Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемное обучение на уроках истории | Пономарева Ирина Леонидовна. Работа №345574

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных методов преподавания, особенно в таких комплексных и многогранных предметах, как история. В данной статье рассматриваются основные принципы проблемного обучения, его преимущества, а также конкретные примеры применения этого подхода на уроках истории. Проблемное обучение помогает учащимся не только глубже усвоить материал, но и развивает навыки критического мышления, анализа и самостоятельности.

Ключевые слова: проблемное обучение, уроки истории, критическое мышление, исследовательская деятельность, учащиеся

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Пономарева Ирина Леонидовна, учитель

МБОУ "Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П.Наумова"

 

Аннотация. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных методов преподавания, особенно в таких комплексных и многогранных предметах, как история. В данной статье рассматриваются основные принципы проблемного обучения, его преимущества, а также конкретные примеры применения этого подхода на уроках истории. Проблемное обучение помогает учащимся не только глубже усвоить материал, но и развивает навыки критического мышления, анализа и самостоятельности.

Ключевые слова: проблемное обучение, уроки истории, критическое мышление, исследовательская деятельность, учащиеся

 

Проблемное обучение основывается на концепции, согласно которой учащиеся учатся через решение проблем, исследование сложных вопросов и обсуждение спорных тем. Этот подход не только делает уроки более интересными и интерактивными, но и способствует формированию глубокого понимания исторических процессов. Применение проблемного обучения на уроках истории позволяет создавать ситуации, в которых ученики становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями.

Один из ярких примеров применения проблемного обучения заключается в изучении событий, связанных с глобальными войнами. Учитель может предложить учащимся рассмотреть вопрос: "Каковы были причины и последствия Первой мировой войны?" В процессе работы над этой темой ученики могут разделиться на группы и исследовать различные аспекты, такие как политические, экономические и социальные причины конфликта. Каждая группа получает конкретные задачи: одна исследует действия государств, другая — общественное мнение, третья — влияние войны на экономику. Таким образом, учащиеся погружаются в материал, исследуя его с разных сторон, и в результате формируют более полное представление о теме.

Для того чтобы повысить интерес к уроку, учитель может задать провокационный вопрос: "Как бы выглядела Европа, если бы Германия выиграла Первую мировую войну?" Этот вопрос подталкивает учащихся к размышлениям о возможных альтернативных сценариях и заставляет их активно участвовать в дискуссии. Они могут предложить свои версии, обосновывая их на основе изученного материала, что развивает не только аналитические, но и аргументационные навыки.

Проблемное обучение также можно использовать для анализа исторических личностей. Например, изучая фигуру Иосифа Сталина, учитель может поставить перед классом вопрос: "Каковы были основные достижения и провалы Сталина в управлении Советским Союзом?" В этом случае ученики будут исследовать различные аспекты его правления, оценивать влияние его решений на страну и её народ. Работая с первоисточниками, документами и мемуарами, они смогут сформировать более полное представление о сложной и противоречивой фигуре Сталина. Это не только углубит их знания, но и научит критически оценивать информацию и формировать собственное мнение.

Важно отметить, что проблемное обучение активно развивает навыки групповой работы. Ученики учатся работать в команде, обсуждать свои идеи и находить компромиссы. Например, при подготовке к уроку о Холокосте, учащиеся могут быть разделены на группы, каждая из которых будет исследовать различные аспекты этой трагедии: причины, последствия, общественное мнение в разных странах и т. д. В процессе работы они не только углубляют свои знания, но и учатся уважать мнения других, а также формировать собственную точку зрения.

Проблемное обучение также помогает формировать у учащихся умение задавать вопросы. Например, во время урока, посвященного гражданским правам в США, учитель может задать ученикам вопрос: "Почему движение за гражданские права стало важным этапом в истории страны?" Это побуждает учащихся исследовать не только исторические факты, но и социальные, культурные и экономические контексты, что в свою очередь развивает их критическое мышление.

При использовании проблемного обучения важно учитывать, что ученики могут столкнуться с трудностями в процессе исследования. Учителю необходимо быть готовым поддержать их, предложив подходящие ресурсы и направляя их на правильный путь. Важно создать атмосферу, в которой учащиеся не боятся ошибаться и могут открыто обсуждать свои идеи и сомнения.

Таким образом, проблемное обучение на уроках истории является мощным инструментом, который помогает учащимся не только глубже усвоить материал, но и развивает их навыки критического мышления, анализа и исследования. Применение этого подхода позволяет сделать уроки более увлекательными и познавательными, превращая изучение истории в активный и интерактивный процесс. В конечном итоге, проблемное обучение не только улучшает знания учащихся, но и формирует в них гражданскую позицию и осознанное отношение к истории как к сложному и многогранному явлению.

 

Список литературы

Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 20

2

0.

Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 20

2

3.

Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. 20

2

0. № 6. С. 184-185.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X