Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе. | Дибижева Рита Владимировна. Работа №209482

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дибижева Рита Владимировна
В данной статье говорится о том, что использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса. Он может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Применение компьютерных образовательных программ  на уроках иностранноготязыка развивает разные виды речевой деятельности обучающихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности шкльников на уроке.  

Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе
Дибижева Р.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является процесс информатизации обучения. Сегодня вряд ли найдется учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникативных технологий во время проведения урока или подготовки к нему, так как внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельность человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее.
Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы. Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у обучащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:
-обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
-функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
-организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем;
-контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля)
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
-принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
-принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ;
-принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию;
-принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
-принцип авторского участия в учебном процессе;
-принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
-принцип мультимедийного представления учебной информации.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
Для учителя особое значение приобретает простота использования MS PowerPoint. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
-возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
-простоту разработки имеющихся программных средств;
-возможность сочетания разных программных средств;
-обсуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему слабый – сильный ученик.
Детям очень нравятся уроки с использованием информационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, в группах) особенно нравится учащимся. В результате применения ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD - наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.
Обобщая опыт применения компьютерных и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод о том, что ИКТ:
-ускоряют процесс обучения;
-способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
-улучшают качество усвоения материала;
-позволяют индивидуализировать процесс обучения;
-дают возможность избежать субъективности оценки.
С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.
При презентации лексических единиц при помощи ИКТ учащиеся имеют возможность увидеть, услышать, почувствовать, в случае необходимости несколько раз повторить. Грамматические структуры предъявляются и активизируются в интересной и увлекательной форме.
При обучении аудированию авторы используют различные типы аудиотекстов, естественные шумы, дополнительную зрительную поддержку, реальные ситуации общения. Таким образом, учащиеся осваивают различные технологии аудирования.
При обучении чтению используются различные техники обучения в зависимости от типа текста (диалог, повествование, личное письмо, электронное сообщение, кулинарные рецепты, рекламные проспекты, объявления).
Обучение говорению строится по принципу: от упражнений с целенаправленной регулируемой активизацией учебного материала до упражнений в условиях естественной речевой практики. С помощью ИКТ создаются коммуникативные ситуации в зависимости от уровня обученности учащихся. Это облегчает работу учителя в разноуровневом классе.
Обучение письму сопровождается необходимой поддержкой.
При написании ответа на одно из предложенных писем учащиеся могут не только увидеть формат электронного письма, но и написать ответ на одно из электронных писем и отправить его виртуальному партнеру по переписке.
Урок – проект.
Этот тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника
Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки иностранного языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает международная сеть.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке иностранного языка:
-формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
-совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
-совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
-совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности.
Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Специально для учителей иностранного языка созданы интернет-порталы, которые помогают учителю освоить современные образовательные технологии, использовать их на уроке иностранного языка методически грамотно, получить практические навыки работы с мультимедийными приложениями к учебникам. Интернет-портал это отличная площадка для профессионального общения, обмена опытом. Учителя могут воспользоваться методическими ресурсами, размещенными на форуме – разработками уроков, звуковыми файлами к учебникам, материалами олимпиад и конкурсов, дополнительными упражнениями, а также опубликовать на форуме свои методические разработки.
Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса. Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Применение компьютерных образовательных программ на уроках иностранного языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Список литературы
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.
3. Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №5. - с.40-43.
4. Полат Е.С. Интернет на уроках ИЯ "ИЯШ", 2001. - №3. - с.5.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // "ИЯШ", 2000. - №2. - с.3-11.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка "ИЯШ", 2000. - №3. - с.3-9.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×