«Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики» | Шашанова Татьяна Васильевна. Работа №362360
Для современной школы одной из важных задач является формирование личности, которая способна самостоятельно ориентироваться в большом потоке информации в условиях глобальной информатизации общества и всех форм образовательной деятельности. Следует научить каждого школьника добывать, преобразовывать и применять в практической деятельности необходимую информацию, используя технические средства. При этом учебный процесс следует организовать так, чтобы каждый учащийся активно и эффективно, с увлечением и большим интересом работал на уроке, видел результаты своего труда, давал им объективную оценку. Добиться этого можно, применяя информационно-коммуникационные технологии в тесной связи с традиционными методами обучения.
Название работы:
«Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики»
Автор: Шашанова Татьяна Васильевна
Название организации: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нефтекумск (МКОУ СОШ № 2 г. Нефтекумск)
Должность автора: учитель физики
Для современной школы одной из важных задач является формирование личности, которая способна самостоятельно ориентироваться в большом потоке информации в условиях глобальной информатизации общества и всех форм образовательной деятельности. Следует научить каждого школьника добывать, преобразовывать и применять в практической деятельности необходимую информацию, используя технические средства. При этом учебный процесс следует организовать так, чтобы каждый учащийся активно и эффективно, с увлечением и большим интересом работал на уроке, видел результаты своего труда, давал им объективную оценку. Добиться этого можно, применяя информационно-коммуникационные технологии в тесной связи с традиционными методами обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает достижение основной цели модернизации образования – улучшение качества обучения, гармоничное развитие личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представление имеющегося опыта и выявление его результативности, – то есть системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетентности в рамках системно–деятельностного подхода. Место информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Использование учителем в работе информационно-коммуникационной технологии позволяет эффективно решать следующие задачи:
усиление учебной мотивации школьников за счет естественного интереса к компьютерной технике;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности, развитие образного мышления учащихся, благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;
совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения; индивидуализация работы самого учителя;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся, развитие творческого мышления за счет использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
обеспечение гибкости процесса обучения.
Систему работы с использованием информационно–коммуникационных технологий можно разделить на следующие этапы:
1. Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа.
2. Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).
3. Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно -исследовательской деятельностью учащихся.
4. Анализ эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Бесспорно, информационно-коммуникационные технологии имеют достоинства в использовании: наглядность, возможность одновременной демонстрации совокупности объектов, моделирование процессов, трудновоспроизводимых в условиях школьной лаборатории, возможность изменения условий протекания процесса (замедление, ускорение), изучение объекта в движении, изменении, развитии, возможность виртуальной экскурсии; вариативность представления учебного материала, рациональное использование времени урока, оперативное получение информации энциклопедического характера для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций, объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании (математическая обработка результатов), организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, организация самоконтроля в удобное время.
Но существуют и проблемы в использовании этой технологии. Основными недостатками являются: длительная подготовка к уроку, перегруженность урока демонстрациями, недостаточная методическая подготовленность учителя, отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР, опасность подавления межличностного общения, отказ от реального эксперимента, слабая обеспеченность современным оборудованием, усиление социального неравенства, риск получения недостоверной информации из сети Интернет.
Применять информационно–коммуникационные технологии на уроках физики можно в следующих направлениях:
подготовка дидактических материалов для уроков;
мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков (обычно я использую презентации и видеоролики);
использую готовые программные продукты по физике;
работаю с электронными учебниками на уроке;
разрабатываю тесты, используя программу
MyTest
;
применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
В процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям педагог постоянно занимается поиском необходимой информации в сети Интернет.
Учитель задает вопрос и бросает мяч учащемуся. Учащийся отвечает и возвращает мяч учителю.
Задание: определить к какому виду относится физическое явление: падает капля, плавится лед, горит спичка, слышны звуки музыки, тает снег, светит лампочка, поёт канарейка, кипит вода, плывет лодка, летит самолет, происходит разряд молнии, булавка притягивается к магниту, мерцают звезды, шелестит листва, электромагнит поднимает груз, электрический ток идет по проводам.
Итак, в сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в информационно–коммуникационной технологии приоритетное внимание уделяется оценке условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации; использованию результатов действий, размещённых в информационной среде; оценке результатов собственной деятельности.
Список литературы
1. Зверева Н. М Активизация мышления учащихся на уроках физики.
М.: Просвещение, 1980, с.10
2. http://elementy.ru- научная энциклопедия.
3. http://ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.
4. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова.- М.: Глобус, 2008.
5. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех /Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В.. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. 6.ГомулинаН.Н «Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическомобразовании. Дис. Иссл. 2002г. 7.Повзнер А.А., Сидоренко Ф.А. Графическая поддержка лекций по физике. // XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании, ИТО-2003» // Сборник трудов, часть IV, – Москва – Просвещение – 2003 г. – с. 72-73.
8.Стародубцев В.А., Чернов И.П. Разработка и практическое использование мультимедийных средств на лекциях//Физическое образование в вузах – 2002. – Том 8.– № 1. с. 86-91
9. Иванова Л.А. "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучения физики", "Просвещение", Москва 1982 г.