Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект для дошкольников "Играем с фантиками - развиваем речь" | Ковашева Инга Игоревна. Работа №334115

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Этот материал будет полезен для педагогов - воспитателей.Проект посвящён актуальной проблеме – развитию речи, зрительного, слухового внимания, памяти, мелкой моторики у детей с ОВЗ. Дети, как правило, расторможены, неусидчивы, многие тяжело идут на контакт со взрослыми и сверстниками. У них плохо развиты такие психологические процессы, как память, внимание, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Воспитанники часто болеют, а это негативно влияет на нервно-психическое и речевое развитие детей. Участие в проекте поможет детям в развитии вышеуказанных процессов, обогатит их пассивный и активный словарь.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Всеволожский центр образования»

(МОБУ «СОШ «Всеволожский ЦО»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Играем с фантиками и развиваем речь»

в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности

для детей с ЗПР 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

Фоменко Татьяна Васильевна

Ковашева Инга Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеволожск 2024

 

 

 

Содержание:

 

 

Паспорт проекта

 

 

 

 

Актуальность

 

Постановка проблемы

 

Цель проекта

 

Задачи проекта

 

Ожидаемые результаты по реализации проекта

 

Этапы проекта

 

Распределение деятельности по этапам проекта

 

Результативность реализации проекта

 

Приложения:

 

1. Перечень игр с фантиками по разделам

 

2. III этап – Практический

 

3. Мониторинг по результатам логопедического обследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Паспорт проекта

Проект «Играем с фантиками и развиваем речь».

Вид проекта - групповой

Продолжительность проектакраткосрочный (декабрь-март).

Классификация проекта – образовательный.

Сложность проекта – простой.

Тип проекта познавательно-творческий.

Участники: воспитатели, учитель-логопед, дети 5-6 лет с ОВЗ, родители.

 

 

Актуальность.

В настоящее время у

многих детей ограничен словарный запас, нарушено звукопроизношение, дети не произносят слова сложной слоговой структуры, фраза аграмматична.

Одна из важных общепедагогических задач — формировать желание занима

ться. Ребенок должен научиться

выполнять инструкцию

,

включаться в общение, обращать свое внимание на звуковую сторону речи, которая ранее им не осознавалась. Ребенок быстро утомляется, мотивация к занятиям сни

жается, а воспитатель сталкивается

с нежеланием

детей выполнять упражнения.

Особенно трудно увлечь и стимулиров

ать развитие речи у детей с ОВЗ

, в нашем случае это дети с ЗПР

.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили игры с фантиками. Ис

пользование в работе конфетных

фантиков позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, констру

ирования и ручного труда. Кроме

того в пр

одуктивных видах деятельности

наиболее эффективно развиваются мышление, память, воображение, восприятие, эмоционально-волевая сфера и речь.

Постановка проблемы:

Проект посвящён актуальной проблеме –

развитию речи, зрительного, слухового внимания, памяти, мелкой моторики

у детей с ОВЗ.

Дети, как правило,

расторможены, неусидчивы, многие тяжело

идут на контакт со взрослыми и сверстниками. У них плохо развиты такие психологические

процессы

, как память, внимание, слабо развита мелкая моторика пальцев рук.

Воспитанники

часто болеют,

а

это негативно влияет на нервно-психическое и речевое развитие детей.

Участие в проек

те поможет детям в развитии вышеуказанных

процессов, обогатит их пассивный и активный словарь.

Цель проекта:

 

- создание условий для обогащения пассивного и активного словаря детей с ОВЗ при помощи игр с фантиками.

5. Задачи проектной деятельности:

- развивать познавательную и речевую активность;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- формировать элементарные математические представления;

- развивать сенсорные эталоны;

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- вырабатывать правильное речевое дыхание;

- вызывать интерес к игре с фантиками;

- воспитывать чувство симпатии к сверстникам;

- формировать коммуникативные навыки детей.

 

 

6. Ожидаемые результаты по реализации проекта

* У детей обогащается словарный запас за счёт новых слов (существительных, прилагательных, глаголов).

* У детей развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика пальцев рук.

* Дети положительно настроены на выполнение заданий.

* Дети проявляют интерес к правилам игр.

* Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым.

* Дети с большим желанием вступают в общение с другими детьми и с логопедом в играх и при выполнении игровых заданий.

*У детей повышается уровень инициативности, самостоятельности.

 

7. Этапы проекта:
Первый этап: Информационно – аналитический

Задачи данного этапа:

*Собрать фантики.

*Сортировать фантики.

Второй этап: Информационно - моделирующий

Задачи данного этапа:

*Составить план мероприятий.

* Разработать и систематизировать игры, направленные на достижение поставленной цели и задач проекта.

* Познакомить с целью и задачами проекта коллектив группы.

Третий этап: Практический

Задачи данного этапа: Реализация плана мероприятий проекта «Играем с фантиками и развиваем речь» детей в познавательную деятельность.

Четвертый этап: Заключительный

Задачи данного этапа:

* Показ атрибутов из фантиков, сделанных своими руками Дефиле

*Представить мультимедийную презентацию по результатам проведения проектной деятельности.

 

 

7. Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I этап – Информационно-аналитический

*Сбор фантиков.

*Сортировка фантиков.

 

Декабрь

Воспитатели, родители

II этап -

Информационно-моделирующий

 

*Составление плана мероприятий.

*Разработка и систематизация игр, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта. (Приложение №1)

* Знакомство с целью и задачами проекта коллектив группы.

9-15 января

Воспитатели

III этап –

Практический

Реализация проекта «Играем с фантиками и развиваем речь» Вовлечение детей в познавательную деятельность

проекта. (Приложение №2)

16января-16 февраля

Воспитатели

IV этап – Заключительный

* Дефиле фантиков

*Оформление презентации.

Март

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Распределение деятельности участников проекта

Этапы проекта

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1 этап

Мотивационный

*Ставить проблему, цели, задач проекта.

*Вводить в игровую, проблемную ситуацию.

*Принятие проблемы проекта, а также его задач, в ходе решения проблемной ситуации.

*Экскурсия в магазин совместно с родителями

*Просмотр мультфильма «Коллекция» из серии «Смешарики»

*Рассматривание фантиков

2 этап

Проблемно - деятельностный

*Помогает в решении задач.

*Организует и направляет деятельность детей.

*Выполнение действий по слову педагога.

*Выполнение и соблюдение правил игры

своение детьми полученных знаний.

акрепление навыков умения играть рядом с другими детьми.

3 этап

Творческий Практический

*Осуществляет практическую помощь детям.

*Контролирует осуществление проекта.

Изготовление атрибутов для уголка театрализации «шляпка и сумочка»

4 этап

Заключительный

 

*Проводит подготовку к презентации проекта.

*Организует и проводит презентацию и коллективную работу для педагогов на пед. часе

Представление продукта деятельности – новые атрибуты для игр в уголке театрализации «Шляпка и сумочка», Дефиле

 

 

 

Формы взаимодействия с детьми:

- беседы, индивидуальная работа, игровая деятельность (дидактические игры, пальчиковые игры), ситуация общения, рассматривание фантиков, экскурсия в магазин, просмотр мультфильма.

 

8. Результативность реализации проекта.

В проекте принимал участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет. Осуществление данного проекта позволяет развить у детей с ОВЗ познавательную и речевую активность, развивать зрительное и слуховое внимание, сенсорные эталоны, мелкую моторику пальцев рук, вырабатывать правильное речевое дыхание. Работа над проектом поможет формировать у детей элементарные математические представления.

В начале и в конце проекта был проведён мониторинг по результатам логопедического обследования. (Приложение№3)

На основании полученных результатов можно сделать вывод: разработанный проект эффективен в организации образовательной работы, направленной на достижение основной цели: создание условий для обогащения пассивного и активного словаря детей с ОВЗ при помощи игры с фантиками. Проект помогает организовать совместную творческую деятельность всех участников образовательного процесса.

По завершению проекта дети с большим желанием вступают в общение с другими детьми, принимают активное участие в игровой деятельности. У них увеличивается интерес к настольным играм. Дети становятся более усидчивыми, самостоятельными, умеющими проявить инициативу.

Таким образом, запланированный результат проекта достигнут, поставленные цель и задачи выполнены. В дальнейшем мы будем продолжать работу более углубленно и последовательно.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Перечень игр с фантиками по разделам

Игры на развитие речи

- «Найди фантик с самолётом»

- «Где фантик?» (предлоги В, НА, ПОД)

Игры на развитие зрительного внимания:

- «Найди пару» (найти такой же фантик)

- «Собери целый фантик» (найти вторую половину фантика)

- «Какого фантика не стало?» (из трёх фантиков убрать один)

- «Какой фантик появился?» (добавить один фантик к двум, лежащим на столе)

Игры на развитие слухового внимания:

- «Загадки» (найти фантик по описанию)

- «Пошурши фантиком, как я»

Игры на развитие речевого дыхания:

- Дуть на фантик, лежащий на столе

-Дуть на один фантик, привязанный к нитке

-Дуть на несколько фантиков, связанных ниткой

-Дуть на смятый в шарик фантик (скатать фантик в шарик и дуть на него на столе)

-Дуть на смятый в шарик фантик (на ниточке)

-Дуть на несколько смятых в шарики фантиков (на ниточке)

Игры на формирование элементарных математических представлений:

-«Найди, где много, а где один фантик»

-«Найди, где большой фантик, а где маленький»

- «Большие и маленькие конфеты» (заворачивать в маленький фантик – маленький кусочек пластилина, в большой – крупный кусочек пластилина)

Игры на сенсорное развитие:

- «Найди такой же, как у меня» (цвет)

– «Собери все» (найти все зелёные, красные…)

- «Найди такой же, как у меня» (форма - квадрат, прямоугольник, круг, треугольник – вырезать из фантиков)

– «Собери все» (найти все квадратные, круглые)

Игры на развитие мелкой моторики:

- Смять фантик

- Разгладить фантик

Приложение №2

III этап – Практический

1-я неделя

Игра «Найди фантик с самолётом»

Цель: - Упражнять детей в назывании изображений на фантиках доступным детям образом (облегчённым словом, полным словом, фразой)

Ход игры: Перед ребёнком ставится задача: найти фантики с изображением самолёта. Ребёнок из коробочки достаёт фантики по одному. Если на фантике нет нужной картинки, то фантик откладывается в другую коробку. Если есть нужное изображение, то фантик оставляется на столе. После того, как собраны все фантики, ребёнок ещё раз называет все картинки.

Игра «Где фантик?» (предлоги В, НА, ПОД)

Цель: - Упражнять детей в умении понимать значение предлогов В, НА, ПОД.

- Усвоение пространственного значения предлогов.

Ход игры: Ребёнку предлагается выбрать несколько фантиков. Затем логопед описывает фантик и говорит, куда его положить: «Фантик с зелёной полоской положи в коробку». После того, как ребёнок выполнил задание, он отвечает на вопрос логопеда: «Куда ты положил фантик?»

Усложнение: «Положи фантик с зелёной полоской в коробку, а красный фантик - на коробку»

2-я неделя

Игра «Найди пару»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой: «У меня такой же фантик».

Ход игры: Детям раздаются такие же фантики, как у логопеда. Логопед показывает один фантик, ребёнок, у которого есть такой же фантик, говорит: «У меня такой же фантик».

Игра «Собери целый фантик»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой: «У меня такая же половинка».

Ход игры: Детям раздаются половинки фантиков. У логопеда точно такие же половинки. Логопед показывает половинку фантика, ребёнок, у которого есть такая же половинка, говорит: «У меня такая же половинка».

Игра «Какого фантика не стало?»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой с существительным в Р. п.: «Нет жёлтого фантика».

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 3 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик, одновременно отвечают на вопросы логопеда: «Что нарисовано на этом фантике?» Затем логопед закрывает фантики ширмой и убирает один. Открыв ширму, логопед спрашивает: «Какого фантика не стало?» Дети отвечают фразой «Нет жёлтого фантика».

Игра «Какой фантик появился?»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 2 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик, одновременно отвечают на вопросы логопеда: «Что нарисовано на этом фантике?» Затем логопед закрывает фантики ширмой и добавляет один. Открыв ширму, логопед спрашивает: «Какой фантик появился?» Дети отвечают фразой «Появился красный фантик».

3-я неделя

Игра «Загадки»

Цель: - Развивать слуховое внимание.

-Упражнять детей в умении находить предмет по описанию.

- Упражнять в умении использовать в активной речи простые фразы.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 2 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик. Логопед просит найти фантик, о котором он расскажет: «Фантик большой. Он синего цвета. На нём нарисован самолёт». Дети находят этот фантик и отвечают на вопросы: «Какого размера фантик?», «Какого цвета фантик?», «Что нарисовано на фантике?»

Игра «Пошурши фантиком, как я»

Цель: - Развивать слуховое внимание.

- Учить воспроизводить ритмичные действия с фантиком по подражанию.

Ход игры: У детей и логопеда в руках по одному фантику. Логопед ритмично шуршит фантиком, дети повторяют.

4-я неделя

Дуть на фантик, лежащий на столе

Дуть на один фантик, привязанный к нитке

Дуть на несколько фантиков, связанных ниткой

Дуть на смятый в шарик фантик

(скатать фантик в шарик и дуть на него на столе)

Дуть на смятый в шарик фантик (на ниточке)

Дуть на несколько смятых в шарики фантиков (на ниточке)

Цель: - Развивать правильное речевое дыхание.

- Упражнять детей округлять губы при дутье, не надувая щёки и не поднимая плечи.

- Упражнять дуть плавно, выдыхая достаточно воздуха для движения фантика.

 

 

5-я неделя

«Найди, где много, а где один фантик»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по подражанию один и много фантиков.

- Активизировать в речи детей слова один, много

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня один фантик», «У меня много фантиков».

Ход игры: Логопед берёт из коробки один фантик и говорит: «У меня один фантик». Затем просит детей взять по одному фантику. После этого спрашивает каждого ребёнка: «Сколько у тебя фантиков?» Логопед обращает внимание детей на то, что у них в руках по одному фантику. А в коробке - много.

Усложнение: - Упражнять детей в умении находить один и много фантиков по образцу (ребёнок видит не действие, а результат).

Ход игры: Перед детьми и перед логопедом много фантиков. Логопед за экраном берёт один (много) фантиков и предлагает детям взять столько же. Спрашивает: «Сколько ты взял?»

Усложнение: - Упражнять детей в умении находить один и много фантиков по инструкции.

Ход игры: Перед детьми и перед логопедом много фантиков. Логопед говорит: «Дай один фантик», «Возьми много фантиков»

«Найди, где большой фантик, а где маленький»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по подражанию большой и маленький фантик.

- Активизировать в речи детей слова большой, маленький.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «Вот большой фантик», «Вот маленький фантик».

Ход игры: Логопед показывает детям два фантика: один маленький, второй – большой. Маленький фантик прячет между ладонями и говорит: «Фантик маааленький. Его можно спрятать». Затем показывает большой фантик, который кладёт между ладонями, но его хорошо видно: «А этот фантик большОООй, его видно». После этого предлагает детям взять один фантик и ответить, какой фантик у каждого из них: «Вот большой фантик», «Вот маленький фантик».

«Большие и маленькие конфеты»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по слову большой и маленький фантик.

- Активизировать в речи детей слова большая, маленькая.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «Это большая конфета», «Это маленькая конфета».

Ход игры: Перед детьми на столе по 2 тарелочки: на одной два кусочка пластилина (большой и маленький) и два фантика (большой и маленький). Логопед говорит: «Сегодня будем делать конфеты для кукол». Предлагает детям взять фантик и кусочек пластилина и завернуть пластилин в фантик. Логопед спрашивает каждого ребёнка, какой он взял фантик и пластилин, какая получится конфета. Дети отвечают фразой: «Это большая конфета», «Это маленькая конфета». Дети раскладывают конфеты по тарелочкам: большие конфеты в большую тарелочку, маленькие – в маленькую тарелочку.

6-я неделя

Сенсорное развитие:

«Найди такой же, как у меня» (цвет)

Цель: - Упражнять в подборе фантиков по цвету к образцу.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня зелёный фантик», «У меня красный фантик».

Ход игры: Перед каждым ребёнком по 4 фантика. Каждый фантик имеет преобладающий основной цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный). Логопед показывает фантик и говорит: «У меня красный фантик. Найдите такой же», Каждый ребёнок показывает такой же фантик и говорит: «У меня красный фантик».

«Собери все» (найти все зелёные, красные…)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по цвету.

- Активизировать в речи детей слова: синие, красные, жёлтые, зелёные.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня зелёные фантики», «У меня красные фантики».

Ход игры: Перед детьми на столе 4 тарелочки основных цветов и 4 коробки с фантиками. Логопед спрашивает, какого цвета тарелочку хочет взять каждый ребёнок. Дети говорят, какого цвета тарелочку они хотят взять. Затем предлагается каждому ребёнку выложить из коробки все фантики такого же цвета, как тарелочка. После этого дети говорят: «У меня зелёные фантики», «У меня красные фантики».

«Найди такой же, как у меня» (форма)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по форме к образцу.

- Активизировать в речи детей слова: квадратный, прямоугольный, круглый, треугольный.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня квадратные фантики», «У меня круглые фантики».

Ход игры: Перед каждым ребёнком по 4 фантика. Каждый фантик имеет определённую форму (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.). Логопед показывает фантик и говорит: «У меня квадратный фантик. Найдите такой же». Каждый ребёнок показывает такой же фантик и говорит: «У меня квадратный фантик».

«Собери все» (найти все квадратные, круглые)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по форме.

- Активизировать в речи детей слова: квадратные, круглые.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня квадратные фантики», «У меня круглые фантики».

Ход игры: Перед детьми на столе квадрат и круг и 2 коробки с фантиками. Логопед спрашивает, что хочет взять каждый ребёнок. Дети говорят, какую форму они хотят взять. Затем предлагается каждому ребёнку выложить из коробки все фантики такой же формы, как у каждого ребёнка. После этого дети говорят: «У меня круглые фантики», «У меня квадратные фантик».

7-я неделя

Смять фантик

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Перед каждым ребёнком 3 фантика. Предложить детям сказать (описать), какой фантик они хотят смять. Во время сминания фантика обращать внимание детей на то, что надо мять фантик кончиками пальцев.

Разгладить фантик

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять при разглаживании указательные пальцы.

Ход игры: Смятые фантики надо разглаживать указательным пальцем.

Игра «Цветной дождик»

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять в умении ладонью с силой давить на дырокол.

Ход игры: Логопед показывает детям конфетти из фантиков и предлагает сделать такие же. Логопед показывает, как делаются конфетти. Дети выбирают фантики и с помощью логопеда прокалывают их. Затем на бумагу, намазанную клеем, высыпаются кружочки.

Сложить фантик: по горизонтали, по вертикали,

гармошкой, трубочкой, на уголок.

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять в игре указательные и большие пальцы одновременно.

Ход игры: Логопед показывает детям готовые сложенные по горизонтали, по вертикали, гармошкой, трубочкой, на уголок фантики. Предлагает детям выбрать, как они хотят сложить свой фантик.

Усложнение: Дети складывают несколько фантиков разными способами.

 

 

 

Приложение №3

 

 

Мониторинг по результатам логопедического обследования

 

Результаты обследования логопеда

Месяц

 

 

январь

март

Активная

речь

Отставание в развитии речи

3 детей

10 детей

 

Значительное

отставание в развитии речи

15 детей

9 детей

 

Выраженное

отставание в развитии речи

3 детей

2 детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×