Проблема организации свободного времени школьников | Перцева Екатерина Михайловна . Работа №319831
Пролема свободного времени подростков беспокоит сегодня ученых и практиков разных областей жизни и отраслей знаий.Свободное время является одним из важных средств развития личности ребенка и подростка.Оно естественно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности,поскольку в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходит рекреационно-восстановительные процессы,снимающие усиленные физические и психические нагрузки.Ведь в наше время,подростки в основном играют в компьюерные игры,а не гуляют на свежем воздухе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МБОУ СШ№3»
Индивидуальный проект
«Проблема организации свободного времени школьников»
Исполнитель:
Перцева Екатерина Михайловна 10 «А» класс
Руководитель:
Ивлев Евгений Михайлович
Нижневартовск, 2023г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Свободное время школьников как социально-педагогическая категория
1.2. Свободное время как фактор воспитания.
1.3. Значение свободного времени для школьника
1.4. Почему современные дети не любят читать?
1.5. Организация досуга для ребенка
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОД
АНКЕТА (ПРИЛОЖЕНИЕ)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Береги и копи время, отвоюй себя для себя самого...
Всё у нас чужое, одно лишь время наше...
Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день,
меньше будешь зависеть от завтрашнего...
(Из советов Л. А. Сенеки)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема свободного времени подростков беспокоит сегодня ученых и практиков разных областей жизни и отраслей знания.
Свободное время является одним из важных средств развития личности ребёнка и подростка. Оно естественно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, поскольку в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие усиленные физические и психические нагрузки.
Цели исследования:
1) Выяснить, что такое «свободное время» и как правильно его рассчитать?
2) Установить, остается ли у школьников свободное время и как они его проводят?
3) Определить насколько рационально школьники распределяют свободное время и проводят ли его с пользой?
Применяемые методы исследования:
Анкетирование;
Беседы с одноклассниками;
Обработка результатов
Построение диаграмм, выявление закономерностей, обобщение данных исследования,
Задачи:
Составить анкету для исследования;
Провести анкетирование;
Проанализировать и обобщить полученную информацию;
Составить диаграммы полученных данных;
Сделать выводы о распределении свободного времени школьников;
Гипотеза: состоит в том, что современные школьники в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры и общаться в социальных сетях, вместо прогулки на свежем воздухе и живого общения со сверстниками
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Свободное время школьников как социально-педагогическая категория. Свободное время - пространство для развития личности в современном обществе. Использование человеком свободного времени для всестороннего саморазвития (интеллектуального, эстетического и физического), для совершенствования творческой и общественной деятельности, для любительских занятий, товарищеского общения, отдыха и развлечений. Проблема организации целесообразного использования свободного времени школьником. Категориально-понятийный аппарат педагогической проблемы.
Проблема свободного времени в истории педагогики. Народная педагогика о содержательном проведении досуга на пользу людям. Классики русской и западноевропейской педагогики о воспитании ребенка в труде, в разнообразных социально полезных видах деятельности. Общая характеристика современных досуговых направлений в отечественной и зарубежной практике.
1.2. Свободное время как фактор воспитания. Урочное и внеурочное время школьника. Виды деятельности школьника в свободное время. Основные направления деятельности школьника: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. Виды деятельности: а) активный отдых (физкультура и спорт, туризм, игры, развлечения, любительская деятельность, прогулки); б) потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, прослушивание радио, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, музеев, выставок, участие в различных культурно-массовых мероприятиях); в) общественно полезная деятельность (общественная работа, участие в общественном труде, помощь младшим, работа в технических кружках и т. п.).Основные виды деятельности учащихся - игра, учеба, общественно полезный труд.
1.3. Значение свободного времени для школьника
В свободное время школьники, как правило, участвуют в общественной жизни, общаются, читают книги, просматривают телепередачи, кинофильмы, проводят подвижные и спортивные игры, посещают библиотеки, музеи, занимаются музыкой, изобразительным творчеством, хореографией. Они могут найти занятие, которое станет делом всей жизни, поможет самореализоваться и добиться признания. Если такого занятия нет, то подростки «убивают» свободное время в социальных сетях или в поисках приключений собираются в дворовые компании. Ограниченность свободного времени учит подростков рационально выстраивать собственный режим дня, понимать свои потребности, оценивать возможности, познавать особенности и способности. Организуя свободное время, ребенок учится делать свободный выбор с учетом собственных интересов и интересов его близких, чем разнообразнее занятия в свободное время, тем более успешным он станет в будущем, тем больше возможностей перед ним откроется при выборе жизненного пути.
1.4. Почему современные дети не любят читать?
-У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например,
воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?
Родителям необходимо поощрять желание детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку». Если
ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
1.5. Организация досуга для ребенка
-Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
Организации досуга
Чтение литературы
несёт маленькому человеку первую радость открытия борьбы добра со злом,
будит фантазию,
развивает воображение.
Совместные игры
-Для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как (имеются в виду интеллектуального характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например,
домашние географические путешествия,
исторические викторины,
различные лингвистические состязания.
Коллективные семейные прогулки.
Развивать любительские занятия:
коллекционирование,
техническое конструирование,
вязание,
фотография,
сбор грибов,
выращивание цветов,
разведение кроликов,
рыбалка,
туризм,
проведение интеллектуально насыщенных вечеринок.
Музыка, искусство, театр
Научите детей:
слушать музыку,
понимать её,
создайте атмосферу уважения к любой музыке: инструментальной, классической, симфонической, и любой другой
Рисование
Пользуйтесь несколькими важными принципами, которые я вам подскажу:
к рисунку ребёнка относитесь с уважением;
насмешки над рисунком ребёнка недопустимы;
научите ребёнка уважать свой рисунок, беречь его.
Будьте терпеливы к выполнению творческих работ ребёнка, не ругайте его в случае ошибок, проявления неаккуратности.
научите ребёнка всему этому.
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
1. Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
2. Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники.
3. Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
4. Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
5. Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
6. Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
1.6 Рекомендации родителям:
Больше внимания уделяйте общению с детьми;
Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном.
Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники;
Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы;
Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.
Вывод
Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
Привлекать ребёнка к чтению книг.
Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
По данным диаграммы «Домашнее задание», мы видим, что пятиклассники проводят больше времени за выполнением домашнего задания, чем ученики 8, 9 классов, т.к. учебная программа основной школы для пятиклассников оказалась сложнее по сравнению с начальной школой, и они только ее осваивают, появились новые предметы, к изучению которых они относятся более ответственно.
По данной диаграмме видно у учеников 8,9 классов остается меньше времени на сон, нежели у 5 класса.
По данным показателям можно сделать вывод, что ученики 8,9 классов тратят на занятия спортом достаточно много времени по сравнению с 5 классом, т.к. уделяют больше внимания своему внешнему виду.
Можно сделать вывод, т.к. у школьников 8, 9 - х классов загруженный учебный день, после которого они отдыхают в социальных сетях, поэтому на прогулку на свежем воздухе у них не остается времени. У некоторых прогулка на свежем воздухе - это дорога от дома до школы, секции, магазина.
По результатам опроса выяснилось, что у школьников 5 и 8 - х классов в среднем остается 6 часов свободного времени, а у 9 - 5 часов, т.к. треть опрошенных девятиклассников в свободное время занимается дополнительно с репетиторами.
По данным диаграммы можно сделать вывод, что свободное время, современные школьники любят проводить за различными занятиями. Большинство учеников в свободное время играют в телефон/планшет/ компьютер, общаются в социальных сетях, встречаются с друзьями, любят слушать музыку, шестая часть занимается в кружках, секциях, небольшой процент опрошенных школьников в свободное время смотрят фильмы, но, к сожалению, наименьший процент читают книги и журналы. Многие отметили, что у них есть хобби.
Выводы
В начале исследования выдвигалась гипотеза, что современные школьники не рационально проводят свое время, но опрос показал, что это не совсем так. По диаграммам, было видно, что современные школьники свободное время тратят не только на отдых, но и на полезные дела, например, занятия в кружках, клубах, при этом все - таки пятая часть опрошенных в свободное время просто слушает музыку, а четверть опрошенных свободное время проводит в интернете, не развивая особых способностей. Это закономерно, т.к. для подростков музыка – это наиболее популярный вид досуга во все времена. Один из последних опросов ВЦИОМ показал, что обычно свободное время россияне проводят дома: смотрят телевизор и слушают радио – так ответили 60% опрошенных. Газеты и журналы в свободное время читают 42% россиян, книги 27%, 12 % опрошенных в свободное время сидят в интернете и играют в компьютерные игры, реже респонденты отдают предпочтение театру (9%), выставкам (4%), а также самообразованию (4%). Поэтому на выбор занятия школьника в свободное время оказывают влияние не только его интересы, но и традиции семьи, общий уровень культуры общества, его стремления и идеалы, общественные настроения, политика государства в целом.
Предположение, что у старшеклассников остается меньше свободного времени, чем у пятиклассников подтвердилось. В ходе исследования было доказано, что свободное время важно для школьников как в 5 классе, так и 8, 9 классах. Оно помогает ученику отдохнуть от постоянных нагрузок и проявить себя в различных сферах.
Рекомендации для школьника
1. Научитесь не только учиться, но и рационально распределять свободное время.
2. Цените свободное время.
3. Поймите, что Вам интересно.
4. Найдите несколько интересных и полезных занятий в свободное время.
5. Общайтесь с интересными людьми, узнавайте больше о их жизни, берите пример с них.
Анкета
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в изучении организации свободного времени школьников. Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное) или сформулируйте ответ самостоятельно.
Сколько времени Вы спите?
5-6 часов
7-8 часов
9-10 часов
10-12 часов
Напишите, сколько времени продолжаются Ваши занятия в школе?
________________________________________________
Сколько времени Вы тратите на прием пищи?
________________________________________________
Сколько времени Вы делаете домашнее задание?
около 30 минут
1-1,5 часа
2-2,5 часа
3 часа и более
не делаю домашнего задания
Самостоятельно посчитайте, сколько в сутках у Вас свободного времени (вычтите из 24 часов потраченное ранее время)
________________________________________________
Занимаетесь Вы в свободное время спортом?
да, занимаюсь
нет, не занимаюсь
занимаюсь в спортивном клубе, комплексе и т.д.
если занимаетесь, то сколько времени?
Сколько свободного времени Вы ежедневно проводите на свежем воздухе?
около 30 минут
1-1,5 часа
2-2,5 часа
3 часа и более
Есть ли у Вас
хобби?_
_______Какое
?_______________
Напишите, чем еще Вы занимаетесь в свободное время?
1.Чтение книг, журналов
2.Общение с друзьями
3.Просмотр телевизора
4.Слушаю музыку
5. Провожу в интернете (сколько времени в среднем)
6.Занимаюсь в кружках, секциях
7. Занимаюсь дополнительно с репетитором
В каких секциях, клубах, кружках Вы занимаетесь?
1. музыкальных
2.художественных
3.технических
4.танцевальных
5.спортивных, туристических
6.клубных объединениях, где можно свободно общаться со сверстниками
7.театральных
Таким образом, свободное время подростков представляет собой общественную проблему. Кажущееся большое количество свободного времени подростки не всегда используют для саморазвития. Формирование алгоритма организации досуга должно происходить в семье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 c.
2. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб., 2000. - 519 c.
3. Мархадаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мархадаев. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
4. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление / Б.А. Трегубов. - СПб.,1991. - 40 с.