Проект по биологии с методическими разработками для педагогов "Бактерии и вирусы" | Мизгулина Лариса Александровна. Работа №364127
по теме «Бактерии и вирусы как форма жизни».
Цель урока:сформировать представление о бактериях и вирусах как живых организмах, об их строении, жизнедеятельности и значении в природе и в жизни человека.Планируемые результаты обучения
Предметные: знать роль бактерий в природе и жизни человека;
Сформировать представление о санитарно-гигиенических правилах, позволяющих предупреждать заболевания, вызываемые различными бактериями.
Обобщить знания о многообразии бактерий. Метапредметные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.
Использовать различные языковые средства для выражения своих мыслей.
Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
Находить информацию в различных ресурсах, дополнительной литературе.
Конспект урока №19 Биология, 5 класс Дата 21.01.2025
по теме «Бактерии и вирусы как форма жизни».
Цель урока:сформировать представление о бактериях и вирусах как живых организмах, об их строении, жизнедеятельности и значении в природе и в жизни человека
Планируемые результаты обучения
Предметные: знать роль бактерий в природе и жизни человека;
Сформировать представление о санитарно-гигиенических правилах, позволяющих предупреждать заболевания, вызываемые различными бактериями.
Обобщить знания о многообразии бактерий.
Метапредметные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.
Использовать различные языковые средства для выражения своих мыслей.
Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
Находить информацию в различных ресурсах, дополнительной литературе.
Личностные: развивать представление о многообразии живой природы.
Вести диалог на основе равных отношений с оппонентами и взаимного уважения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран, видео, презентация, раздаточный материал (рабочие листы).
1.Организационный момент. Настрой на урок (1мин)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня на уроке мы будем работать с вами вместе.
Наш урок мне бы хотелось начать с улыбки. Улыбка - универсальный знак доброты, начинайте и заканчивайте день улыбкой! Чтобы у нас всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим улыбки друг другу и улыбку нашим гостям.
2. Актуализация знаний (4 мин)
-Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир биологии, где нам предстоит познакомится с необычными, маленькими и загадочными живыми существами.
Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.
-Как вы думаете, что это за такой народец? (бактерии)
-Немного позже после бактерий появились не менее интересные существа.
-У меня на столе стоит шкатулка. Давайте посмотрим, что в шкатулке? Как вы думаете, что это? На что похоже? (Показываю модели вирусов)
- Есть компьютерные вирусы, против них есть антивирусные программы, а есть….. (вирусы – которые являются особая форма жизни)
Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? (Бактерии и Вирусы)
Догадались какая тема нашего сегодняшнего урока? «Бактерии и вирусы как форма жизни»
На столах лежат рабочие листы, и запишите в них число и тему сегодняшнего урока.
Давайте поставим цель на наш урок. – (глядя на рисунок. Демонстрируется рисунок.)
Цель сформировать представление о бактериях и вирусах как живых организмах, об их строении, жизнедеятельности и значении в природе и в жизни человека
Цель урока мы определили, теперь я предлагаю вам поставить задачи для достижения этой цели. На доске вы видите корзинки с разными названиями и различные высказывания. Я хочу вас попросить выйти к доске и разместить эти высказывания в соответствующие корзинки.
«ЗНАЮ»
«ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОВТОРИТЬ»
«ХОЧУ УЗНАТЬ»
понятие «
бактерии
»
понятие «вирусы»
какие по форме бывают бактерии
какое строение имеет бактериальная клетка
какое строение имеет вирус.
Значение вирусов
Роль бактерий в природе и жизни человека.
- Замечательно! Задачи на наш урок поставлены. В конце урока мы вернемся к нашим корзинкам, чтобы проверить все ли задачи урока нам удалось достичь.
3.Изучение нового материала (20 мин)
- Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, работать будем парами.
Правила работы в парах
Бактерии окружают нас повсюду. На столе, на зеркале, экране монитора и даже на нашей коже, и даже внутри нашего организма. Они способны выживать в различных условиях: во льдах Антарктиды при температуре -83 С, в гейзерах, где вода нагрета до +85-90 С и даже в космическом вакууме. Благодаря им появились такие продукты, как кефир, йогурт и сыр. Бактериям мы обязаны возникновением жизни на планете. Благодаря им в атмосфере нашей планеты стал появляться кислород.
Начнем с общей информации о бактериях. Работаем с учебником сначала вместе. Стр.92 – бактерии.
Заполнение таблицы.
Какое строение имеет бактериальная клетка (видеофрагмент) - учебник, Стр93. Рис.74
Давайте вспомним строение например растительной клетки. Что общего?
1-оболочка
3-генетический материал
2-цитоплазма
4-жгутики
Как правило клетки большинства бактерий покрыты плотной оболочкой. Отличительной особенностью бактерий является отсутствие в их клеток оформленного ядра, поэтому мы относим их к группе безъядерным организмам или прокариотам.
Какое строение имеет вирусы.
– роль оболочки у вирусов, что играет? (головка (белковая оболочка).
--Белковые нити зачем нужны? (прикрепляется к клетке хозяина).
Под цифрой 1 – что будет? - 1-генетический материал
Вирусы не имеют клеточного строения Неклеточная форма жизни
Форма бактерий
Просмотр видео фрагмента, заполнение таблицы.
Физкультминутка (1 мин)
Бактерии живут везде (дети выполняют круговые движения головой)
В почве (дети топают), воздухе (разводят руками), воде (изображают волны).
Внутри животных, человека (дети поглаживают животик)
И на загадочной комете! (стоя на носочках тянутся руками вверх).
Повторить 3 раза
Работа в парах: Задании 3,4,5. Работа с учебником, заполнение таблицы.
- Значение бактерий на нашей планете огромно.
Производители кислорода Создают питательные вещества, используя солнечную энергию и выделяя кислород цианобактерии
Строители Благодаря их деятельности на нашей планете образованы огромные запасы железной руды, самородной серы, нефти, газа метана серобактерии, железобактерии, метанобразующие бактерии
Мусорщики Питаясь отмершими частями растений, трупами животных, продуктов их жизнедеятельности, превращают сложные вещества (из которых те состоят) в простые, доступные растениям, очищают планету гнилостные бактерии
Фиксаторы азота Способны поглощать из воздуха азот. Насыщая почву азотом, делают её более плодородной клубеньковые бактерии
Симбионты Живут внутри организмов животных и человека, помогают усваивать пищу , обеспечивают витаминами кишечные бактерии (кишечная палочка)
Экологическая проблема
15 декабря 2024 года произошёл разлив мазута в Керченском проливе. Это случилось из-за разлома корпусов двух российских танкеров класса «Волгонефть» в результате шторма.
Пятно мазута вынесло на берег протяжённостью около 35 км, протяжённость загрязнённых мазутом пляжей увеличилась до 50 км. в общей сложности в воду попало около 8 000 тонн нефти.
продолжает загрязнять Чёрное море мазутом.
Как вы думаете бактерии могут помочь в ликвидации разлива нефти в море? (Просмотр видео ролика)
Бактерии могут помочь в ликвидации разлива нефти в море следующим образом: они способны расщеплять углеводороды нефти с помощью ферментов и кислорода, содержащихся в морской воде. В результате нефть разлагается на более короткие соединения, углекислый газ и воду, которые экологически безопасны. Использование бактерий в ликвидации аварийных разливов нефти происходит на последнем этапе, когда загрязнения осталось совсем чуть-чуть.
- Роль бактерий может быть как положительной, так и отрицательной.
Роль вирусов ? Их значение?
Паразитизм — тип взаимоотношений, при котором представители одного вида (паразиты) используют питательные вещества или ткани особей другого вида (хозяина), а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. 1
Паразит не только питается тканями живого хозяина, но и живёт в нём постоянно или временно
Большая репродуктивная способность бактерий и вирусов означает способность к быстрому и эффективному размножению.
Изменчивость бактерий и вирусов — это свойство микроорганизмов приобретать отличия от родительских форм. Она определяется их генотипом, то есть совокупностью всех генов.
Что же такое бактерии? Вирусы?
Бактерии в биологии — это микроскопические организмы, состоящие всего из одной клетки.
Вирусы в биологии 5 класса — это мельчайшие неклеточные формы жизни, которые паразитируют внутри клеток других организмов.
- А теперь решим небольшой тест, чтобы узнать, как вы запомнили новый материал.
4. Закрепление. Выберите правильные утверждения. (карточки с + и -)
1. Некоторые бактерии используются человеком для получения антибиотиков.
2. Болезнетворные бактерии вызывают заболевания только у человека.
3. вирусы являются внутриклеточными паразитами.
4. Бактерии можно назвать санитарами планеты.
5. Бактерии – это одноклеточные организмы.
6. Вирусы имеют неклеточную форму жизни.
7.Клетки бактерий имеют оформленное ядро.
8.Бактерии освоили все среды обитания на земле.
9.Бактерии и вирусы имеют разнообразную форму.
5. Подведение итогов. Рефлексия
- Сегодня вы узнали, что бактерии – самые удивительные существа на Земле, они самые древние, самые многочисленные, самые опасные и вездесущие.
Давайте посмотрим на наши корзинки, удалось или нам достичь поставленные задачи.
Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Теперь пусть каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Все вы отлично потрудились и заслуживаете звание «Самые-самые»!
6. Домашнее задание
Читать пар.14. Подготовьте проект по теме «Заболевания вызванные вирусами или бактериями» (об одном заболевании)
- Используя дополнительную литературу, составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека». Составление памятки (5 минут) ДЗ
- Какие меры профилактики могут помочь вам предотвратить заболевания, вызываемые бактериями?
- Используя дополнительную литературу, составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека».
Примерное содержание памятки:
Рассмотрите фотографии. С помощью изображений сформулируйте четыре правила, которые следует соблюдать, чтобы не заразиться болезнями, вызываемые болезнетворными бактериями
Правило 1_____ Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)_
Правило 2___ Мыть сырые фрукты и овощи___________
Правило 3__надевайете маску в общественных местах.
Правило 4- Профилактические прививки
Правило 5 -зож
1. Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)
2. Прохождение флюорографии
3. Профилактические прививки
4. Правильное питание
5. ЗОЖ
6. Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)
7. Мыть сырые фрукты и овощи
8. Не пить воду из непроверенных источников
9. Бороться с переносчиками инфекций (крысы, блохи, мухи)
10. Не употреблять в пищу консервы со вздутыми крышками
- Давайте посмотрим, какие пункты вы включили в свои памятки.
- Молодцы, ребята! Человека везде подстерегают опасности, у него очень много невидимых врагов, которые стремятся попасть в организм. Поэтому мы должны научиться защищаться от них, используя самые элементарные правила личной гигиены. Это поможет вам сохранить здоровье смолоду и на долгие года.
У меня настроение… (Нарисуйте микроб- смайлик, отображающий ваше настроение за урок. Нарисуйте глаза и рот)