие мышечного ощущения направления движения.

-      Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

-      Развитие ощущения ритмического стиля  - чувства акцента, чередующихся ударений.

-      Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

-      Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

-      Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.

-      Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

      Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

2. Логопед – воспитатель

      Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Ежедневно прописываются задания логопеда воспитателям в тетрадь взаимосвязи.

     Эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

     Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

-      Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

-      Формирование и развитие словарного запаса.

-      Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

-      Формирование познавательного интереса, любознательности.

-      Развитие связной речи.

-      Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

-      Формирование учебных знаний, умений и навыков.

      Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

-      Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например:

-      Развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

-      Развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

      В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

3. Логопед – физинструктор

     Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они, как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

      Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

-      Развитие общей и мелкой моторики.

-      Развитие пространственных ориентировок.

-      Координации и ритмизации движений.

-      Снятие мышечного напряжения.

     Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

-      Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.

-      Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…).

-      Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

      

     Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×