Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приемы работы со статистическими показателями в школьной географии | Сафонова Инесса Евгеньевна. Работа №232543

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сафонова Инесса Евгеньевна
В зависимости от уровня изучения населения, в школьной географии используются различные приемы работы со статистическими показателями. На глобальном уровне важ­но ознакомить учащихся с особенностями количественных параметров населения мира, по­этому значения соответствующих показателей используются в готовом виде - представлен­ными или учителем, или в учебнике. В противоположность ему, на региональном и. особен­но, локальном уровнях существует возможность расчета различных показателей и самостоя­тельного их анализа школьниками, что не только формирует необходимые в соответствие с учебной программой практические умения у учащихся, но и прививает им навыки своеоб­разных микрогеографических исследований, позволяет сделать ряд собственных выводов и проверить их правильность. В свою очередь, у учителя использование приемов работы со статистическими показателями на уроке вызывает необходимость подбора количественных данных для расчетов и, соответственно, побуждает его к самоорганизации и творческому по­иску.

Сафонова Инесса Евгеньевна
МБОУ СОШ №7 ИГО СК
Приемы работы со статистическими показателями в школьной географии
В зависимости от уровня изучения населения, в школьной географии используются различные приемы работы со статистическими показателями. На глобальном уровне важно ознакомить учащихся с особенностями количественных параметров населения мира, поэтому значения соответствующих показателей используются в готовом виде - представленными или учителем, или в учебнике. В противоположность ему, на региональном и. особенно, локальном уровнях существует возможность расчета различных показателей и самостоятельного их анализа школьниками, что не только формирует необходимые в соответствие с учебной программой практические умения у учащихся, но и прививает им навыки своеобразных микрогеографических исследований, позволяет сделать ряд собственных выводов и проверить их правильность. В свою очередь, у учителя использование приемов работы со статистическими показателями на уроке вызывает необходимость подбора количественных данных для расчетов и, соответственно, побуждает его к самоорганизации и творческому поиску.
Расширение приемов самостоятельной учебной работы учащихся со статистическими показателями осуществляется постепенно по мере освоения учебного материала. При этом происходит поэтапное расширение числа изучаемых показателей и усложнение приемов работы с ними (табл.1).
Таблица 1
Приемы работы со статистическими показателями в школьном курсе географии
Класс
Используемые показатели
Приемы работы со статистическими показателями
VI класс. Начальный курс географии
Численность населения мира, своей страны, родного края, населенного пункта
Считывание статистических показателей из текста учебника, сравнение абсолютных данных
VII класс. География материков и отдельных стран
Численность и доля населения отдельных материков и стран, человеческих рас и крупных народов
Считывание и анализ статистических данных с карт, графиков, диаграмм, анализ статистических таблиц
VIII класс. Природа России, Ставропольского края
Численность и плотность населения отдельных стран и регионов
Анализ и построение статистических таблиц, графиков, диаграмм, расчет и анализ относительных показателей
IX класс. Общая социально-экономическая география
Х класс. Региональная социально-экономическая география
Общие демографические коэффициенты, долевые показатели структуры населения, показатели динамики демографических процессов (абсолютный прирост, коэффициент роста, темп прироста), показатели занятости, расселения населения
Расчет и анализ абсолютных и относительных статистических показателей, построение, анализ и преобразование статистических таблиц, графиков, диаграмм, картограмм, картодиаграмм, половозрастных пирамид, составление и анализ баланса трудовых ресурсов.
XI класс. Глобальная география
Общие и специальные демографические коэффициенты, долевые и уровневые показатели демографических явлений
Анализ и интерпретация статистических данных, составление и анализ демографических прогнозов и моделей
Для эффективного использования системы статистических показателей необходимо чтобы учащиеся знали сущность, назначение статистических показателей, имели навыки их расчета, анализа и интерпретации. Поэтому, методика обучения статистическим показателям, характеризующим население, в школьной географии должна включать в себя несколько последовательных этапов:
I этап - формализация показателя, заключающаяся в приведении его названия и условного буквенно-символьного обозначения.
II этап - определение показателя и раскрытие целей его применения, что позволит учащимся сделать его использование в практических целях осознанным.
III этап - решение математической модели, когда учитель должен представить ученикам формулу для исчисления вводимого показателя и определить его единицы измерения. Эффективным приемом мы считаем не простое написание формулы показателя в готовом виде, а выведение ее вместе с учащимися из определения.
IV этап - географическая интерпретация статистического показателя при которой происходит переход от математической модели к реальным географическим условиям. На этом этапе происходит вычисление конкретных значений показателя по представленным учителем или в учебнике данным и анализ полученных результатов.
В работе учащихся со статистическими показателями используются приемы практической деятельности, позволяющие освоить и самостоятельно применять их в учебных ситуациях: сбор статистических данных о населении, сравнительная характеристика населения двух стран мира, вычисление и анализ обобщающих статистических показателей, построение и анализ таблиц, графических и картографических изображений, отображающих особенности населения.
Сбор необходимых статистических данных, характеризующих населения, связан с раскрытием его качественных и количественных признаков. На этой стадии работы учащиеся должны четко осознавать, какие показатели раскрывают те или иные демографические процессы и пропорции, и для каких учебных целей они используются. Сбор статистических данных о населении, как правило, осуществляется учащимися в готовом виде: из текста учебника или таблиц. Они применяются для иллюстрации какого-либо процесса или явления, подтверждения теоретического положения или же дальнейшей работы с ними, на основе других приемов учебной деятельности.
Сравнение статистических характеристик является одним из базовых приемов работы со статистическими показателями и занимает особое место в географии. Умение сравнивать последовательно формируется у учащихся в процессе изучения географии из класса в класс. С целью облегчить учащимся порядок осуществления умственных действий при формировании приема сравнения им предоставляют возможность использовать различные инструкции и памятки, помогающие их осознанию.
Прием работы учащихся по определению обобщающих статистических показателей связан с их расчетом. Проведение вычислительных операций в школьной географии отражает её межпредметную связь с математикой, поэтому успешная реализация данного приема на уроках зависит от математической подготовки школьников. Задания по расчету статистических показателей, характеризующих население должны носить строго дифференцированный характер. Их значение при изучении населении заключается в более глубоком понимании учащимися сущности используемых показателей, проявлении ими самостоятельности в получении знаний, на основе рассчитанных показателей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×