Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе | Мой кабинет. Работа №351344
В статье описываются отдельные приемы технологии развития критического мышления, которые достаточно часто и эффективно применяют учителя начальных классов.
Ключевые слова: прием, технологии развития критического мышления, инсерт, мозговой штурм, кластер, грозди.
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Анализ информационных источников позволил нам выделить отдельные приемы ТРКМ, которые достаточно часто применяют учителя начальных классов.
1) «Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Приём был разработан американскими учеными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, инсерт — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения [1]:
- I — interactive (интерактивная);
- N — noting (познавательная);
- S — system for (система);
- E — effective (для эффективного);
- R — reading and (чтения и);
- T — thinking (размышления).
Работая с текстом, ученики отмечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения[1]:
- V — «Эта информация мне уже известна»;
- + — «Новые факты для меня»;
- — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
- ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу, названия столбцов которой повторяют обозначения.
Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое что характерно для стадии осмысления.
И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
Специфика обучения в начальной школе требует переработки приёма инсерт, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста - ограничиться всего лишь двумя графами: «знаю» и «не знаю». Постепенно, в зависимости от того, насколько удобно и легко будет детям работать, можно добавлять колонки. При этом сначала вводится графа «непонятные факты», а затем «противоречия с тем, что я уже знал».
Это связано с тем, что для определения последней категории знаний детям нужно обладать определёнными навыками сравнения и анализа. От учеников требуется не пассивное чтение, а внимательное, которое заставляет концентрироваться на каждой строке прочитанного. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. Важно научить ребят обрабатывать большое количество информации.
Мы считаем, что данный прием способствует развитию у учеников начальной школы аналитического мышления, что поможет им в дальнейшем обучении.
2) Мозговой штурм (англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике[2].
Чаще всего метод мозгового штурма применяется на первом этапе решения задачи, которая задается с недостаточной первоначальной информацией, и на этапе рефлексии для того, чтобы отредактировать ошибочные предположения. В целом данный метод схож с методом проб и ошибок[2].
При использовании метода «мозговой штурм» необходимо придерживаться ряда правил[2]:
Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.
Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.
В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые совершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.
В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.
В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей.
Рассматриваемая нами методика ориентирована в основном на взрослых, а теперь посмотрим, как можно использовать данную методику при работе с детьми младшего школьного возраста.
Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения[2]:
1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа – это «Аналитики».
2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.
3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.
4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время нужно каждый раз сокращать.
Мы считаем, что применение данного приема на уроках в начальной школе способствует развитию у учащихся личностно-ориентированных качеств. Но к началу применения этого приема дети должны быть подготовлены. Учащиеся должны быть дисциплинированы и уметь выслушивать идеи одноклассников.
3) «Кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — прием систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке[3].
Последовательность выполнения кластера строится в следующем порядке[3]:
- посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг нужно «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из слов, в свою очередь, тоже появляются свои ответвления, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот приём может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Также прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями»[3].
Мы считаем, что система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
В зависимости от цели, как показал анализ литературы, учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Таким образом, рассмотрев некоторые приемы технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что в современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приемов и способов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.
Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
В статье описываются отдельные приемы технологии развития критического мышления, которые достаточно часто и эффективно применяют учителя начальных классов.
Ключевые слова: прием, технологии развития критического мышления, инсерт, мозговой штурм, кластер, грозди.
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Анализ информационных источников позволил нам выделить отдельные приемы ТРКМ, которые достаточно часто применяют учителя начальных классов.
1) «Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Приём был разработан американскими учеными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, инсерт — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения [1]:
- I — interactive (интерактивная);
- N — noting (познавательная);
- S — system for (система);
- E — effective (для эффективного);
- R — reading and (чтения и);
- T — thinking (размышления).
Работая с текстом, ученики отмечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения[1]:
- V — «Эта информация мне уже известна»;
- + — «Новые факты для меня»;
- — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
- ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу, названия столбцов которой повторяют обозначения.
Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое что характерно для стадии осмысления.
И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
Специфика обучения в начальной школе требует переработки приёма инсерт, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста - ограничиться всего лишь двумя графами: «знаю» и «не знаю». Постепенно, в зависимости от того, насколько удобно и легко будет детям работать, можно добавлять колонки. При этом сначала вводится графа «непонятные факты», а затем «противоречия с тем, что я уже знал».
Это связано с тем, что для определения последней категории знаний детям нужно обладать определёнными навыками сравнения и анализа. От учеников требуется не пассивное чтение, а внимательное, которое заставляет концентрироваться на каждой строке прочитанного. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. Важно научить ребят обрабатывать большое количество информации.
Мы считаем, что данный прием способствует развитию у учеников начальной школы аналитического мышления, что поможет им в дальнейшем обучении.
2) Мозговой штурм (англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике[2].
Чаще всего метод мозгового штурма применяется на первом этапе решения задачи, которая задается с недостаточной первоначальной информацией, и на этапе рефлексии для того, чтобы отредактировать ошибочные предположения. В целом данный метод схож с методом проб и ошибок[2].
При использовании метода «мозговой штурм» необходимо придерживаться ряда правил[2]:
Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.
Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.
В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые совершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.
В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.
В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей.
Рассматриваемая нами методика ориентирована в основном на взрослых, а теперь посмотрим, как можно использовать данную методику при работе с детьми младшего школьного возраста.
Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения[2]:
1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа – это «Аналитики».
2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.
3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.
4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время нужно каждый раз сокращать.
Мы считаем, что применение данного приема на уроках в начальной школе способствует развитию у учащихся личностно-ориентированных качеств. Но к началу применения этого приема дети должны быть подготовлены. Учащиеся должны быть дисциплинированы и уметь выслушивать идеи одноклассников.
3) «Кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — прием систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке[3].
Последовательность выполнения кластера строится в следующем порядке[3]:
- посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг нужно «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из слов, в свою очередь, тоже появляются свои ответвления, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот приём может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Также прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями»[3].
Мы считаем, что система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
В зависимости от цели, как показал анализ литературы, учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Таким образом, рассмотрев некоторые приемы технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что в современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приемов и способов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.
Библиографический список
Василишин Н.
Инсерт
на уроках в школе: что представляет собой прием и как его использовать // Педагогика. - 2016. [электронный ресурс] — URL:
https://paidagogos.com/insert-na-urokah-v-shkole-chto-predstavlyaet-soboy-priyom-i-kak-ego-ispolzovat.html
(дата обращения: 01.04.2020).
Тимофеева Ю.Ф. Основы творческой деятельности. Ч. I. Эвристика, ТРИЗ /
Ю.Ф.Тимофеева
. - Москва: МПГУ. - 20
12. - 369 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В.
Муштавинская
. — 2-е
изд
— Москва: Просвещение. - 2011. — 223 с.