Проблемы и возможности современной школы

Автор: Касимова Елена Петровна

                      

 

 

Эссе:  Проблемы и возможности современной школы

Рассуждения о возможностях современной школы можно строить в нескольких направлениях: возможности школы в области предоставления образовательных услуг, возможности школы в области реализации различных школьных проектов, возможности школы в области кадровой политики.

В условиях постоянного реформирования системы образования в России, школа получила довольно большую свободу в отношении выбора образовательных стратегий и путей развития учреждения. Но постоянная незавершённость реформ, постоянные изменения в области законодательства приводят к тому, что школа, находясь практически в самом низу подотчётных учреждений Минобрнауки, постоянно оказывается в ситуации приспособления к требованиям вышестоящих организаций. Таким образом, с одной стороны школа имеет сейчас достаточную свободу действий, но за каждый сделанный шаг отчитывается во всевозможные организации, что не может не тормозить развитие образовательного учреждения и не ставить под сомнение успешную реализацию запланированного. Широкие возможности современной школы не ограничиваются областью выбора образовательных программ и учебных пособий, находясь на самофинансировании, школа имеет возможности самостоятельно планировать освоение средств в своих интересах, интересах учащихся и преподавательского состава. С другой стороны, во многих «обычных»  школах средства для подобного освоения настолько малы, что ни о каких длительных или требующих капиталовложений проектах просто не может идти речи. Говоря же о том, что школа должна работать над привлечением учащихся, ведь деньги в школу «приходят» с детьми, можно обратить внимание на возникающий замкнутый круг, ибо привлечь родителей школа в первую очередь может определёнными внешними факторами, на реализацию которых как раз и нужны средства, которые «приходят» с учениками…

Наконец, возможности школы в области кадровой политики. Сейчас много внимания уделяется повышению квалификации преподавательского состава, приветствуется корпоративное обучение сотрудников ОУ, тематические лекции и семинары организовываются с завидной регулярностью. И всё это для того, чтобы школа имела возможность внедрять новейшие технологии в области образования, осуществлять переход на качественно новый уровень работы в сфере образования. Но, к сожалению, многие усилия администраций школ, научно-методических центров и других учреждений, связанных с организацией повышения квалификации педагогических кадров, упираются в буквально открытое сопротивление со стороны педагогов, которые либо отказываются посещать всевозможные курсы, мотивируя это большой нагрузкой или чем-либо ещё, или проявляют демонстративную незаинтересованность в инновациях. С другой стороны, необходимо отметить, что и многие курсы повышения квалификации не отличаются разнообразием подачи материала, да и самим материалом. Можно выделить проблемные семинары и курсы, которые действительно заинтересовывают слушателей, тогда как обязательные годичные курсы подчас оказываются фактическим повторением материала из «пятилетки в пятилетку» и не представляют для педагогов со стажем никакого интереса. 

В процессе работы я сталкиваюсь с множеством проблем. Вот, на мой взгляд, шесть основных проблем и возможных перспектив современной российской средней школы.

1. Современная школа должна не столько "давать знания", сколько "учить учиться", учить школьников не "фактам", а умению отличать факты от вымысла. Например, в обществе со свободой слова - пусть и несовершенной, как у нас сейчас - публикуются учебники истории со всеми мыслимыми точками зрения. Хороший выпускник школы - такой человек, который, прочитав книжку, сможет сам разобраться - если надо, посмотрев не только "Википедию", но и специализированный сайт и научную литературу, а то и проконсультировавшись с экспертом - что факт, а что вымысел. Это, конечно, относится не только к истории, но чуть ли не ко всем предметам .

2. Именно школа должна учить детей как правильно коммуницировать свои мысли и чувства, как строить отношения с людьми, которые тебя окружают, в том числе с теми, кто выглядит и ведёт себя не так как ты - с людьми других убеждений, культур, религий, как заниматься политикой - как убедить одноклассников выбрать тебя лидером, как поддержать того, чьи планы тебе наиболее близки и т.п.

3. Разным школьникам в разных школах нужны разные программы обучения. По сравнению с другими странами, наши программы слишком унифицированы - для такой большой и разнородной страны. Тем более плохо, когда унифицирована оплата труда учителей - нужно дать школам большую свободу в привлечении денег родителей - лишь бы этот процесс был открытым. Если для этого придётся пожертвовать частью свободы школьной администрации (если у школы есть попечительский совет, состоящий из людей, которые пожертвовали школе серьёзные деньги, то, они, взамен, потребуют некоторого контроля над происходящим), что ж, это придётся перенести.

4. Хороших учителей не хватает - хороших школьников гораздо больше. Чтобы преподавать сильным школьникам, сейчас нужно иметь высшее образование из хорошего вуза. Людей, получивших хорошее образование - и, значит, способных зарабатывать приличные деньги, трудно убедить работать в школе. Тем не менее, во все времена такие люди находились.

5. Не хватает хороших директоров школ, потому что если человек может справиться с управлением школой, то он легко найдёт себя и в бизнесе и в госуправлении и в разных других сферах деятельности. Будет хорошо, если попечительские советы школ - когда у школ будут попечительские советы - смогут привлекать людей на место директора с помощью высоких зарплат.

 

6. Современная школа -значит современные технологии. Т.е. полное обеспечение школы всеми необхдимыми техническими средствами. Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с преподавателями и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы детей.

Я считаю, что применение компьютера для обучения – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы. На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Я люблю свою профессию. Люблю детей. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x