Проблемное обучение ☼ ☼
Автор: Машкина Светлана Геннадьевна
Я педагог
с многолетним стажем. Работая с современными студентами приходится применять
различные методы обучения. Конечно, современные подростки привыкли получать
готовую информацию из интернета, и часто от нас тоже ждут готовых решений в
обучении. Но эта информация легко воспринимается, но не откладывается в памяти.
Не помогают и различные дидактические приёмы, помогающие оптимизировать процесс
обучения. Репродуктивные методы
обучения не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности
обучаемых, слабо способствуют умственному развитию.
В последнее время я часто применяю метод проблемного
обучения. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не
сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного
решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов
активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности
обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения
дисциплины.
Проблемное
обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых
к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе
которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения
в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.
Конечно мне приходится сочетать репродуктивные и проблемные методы для
достижения успехов в обучении.
Центральными
понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема
(задача).
Проблемная
ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у
обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс
действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что
побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Следовательно,
проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается обучаемый,
когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или
препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом,
отправной точкой проблемного обучения.
Проблемная
ситуация включает в себя три главных компонента:
а) потребность
обучаемого в новом знании или способе действия;
б) неизвестное
знание, которое он должен усвоить;
в) достигнутые,
усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его
интеллектуальные возможности.
В общем случае можно утверждать, что
проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее
достижения.
Выделяют
следующие варианты возникновения проблемной ситуации:
– несоответствие
между имеющимися знаниями у обучаемых, которые требуются для ее решения
(разрешения);
– необходимость
выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще
или оптимальным образом;
– противоречия
между теоретической возможностью известных способов решения и его практической
возможностью.
Сложность
проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем
знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов
необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем.
Так, могут быть
следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):
– обучаемые
получают всю необходимую информацию;
– обучаемые
получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих
данных преподавателем или самостоятельно);
– обучаемым
бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора
дополнительной информации, для решения задачи от обучаемых требуются
профессиональное мышление, интуиция.
В любом случае для
решения проблемных ситуаций обучаемые должны иметь определенную систему знаний,
определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не
должно противопоставляться традиционному.
Важным в
рассматриваемых методах является форма предъявления (создания) ситуаций.
Она может быть в
форме:
– словесного
описания (устно или письменно);
– графического
изображения (схемы, диаграммы);
– фрагментов
из видеофильма и т. д.
Для развития
различных сторон творческой деятельности обучаемых, повышения интереса и
активности в процессе обучения создаю различные по своему внутреннему характеру
проблемные ситуации.
Такими
ситуациями могут быть:
а) ситуация-выбор,
когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо
выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
б)
ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду
недостатка данных;
в)
ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство
противоположностей;
г)
ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей
парадоксальностью и необычностью;
д)
ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности
новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в
активный поиск;
е)
ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо
идеи, какого-либо проекта, решения;
ж)
ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и
представления.
Возникающие в
процессе обучения проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных
задач (заданий), вопросов, ситуаций.
Проблемная задача
– это крупная учебно-познавательная задача (задание), требующая анализа и
нахождения способов и приемов ее решения.
Структурными элементами педагогической задачи являются:
1. Известное – факт, пример, ситуация,
взятые из учебно-воспитательной практики.
2. Неизвестное – существо проблемы,
заложенной в данной ситуации.
3. Требование задачи – проанализировать
сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом
рекомендаций науки и передовой педагогической практики.
Для решения проблемной задачи необходимо
использование ряда дидактических материалов:
– системы проблемно-поисковых
вопросов к данной задаче;
– схемы ориентировочной основы
действий;
– дополнительных материалов,
характеризующих (уточняющих) проблемную ситуацию, детали обстановки;
– научную, методическую и учебную
литературу по теме обсуждения;
– справочники, инструкции, другие
нормативные акты и др.
Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача,
требующая обычно «одноактового действия».
Варианты проблемно-поисковых вопросов:
– Насколько типична данная ситуация?
В чем заключается ее типичность?
– Какие явления в данной ситуации
вступили в явное противоречие?
– В чем эта противоречивость
проявилась?
– Каковы причины сложившегося
противоречия? Какие объективные факторы и субъективные причины привели к
возникновению противоречия?
– Какие причины являются ведущими,
основными?
– Как обычно разрешается данное
противоречие на практике?
– Можно ли изменить сложившуюся
систему возникающих противоречий?
– Что нужно для этого сделать?
– Какие условия при этом необходимо
соблюдать?
– Какой эффект можно получить в
результате нововведений в практику? и др.
Проблемное обучение предполагает не только
активное усвоение обучаемыми определенных знаний путем постановки и разрешения
проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний.
Основными формами проблемного обучения
являются:
а) проблемное изложение;
б) частично-поисковая деятельность;
а) самостоятельная исследовательская
деятельность.
Проблемное обучение, как показывает опыт,
можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель,
обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан
четкий план его проведения.
Творчески мыслить надо учить на всех занятиях, так как они требуют
активности, волевых эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного
труда. Ведущее место в этом занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет
место двухсторонняя мыслительная деятельность – преподавателя и обучаемых.
Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно
заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций.
Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая
аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.