Применение фольклора в работе с детьми логопедической группы для коррекции координации движений и речи | Хлабощина Галина Александровна. Работа №209101
Автор: Хлабощина Галина Александровна
В статье рассказывается о применении фольклора для коррекции координации движений и речи у детей дошкольного возраста
ПРИМЕНЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ Хлабощина Галина Александровна Воспитатель ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Современному воспитателю надо стремиться искать и использовать новейшие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Здесь очень важно разнообразие форм и методов образовательной деятельности, что позволит поддерживать у детей стойкий интерес к учебе.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала просматриваться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Для таких детей в детском саду функционирует логопедическая группа.
Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у некоторых отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Практически, у всех детей страдает память, мышление, внимание.
Для педагога в такой ситуации встает вопрос: «Как повысить интерес детей к занятиям?». Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, общее развитие личности ребенка всегда будет актуальным. И здесь на помощь воспитателям приходит фольклор – как возрождение лучших образцов народной педагогики. Фольклор – это сокровищница русского народа, которая находит свое применение в различных областях работы с детьми. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость.
Сегодня мы рассмотрим применение фольклора для коррекции координации движений и речи.
Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.
Так, рассмотрим скороговорку.
Скороговорка – это тип словесной игры, где надо быстро и четко выговорить фразу, которая намеренно выстроена затруднительным для произношения образом.
- Заяц Егорка свалился в озерко. (- Как у горки на пригорке жили 33 Егорки-).
Бегите под горку, спасайте Егорку!
Ритмичные хлопки в ладоши помогут детям ускорить темп произносимого.
Здесь привлекательно для детей соревновательное игривое начало. Такие упражнения способствуют улучшению артикуляции и выработки хорошей дикции.
Еще одним малым жанром народного поэтического творчества является потешка. Потешки – небольшие художественные произведения. В них видны многообразия сюжетных ситуаций, игра звуков и формы ритмической организации.
Например: - Андрей, воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек!
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок, клевать колосок.
Так как особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, учитывая своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которая складывается у них под влиянием речевого дефекта, следует отметить, что важным моментом в предупреждении трудностей в период обучения ребенка является создание педагогических условий и подбор адекватных методов и приемов работы по развитию речи у детей логопедической группы.
Одним из таких методов является народная подвижная игра.
Народная подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств.
Подвижные игры способствуют осмыслению и познанию детьми окружающего мира, они развивают интеллект, фантазию, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно - психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры дети реагируют движением на одни сигналы и удерживаются от движения при других.
Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успехов.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры.
М.Ю.Новицкая отмечает: «Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх».
Стоит заметить, что музыкальное сопровождение игры способствует еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов; Особые свойства имеют игровые припевы и игровые приговоры.
Ими начинают игру или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, но чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям.
Частью игры являются и считалки. Считалка в простейшей форме – это счет. Счетом решали, кому водить.
Считалку отличает четкий ритм.
Таким образом, подвижные игры целесообразно использовать при проведении фронтальных, подгрупповых занятий в логопедической группе по формированию звуковой культуры речи. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное владение речью.
Список литературы: 1. А.А. Гуськова Речевое развитие детей средствами загадки - М.: ТЦ Сфера, 2014 2. А.А. Гуськова Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет - Волгоград : Учитель, 2012 3.Л.В. Лопатина Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб.,2005 4. В.И. Селивёрстов Игры в логопедической работе с детьми – М.: Просвещение, 1987