Тренинг: "Как разрешить закрытый конфликт в паре педагогов в ДОУ" | Аванесян Сюзанна Сиамантоевна. Работа №334117
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, в которой оба оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Цель нашей встречи – выяснить, как правильно вести себя в конфликтной ситуации и как можно т разрешить конфликт.
Итак, в переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:
«Как разрешить закрытый конфликт в паре педагогов»
(апрель)
Подготовил: педагог-психолог
Аванесян С.С.
Ставрополь, 2024г.
Вводная игра-приветствие
Все участники хаотично передвигаются по музыкальному залу. По хлопку – здороваются за руки, на 2 хлопка – плечами, на 3 хлопка – спинами.
Педагог-психолог: Сейчас, когда мы все поздоровались и поприветствовали друг друга, я попрошу вас присесть (стулья расположены полукругом).
Теоретическая часть:
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, в которой оба оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Цель нашей встречи – выяснить, как правильно вести себя в конфликтной ситуации и как можно т разрешить конфликт.
Итак, в переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
!!! Картинка на восприятие (кто что увидел?)
Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?
Конфликт – это хорошо или плохо?
Конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такого не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.
Я предлагаю разделиться на 2 группы:
Первая группа пишет на листочке положительные стороны конфликта, вторая группа – отрицательные. Результаты озвучиваются, начиная с плохих.
Способы протекания конфликта:
Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её.
Формы стратегии избегания (ухода): молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, игнорирование обидчика, едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов.
Формы стратегии приспособления (уступчивости): вы делаете вид, что всё в порядке; продолжаете действовать, как будто ничего не произошло; миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой; ругаете себя за вашу раздражительность; молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести; подавляете все ваши негативные эмоции.
Компромисс – решение конфликта через взаимные уступки.
Формы стратегии компромисса: поддерживаете дружеские отношения; ищите справедливого решения; избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве; избегаете столкновения в лоб.
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнёра.
Формы стратегии соперничества (конкуренции): стремитесь доказать, что другой человек неправ; перекрикиваете; не принимаете явного отказа; требуете безоговорочного послушания; призываете на помощь союзников для поддержки.
Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
Формы стратегии сотрудничества: определяете потребности всех участников; стараетесь их удовлетворить; признаёте ценности других, ровно как и ваши собственные; стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личности.
Обе стороны оказываются в ситуации выигрыша только в ситуации сотрудничества.
Пути выхода из конфликта:
- компромисс;
- переговоры (мирная беседа обеих сторон по решению проблемы);
- посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) не принимаю участия;
Б) кратко высказываюсь в защиту той стороны, которую считаю правой;
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой лидеров?
А) нет;
Б) только если имею для этого веские основания;
В) критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.
3. Часто ли Вы спорите с друзьями?
А) только если люди необидчивые;
Б) лишь по принципиальным вопросам;
В) споры – моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?
А) возмущаюсь в душе, но молчу – себе дороже;
Б) делаю замечание;
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Вам в ресторане подали недосоленное блюдо, Ваша реакция?
А) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
Б) молча возьму солонку;
В) не удержусь от едких замечаний, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу…
А) с возмущением посмотрю на обидчика;
Б) сухо сделаю замечание;
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не нравится…
А) промолчу
Б) ограничусь коротким, тактичным замечанием;
В) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово больше не участвовать в ней;
Б) не скрою досады, но отнесусь к происшествию с юмором, пообещав взять реванш;
В) проигрыш надолго испортит настроение.
Обработка результатов:
А – 4 балла
Б – 2 балла
В – 0 баллов
22-32 балла – Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина важнее!» - никогда не было Вашим кредо. Может быть поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберите смелости, если обстоятельства требуют высказаться принципиально, невзирая на лица.
11-22 балл – Вы конфликтуете в том случае, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не опускаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение.
До 10 баллов – Споры и конфликты – это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечание в свой адрес, можете съесть живьём. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть Ваш вздорный характер.
Практическая часть:
Упражнение «Рисунок вдвоём»
Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнёра держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.
Вопросы:
Почему нарисовали именно это?
Кто что рисовал?
Как вам рисовалось?
Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнёра, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал по очереди, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Упражнение «Люди-домики»
Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Те, кто держится за руки, – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Если вы говорите «люди» – «люди» меняются местами; «домики» – «домики», не размыкая рук, «ловят» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.
Упражнение «Порядковый счет»
Участники продолжают сидеть в кругу. Скажите: «один» и посмотрите на любого участника игры. Участник в ответ на взгляд говорит «два» и смотрит на следующего. Продолжайте упражнение, пока все не посмотрят друг на друга и не досчитают до количества участников.
Заключение
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт.
Упражнение «Ритуал прощания»
Педагог-психолог:
Спасибо вам, что пришли на нашу встречу. Надеюсь, сегодня у вас получилось увидеть разные роли со стороны, иначе посмотреть на отношения между двумя педагогами. Как вы считаете, что недопустимо в отношениях между педагогами в паре? (Выслушайте ответы участников, обсудите все варианты. Раздайте кодекс поведения в конфликте.)
Помните: внутренняя работа происходит после тренинга, когда педагоги возвращаются к своим коллегам по группе. Конфликт и напряжение рассасываются за 1-2 недели.