ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКАК ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Автор: Козлова Раиса Петровна

Художественные промыслы складывались исторически на основе общественного эстетического организованного труда людей. Они и по сей день являются культурным достоянием нашей деревни Практика показала, что для художественного труда дошкольников характерны два основных этапа: овладение техническими навыками работы с материалами и инструментами, умение исполнить художественный замысел  при изготовлении полезного предмета и довести работу до конца. И, конечно же, дети должны достаточно хорошо представлять себе сам предмет (формы, пропорции, расцветку) и его функции – назначение в быту (украшение или же использование в качестве подарка-сувенира). Показатели, которые могут охарактеризовать детское рукоделие с элементами художественных признаков: единство функциональных и художественно- эстетических качеств предмета; использование национальных особенностей в замысле и отделке изделий; выразительность (декоративность) предмета в цвете, форме фактуре материала, пропорциях, качества исполнения. Как показывает опыт, правильно организованный художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях различных материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

В нашем детском саду бытуют традиции чувашского национального искусства, что проявляется в изготовлении сувениров из соломки,ниток, травы, шерсти. Начинается работа по приобщению ребенка-дошкольника к художественному ремеслу в октябре, в это время в нашем детском саду проводится осенняя ярмарка и для участи в этой ярмарке изготавливается сувенирная продукция. Сувениры воспитателя выполняют в группе присутствии детей, и, объясняя им, для кого предназначены подарки. Накануне открытия осенней ярмарки оформляется выставка «У воспитателей наших-руки золотые». Кроме того, в этот же период организуется ярмарка «Народные умельцы», где выставляются работы наших родителей и воспитанников. Выставка поделок-сувениров проводится с целью показать детям и родителям многогранность труда педагогов, их доброту, желание сделать приятное людям.

Такая форма работы показывает, что многие родители тоже заинтересовались такой работой ,а  дети  сами хотели  смастерить такие сувениры, которые они сами могут подарить своим близким и родным. Для работы  с детьми созданы все условия. При организации таких условий за основу были взяты основные направления этнопедагогизации воспитательного процесса:

-Создание материально-технической азы в групповых помещениях( мини- музей народного быта ,центр родной культуры);

-Создание и поддержание духовно-нравственной среды,содержащей ценности и каноны

народной педагогики;

-разработка содержания этнопедагогической  деятельности по разным образовательным областям;

-стимулирование и поощрение процесса общения в детской среде на родном языке.

Для работы в ДОУ отведено специальное место, созданы условия. Интерьер мини-музея составляет подлинные предметы ,появившиеся в результате работы сотрудников детского сада и родителей наших воспитанников. Время от времени «на сказку» или «погостевать»

Приходят дети группы. Предметы чувашского быта ( кухонная утварь, люлька , прялка)используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с чувашским фольклором, а так же в реализации  образовательных задач «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие».

Валенки, лапти…Эти названия обуви дети слышали не раз, но совсем другое

Дело-померить их да пройтись в них, тогда никогда не перепутаешь, почему зайчишка в сказках ходит в лыковых, а медведь- в штоптовиках , а почему мы бегаем по сугробам в валенках, да и не только бегаем ,но и мастерим сами сувенирные –разнообразными нитками.

 

Так ремесло живет и развивается, переходя от старшего поколения к младшему, и в этот залог любви и уважение к своему краю, к народу, к Отчизне.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x