"Проблема культуры речи - это проблема литературного языка" | Ненашкина Ольга Петровна. Работа №318091
Культура речи - распространенное в советской и российской лингвистике 20 века понятие,объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а так же " умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения". Проблема культуры речи в ее широком смысле - это проблема литературного языка. За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях,как язык художественной литературы,политики,публицистики,средств массовой информации.
Исследовательская работа
Тема « Проблемы культуры речи »
Выполнила:
Ненашкина Ксения Сергеевна
Ученица 8 класса
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Ненашкина Ольга Петровна
с.Татарские Горенки,2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Цель,задачи,актуальность……………………………………………3
1.Становление культуры речи как науки……………………………5
2.Актуальные проблемы языковой культуры речи российского общества……………………………………………………………….6
2.1 Иноязычные заимствования……………………………………..7
2.2 Жаргонизация речи………………………………………………8
2.3 Сквернословия и нецензурная лексика………………………...11
2.4 Соблюдение нормы - главное условие культуры речи………….13
Заключение……………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………...16
Введение.
Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Проблема культуры речи в ее широком смысле – это проблема литературного языка.
За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.
Цель исследования: теоретически обосновать понятие культуры речи и средства эффективного общения.
Объект исследования – культура речи.
задачи:
1. Выявить сущность и содержание понятия культура речи.
2. Выявить проблему культуры речи .
3. Выявить средства эффективного общения.
Актуальность: культура речи играет важную роль в жизни каждого человека. К сожалению, в настоящее время многие употребляют ненормативную лексику, как дети школьного возраста, молодежь, так и взрослые. Данная работа ориентирована на выявление проблемы неправильного употребления слов среди детей школьного возраста и молодежи. В общей проблеме «язык и культура» есть более частная, но очень важная сторона, на которую языковеды всегда обращали самое пристальное внимание, - это борьба за культуру речи в обществе
1. Становление культуры речи как науки
Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины.
В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.
2.Актуальные проблемы языковой культуры речи российского общества.
Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.
В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.
Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.
Были выявлены следующие основные проблемы современного русского языка:
• разрушение норм русского литературного языка;
• низкий уровень культуры речи;
• засорение русского языка иностранными словами;
• бездумное использование слов и выражений;
• жаргонизмы; сквернословие; использование нецензурной лексики.
В связи с увеличением массовых коммуникаций в лексиконе появились тысячи новых слов, которые отразили все перемены, происходящие в российском обществе за последние десятки лет. Эти слова отражаются в СМИ, а также находят своё выражение в жаргоне. Жаргон теснит культурную речь.
В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние речи молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже и реже в речи молодых людей звучат такие слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите», «спасибо» и другие.
2.1 Иноязычные заимствования.
Одной из проблем в современном российском обществе является чрезмерное заимствование иноязычных слов, которые вытесняют обычные слова из общего употребления и заражают общество «ненужными словами».
Под заимствованным словом подразумевается то слово, которое пришло в русский язык извне, даже если оно ничем не отличается от исконно русских слов. Процесс заимствования слов – это вполне нормальное явление, а в определенные исторические периоды даже необходимое и важное. Освоение иноязычной лексики обогащает словарный запас.
Проблема состоит в том, что в современном российском обществе утрачивается мера заимствования слов, позволяющих обогатить нашу речь и разнообразить выражение мыслей и чувств.
Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием экономики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения: а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер); б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус); в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины); г) речевые формулы (о'кей, ноу-проблем, вау) и многое другое.
2.2 Жаргонизация речи.
Обычно жаргон возникает из-за стремления отдельных групп людей как-то отдалиться или даже скрыть от общества некоторые стороны своей жизни и деятельности. Жаргон - это речь отдельных профессиональных или социальных групп с целью языкового обособления. Что скрывается за речью современной молодежи, которая просто усеяна жаргоном: «сечешь», «шестерка», «потрясно», «клево», «бабки»? Стоит привести некоторые цитаты из телевизионной и газетной речи журналистов: «срубить бабок»; «газетный отморозок»; «оторвись по полной»; «тебя просто разводят». Они только засоряют речь, прививают подрастающему поколению неправильное представление о свободной и красивой речи. Справедливости ради нужно отметить, что бывают жаргонизмы довольно точные и образные, они имеют шанс со временем войти в литературный язык, в ту его часть, которая называется разговорно-бытовым языком (языком неофициального бытового общения). За пределами бытовой сферы их употребление должно быть осторожным и мотивированным специальными целями. Например: «Надо остановить беспредел с ценами на энергоресурсы». Слово «беспредел» сильнее передает значение оценки, чем, например, выражение: необоснованное повышение цен на энергоресурсы.
Среди слов, которые имеют применение в бытовых ситуациях, лидируют синонимы к слову «деньги»: бабки, лавэ, лавандосы. Сюда же отнесены слова, связанные с достижениями научно-технического прогресса и высокой степенью компьютеризации — компьютерный жаргон: комп – компьютер, клава – клавиатура, симка – сим-карта, прога – программа и многие другие.
Наиболее многочисленную категорию составляют выражения, которые относятся к среде общения, способам проведения досуга, межличностным отношениям. Значительная доля здесь приходится на следующие выражения: тусоваться, оттянуться, оторваться и многие другие.
Достаточно обширную категорию составляет эмоционально-экспрессивная жаргонная лексика. Здесь популярными у молодёжи являются такие слова, как: круто, клево, супер, облом, норм и др.
Это является показателем негативных процессов, которые происходят в языке в целом. Если раньше молодежный сленг, состоящий из школьного и студенческого пластов, представлял собой временное явление, имел небольшой лексический запас, то сейчас он претендует на лидирующее место в языке, заменяя разговорную литературную речь. Молодежный жаргон, по данным словарей, насчитывает свыше 11 тысяч слов и выражений. Он увеличил возрастной ценз, поскольку жаргонные слова и выражения стали использовать не только подростки, но и взрослые люди, поскольку расширилась сфера его употребления. Из безобидного явления речи молодежный жаргон превратился в «социальное зло», с которым так непросто, но необходимо бороться, так как он проник во все сферы общения.
Известен факт, что приобщение к жаргону происходит в основном в подростковом возрасте. Именно молодёжь в силу своих психологических особенностей и неустойчивости восприятия мира в наибольшей степени подвержена такому влиянию. Дети легко внушаемы, что создает благоприятные условия и для негативных воздействий, в том числе и активного внедрения жаргонных выражений в их речь. В большинстве случаев жаргонизация у молодых людей вызывается не дурными наклонностями, а желанием выглядеть более взрослыми, мужественными, «быть в теме». Нередко жаргон становится способом адаптации к сложной социальной обстановке.
Одним из определяющих факторов активного употребления молодежью жаргонных слов является их эмоциональный характер. Как известно, молодые люди импульсивны. В своей среде у них инстинктивно возникает необходимость экспрессивно выразиться, показать свои эмоции.
Жаргонизмы используются как один из способов утверждения своего «я», а потребность в эмоционально - насыщенном, нестандартном слове приводит к постоянному обновлению жаргонной лексики, поиску более «смелого», «лихого» выражения. Но за «новизной» жаргонных высказываний часто скрывается низкая как речевая, так и общая культура говорящего.
Нельзя обойти и коммуникативную функцию жаргонизмов, причем трудно назвать, на наш взгляд, такую коммуникацию полноценной: жаргонные слова и выражения используются, как правило, только в устной речи и для общения только в «своей», ограниченной определенными социальными рамками, среде. Причина этого в том, что эмоциональный элемент, который заложен в жаргонном выражении, понятен отнюдь не каждому, а только «своему» и не производит должного эффекта на постороннего, может быть, за исключением какого-то временного удивления по поводу странности такой речи.
2.3. Сквернословия и нецензурная лексика.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится наиболее острой, ведь в глазах детей сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто догадывается, что сквернословие является оружием неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и незащищенность, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению. Учащиеся стараются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Еще одной проблемой, тесно связанной с нецензурной лексикой, является проблема сквернословия. Сквернословие - это речь, в которой присутствуют бранные и непристойные слова. При этом скверной называют грубые формулировки, призванные оскорбить и обидеть собеседника.
В широком смысле сквернословие может обозначать преднамеренно обидную речь, даже если в ней нет бранных слов. Зачастую грубые выражения условно разделяют по степени допустимости, и на основании этого принимается решение: порицать говорящего или счесть, что он держится в неустойчивых рамках приличий.
Многие с сожалением признают, что именно дети с определённого возраста охотно понижают свою культуру речи именно бранью. Подросток, в силу своей эмоциональной неустойчивости, попадает в сеть простейшего принципа «бунт ради бунта». То, что должно быть инструментом для достижения цели, принимается за саму цель, смещаются акценты и приоритеты. Если подростка спросить, почему он так охотно ругается, скорее всего, ответом будет невнятное объяснение: все так говорят.
Общепринятые стандарты общения предполагают, что бранная лексика неуместна. При этом в категорию ругани попадает не только классический мат, но и выделений человеческих особенностей, названия некоторых животных, птиц, деревьев, предметов. Если анализировать бранные выражения, то можно только поражаться его разнообразию. Например, нет ничего постыдного в птице курице, но если назвать курицей женщину, то вряд ли она примет это в качестве комплимента, а, наоборот, это высказывание заденет и обидит.
Своеобразный «вирус сквернословия» расползается очень быстро. Ругательства подхватываются даже взрослыми людьми, дети ежедневно слышат от десятка до сотни бранных слов. Можно привести достаточно веские доводы против сквернословия. Лекции, воспитательные беседы и откровенное запугивание, когда за отпущенное ругательство ребёнок наказывается, причём нередко с бранью со стороны карающего взрослого, работают лишь отчасти. Вернее, они не работают так, как надеются воспитатели. Детям просто не объясняют, что на самом деле означает сквернословие и чем оно является.
Стоит помнить о простой истине: дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если окружающие не употребляют в своей речи непристойные слова и выражения, то и дети не будут их произносить.
Безусловно, очень важно понять, как избавиться от ненормативной лексики. Но в рамках данной работы я считаю неуместным рассматривать табуированную лексику, так как считаю, что на школьном уровне информация о таком пласте лексики звучать не должна.
2.4 Соблюдение нормы - главное условие культуры речи.
Отклонение от литературной речевой нормы преграждает путь непосредственному и точному восприятию содержания как письменной, так и устной речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает уровень любого делового человека, вне зависимости того, чем он занимается. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Чтобы достичь речевого богатства, необходимо изучать язык в его литературной и разговорной форме, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.
Важнейшее условие хорошей речи – логичность, поскольку речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть уместны и обоснованы.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона.
Очень важна чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса. Например, слова-паразиты. У людей, не склонных связывать себя моральными ограничениями, эту функцию выполняют известные стереотипные нецензурные выражения, а у тех, кто чуть построже к себе относится - их цензурные эквиваленты.
Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - это показатель того, что язык необходимо спасать.
Итак, русская речь переживает сегодня состояние небольшого кризиса. Избавить её от неоправданных заимствований, просторечий и вульгаризмов в одночасье невозможно, также как и изменить в один момент психологические приоритеты народа России. Всего этого достаточно для того, чтобы распространить возрастающую тревогу за судьбу среды нашего обитания, чтобы то, что мы говорим, и особенно то, как мы говорим, перестало быть только личным делом каждого отдельного человека, а стало бы предметом целенаправленных общих усилий по устранению "речевого мусора"
Заключение.
Русский язык переживает в настоящий момент кризис, причем очень глубокий. Жаргонизация, многочисленные американизмы, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры - таково современное состояние нашего языка. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать? Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка. Язык - явление постоянно меняющееся, но, одновременно, сохраняющее свою основу, свой стержень. И современное состояние языка - лишь один из этапов его развития, пусть и кризисного, но все-таки развития. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не допустить полного опошления языка, его тотальной варваризации и жаргонизации.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.
Список используемой литературы
1.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
2.Александрова О.М. Русский родной язык 2020 г.-с.84
3. Сапунов, Б. Русский язык и этика экрана Текст. / Б. Сапунов // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С.97
4.Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Златоуст, 1999. – 319с.
5. Гайбадуллин Р.М. Экология русского языка [Электронный ресурс]. –http://www.scienceforum.ru
6. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. http://teenslang.su
7. Проблема языковой культуры в современном обществе [Электронный ресурс] https://revolution.allbest.ru/languages/00263191_0.html