Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МНЕНИЕ УЧЁНЫХ-ПЕДАГОГОВ. | Кожевникова Инна Анатольевна. Работа №209804

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кожевникова Инна Анатольевна
Аннотация. В статье осуществляется попытка анализа процесса естетического воспитания дошкольников в современной науке. Отмечена значимость дошкольного возраста как ключевого этапа личностного и духовного развития и формирования эстетических вкусов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, эстетическая культура, творческие способности личности, эстетические вкусы.

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МНЕНИЕ УЧЁНЫХ-ПЕДАГОГОВ.

 

Аннотация. В статье осуществляется попытка анализа процесса естетического воспитания дошкольников в современной науке. Отмечена значимость дошкольного возраста как ключевого этапа личностного и духовного развития и формирования эстетических вкусов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, эстетическая культура, творческие способности личности, эстетические вкусы.

 

Актуальность проблемы. Художественное воспитание занимает важное место в духовном развитии человека. Оно влияет на гуманизацию его сознания, активизацию культуротворческой функции, повышение оптимистического мировосприятия.

Системе дошкольных образовательных учреждений принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии детей. Она призвана сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального дошкольного образования в нашей стране, в частности нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [5], установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами.

Формирование эстетической культуры, творческих способностей личности, воспитание эстетических вкусов, чувств, потребностей приобретает особую значимость именно в дошкольном возрасте, так как знания, умения и навыки, полученные в раннем детстве, значительным образом влияют на ее дальнейшее развитие. Современное представление о художественно-эстетическом воспитании дошкольников строится на необходимости организации целенаправленного ознакомления детей с различными видами искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

Целесообразность исследования указанного феномена обусловлена ​​необходимостью обобщить опыт художественно-эстетического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях современного периода.

Цель - выявить ведущие тенденции процесса эстетического воспитания дошкольников, обозначить механизмы его влияния на формирование личности.

В многочисленных публикациях отечественных исследователей (Ю. Борев, М. Кaган, Б. Лихачев и др.) обсуждаются и предлагаются различные подходы к этой проблеме. Однако, несмотря на то, что вопросы эстетического воспитания в раннем возрасте исследуется уже давно, во многих аспектах она остается нераскрытой. В частности, требуют научного решения вопросы реформирования системы дошкольного художественно-эстетического воспитания на основе использования наследия прошлого; разработки общего подхода для дошкольных учреждений; обеспечения философской, психологической, педагогической и финансовой основы для повышения его эффективности и достижения главной цели – повышение художественно эстетического уровня подрастающего поколения.

Следует признать, что, несмотря на провозглашенную эстетическую направленность занятий и других форм работы с детьми в дошкольных учреждениях и в условиях семьи, эстетическое воспитание так и не стало одной из главных ценностей воспитания как в обществе в целом, так и в отношении подрастающего поколения. Анализ и интерпретация практических проблем, связанных с эстетическим воспитанием детей, изучение некоторых тенденций взаимодействия эстетического воспитания с другими сторонами жизни выявляют ряд противоречий [6]:

- между объективной необходимостью развития эстетической культуры и субъективной недооценкой ее роли как в жизни отдельного человека, так и всего общества в целом;

- между возможностью формирования эстетической культуры дошкольника и недостаточно разработанной педагогической технологией реализации этого процесса.

В рамках решения указанных противоречий следует отметить, что процесс эстетического воспитания не ограничивается возрастными, интеллектуальными или какими-либо другими рамками. Эстетический опыт, по мнению американского философа образования Р. Смита, начинает формироваться с рождения и заключается в способности «получать наслаждение ценностным» и представляется желательным, поскольку ведет к целостности и зрелости личности [4].

Н.И. Лифинцева указывает на тот факт, что в ходе эстетического развития ребенок гармонизирует себя и свои отношения с миром. Ему открывается не утилитарная ценность того, что его окружает, а появляется чувство эмоционально-духовной причастности к тому, что воспринимается, то есть, эстетическое отношение к миру [3].

Е.А. Дубровская, С.А. Козлова акцентируют свое внимание на том, что ведущей методологической основой эстетического воспитания является эстетика, которая своим предметом имеет исследование чувственной культуры человека. Эстетика - философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об «особенностях познания и преобразования мира по законам красоты», об общих закономерностях искусства. Эстетические законы и категории, взаимодействие творчества и исполнительского мастерства пронизывают все аспекты эстетической воспитанности.

Дошкольный возраст характеризуется как особый период в воспитании, он является переломным моментом в общем процессе развития ребенка. Педагоги Н.В. Ермолаева, В. Н. Ветлугина, Т.П. Комарова определяют общую цель всестороннего и гармоничного воспитания и основные задачи эстетического воспитания дошкольников [1]. Они отражены в парциальных программах дошкольного образования и предусматривают:

1. Систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений детей. Данная задача исходит из утверждения, что все виды искусства, красота природы, быта способствуют развитию эстетически окрашенного восприятия. Оно всегда непосредственно порождает эстетические переживания - эмоциональную чувствительность, радость, волнение, восторг, особый интерес к прекрасному.

2. Привлечение детей к деятельности в области искусства, воспитание в них потребностей и привычек посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Закладка начальных основ эстетического вкуса.

4. Развитие художественно-творческих способностей детей. Чем больше эстетически развит ребенок, тем крепче его художественные умения и навыки, тем полнее, интереснее его творческая деятельность, насыщеннее его отношения с окружающим миром.

Эстетическое развитие ребенка, по мнению Н.В. Ермолаевой, не изолированный процесс, он осуществляется во время любой деятельности (интеллектуальной, материальной, в процессе речи, общения) с использованием различных средств. Одним из наиболее важных среди них есть искусство. Воспринимая произведения искусства, ребенок учится улавливать (схватывать) те эмоции, которые поэты, художники, композиторы вкладывают в свои произведения (без этого теряется способность чувствовать сущность эстетических объектов, они превращаются в накопление изображаемых деталей). «Искусство содержит знание, недоступное науке, но поскольку науку творит человек, это знание необходимо для развития науки. Особенно сейчас, когда значительные научные достижения могут быть использованы против человека» [1].

Эстетическое воспитание, по мнению Н.В. Микляевой, следует рассматривать как универсальных средство личностного развития детей на основе выявления индивидуальных способностей, эстетических потребностей и интересов. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников - это начальный этап формирования образованной, творческой личности, становления ее физического и нравственного здоровья, всестороннее развитие ее природных способностей и задатков [4, с.26].

Н.Б. Крылова важную роль в эстетическом воспитании отводит практической деятельности. Практическая деятельность ребенка направлена ​​на доступное ему преобразование быта и природы. Она проявляется в повседневной жизни, в художественной практике. Но эстетической ее можно назвать при следующих условиях [2]:

- если творческое воображение ребенка побуждает проявлять свое личное отношение к окружающему, стремиться его изменить;

- если эта деятельность согрета радостью совместных действий со своими сверстниками или взрослыми;

- если результаты собственного художественного мастерства дают ребенку удовлетворение качеством продукции.

Важно научить детей, как минимум, доводить до совершенства любую репродуктивную деятельность, воспроизводить или повторять красиво то, что создано, задумано другими (воспитателем, композитором, поэтом, товарищами и др.), и, как максимум, - создавать что-то свое, новое, воплощать в нем свои представления о красоте.

Таким образом, в основе художественно-эстетического воспитания, как видим, лежит развитие эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативного отношения к безобразному. Одна из главных задач искусства как средства эстетического воспитания - стимулирование творческих способностей, инициативы, самостоятельности. Особенность художественно-эстетического воспитания состоит в том, что творчеству научить нельзя. Можно лишь создать условия для пробуждения, активизации у ребенка творческих импульсов, для познания радости творчества. Чем раньше начать такую ​​работу с детьми, тем больше шансов, что творческие возможности ребенка не погаснут, а разовьются, чтобы проявиться впоследствии во всех сферах деятельности.

 

Список литературы

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. - М.: Детство-Пресс, 201

6

. - 160 c

.

Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи

ребенка

// Самобытность детства.

-

М., 20

1

7. - С. 79–102.

Лифинцева

Н. И. Развитие у ребёнка эстетического восприятия / Н. И.

Лифинцева

, О. А.

Бычихина

// Искусство и образование. – 2016. – № 5. – С. 23–34.

Микляева

Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера , 2013. - 192 c.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы

Минобрнауки

. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста:

учеб

.п

особие

/ под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2014. - 256 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×