«Применение нейропсихологических методов и приемов для детей с ОВЗ» | Ижбердина Альбина Ривальевна. Работа №328746
Нейропсихологические упражнения направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов. Благодаря использованию в своей работе с нейропсихологических методов и приемов по результатам промежуточной диагностики наблюдается положительная динамика у детей регулярно посещающих коррекционно-развивающие занятия
«Применение нейропсихологических методов и приемов для детей с ОВЗ»
С каждым годом в нашем детском саду наблюдается увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Задержка психического развития (далее – ЗПР) наиболее распространенная форма психической патологии детского возраста. У таких детей нарушен нормальный темп психического развития. Отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Со временем эти дети замечают, что отстают в развитии от своих сверстников, мотивация и успеваемость у них снижаются. Причина в том, что мозг детей данной категории просто не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильных ощущений и т.д. Потому что образные конкретные представления о предметах и явлениях окружающего нас мира, хранящиеся в правом полушарии, какие-то соединены с их словесными обозначениями, хранящимися в левом. Чтобы словами можно было пользоваться, полушария в процессе овладения речью должны поддерживать постоянный контакт.
Многие исследователи утверждают, что плохая успеваемость в школе очень часто имеет неврологическую природу – мозг не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне.
Эту ситуацию можно изменить к лучшему (найти обхожные пути), используя нейропсихологические игры и упражнения, в том числе на коррекционных занятиях. Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств.
Как работает нейропсихологическая коррекция?
С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:
Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.
Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.
В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль.
Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации. Нейропсихологические упражнения направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.
Сегодня нам хотелось бы предложить Вашему вниманию подборку нейропсихологический упражнений для развития межполушарного взаимодействия, которые я активно применяю на коррекционно-развивающих занятиях.
Хотелось бы обратить внимание на то, что данные упражнения крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях.
Практически всегда начинаю занятие с дыхательных упражнений. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
«Вдох-выдох»
Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает через нос (рот закрыт) поднимает ладонь одной руки вверх (пальцы «смотрят» вверх) и опускает ладонь другой руки вниз (пальцы «смотрят» вниз). Во время команды взрослого «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот и меняет положение ладоней.
«Пин-понг»
Для упражнения необходимо 2 участника. Участники становятся напротив друг друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мячик друг другу, т.е. дуть на него.
«Лабиринт»
На листе А4 частники рисуют лабиринт или можно использовать готовый лабиринт). Из маленького кусочка бумаги делаем мячик. Ставим на старт, дуя на мячик ребенок доводит до финиша.
Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.
«Язык-глаза»
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются какие-либо яркие предметы..
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Слон»
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Кинезиологические упражнения
Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности.
«Кулак, ладонь, ребро»
Поочередно и как можно быстрее отстукивать по столу руками кулак, ладонь, ребро.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо и нос, лопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Классики» «пройтись по дорожке пальцами (один квадрат – один палец, два квадрата – два пальца)
При каждом следующем повторе можно ускорятся.
«Заяц – коза»
На одной руке показать указательный и средний палец – заяц, на второй указательный и мизинец – коза. По команде быстро менять пальцы на левой и правой руке.
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Карандаши»
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Зеркальные рисунки»
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.
«Су-Джок-терапия»
Использование Су-Джок массажеров, во время коррекционной работы, позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Немаловажно, что неправильное применение этой технологии не нанесет организму ребенка никакого вреда. Она просто не даст желаемого результата. Особенности использования Су-Джок массажера состоят в том, что он повышает интерес к занятию, необходимый школьникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению; оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь. Разработано большое количество упражнений, которые выполняются с массажером Су-Джок Так как нейроупражнения более эффективны если их выполнять не только в школе на коррекционно-развивающих занятиях мы изготовили и раздали детям и родителям памятки и карточки с упражнениями, что бы они могли выполнять их как в классе так и дома.
Благодаря использованию в своей работе с нейропсихологических методов и приемов по результатам промежуточной диагностики наблюдается положительная динамика у детей регулярно посещающих коррекционно-развивающие занятия, которая проявляется в: 1) повышении общей работоспособности (20%) 2) улучшении внимания (устойчивость и концентрация)(18%), памяти (10%), мышления(15%); 3) улучшении качества освоения учебного материала(10%); 4) проявышении необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля; 5) развиваются творческие способности ребенка.
Эти и многие другие упражнения, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогают не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и вносят разнообразие в работу психолога, увлекают ребенка, делают коррекционные занятия для него значительно интереснее и желаннее, повысив тем самым результативность работы.