проект по экологии: "Воздействие шума на человека" | Корниенко Макар Максимович. Работа №363657
«Никто не может произвести больше шума и разрушений,
чем человек, поставивший себе цель перевернуть мир»
Мы живем в мире, где повсюду слышны разнообразные звуки. Звуки природы всегда приятны, они успокаивают нас и снимают стресс. Однако в повседневной жизни мы все больше и больше подвергаемся воздействию шума бытовой техники и дорожного движения. И обнаруживаем, что наш организм все больше устает. Неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на наше физическое состояние? И в чем проявляется это влияние?
Живые организмы по-разному реагируют на различные уровни шума: длительное воздействие шума на уровне 70-90 дБ может привести к неврологическим заболеваниям, а при уровне выше100 дБ – к потере слуха. Шум оказывает тяжелое бремя на нервную систему человека и имеет психологические последствия.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №9 г. Гуково Ростовской области
Проект по экологии на тему:
«Воздействие шума на человека»
Работа выполнена:
учеником 10 класса
Корниенко Макаром Максимовичем
Научный руководитель:
Изварина Надежда Николаевна
учитель биологии МБОУ СШ №9
Ростов-на-Дону
2025
Оглавление
Введение…………………………………………………..……………………3
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Источники шума и его влияние на организм человека………….4
1.2. Уровень шума в городе Гуково……...……..…...…………...…...5
1.3 «ВЭС Гуково-1» - ветроэнергетиская станция……………….......6
1.4. Методы борьбы с шумом………………………………………….7
Глава 2. Методы и материалы исследования
2.1. Опыт «Изучение шумового загрязнения в городе Гуково»……..8
2.2. Опыт «Определение остроты слуха»…………………………….10
2.3. Опыт «Выявление влияния шума на обучающихся во время урока»………………………..…………………………………………11
2.4. Опыт «Измерение уровня шума на территории МБОУ СШ№9
города Гуково на перемене». ………………………………………..12
2.5. Анкетирование обучающихся…………………………………...13
2.6. Влияние ветрогенераторов на жителей соседних хуторов… …14
Глава 3. Результаты и их обсуждение
3.1. Результаты опыта «Изучение шумового загрязнения в
городе Гуково»……………………………………………………….14
3.2. Результаты опыта «Определение остроты слуха»……………..15
3.3 Результаты опыта «Выявление влияния шума на обучающихся
во время урока»……………………………..………………………..16
3.4. Результаты опыта «Измерение уровня шума на территории
МБОУ СШ№9 города Гуково на перемене». ……………………..16
3.5. Результаты и обсуждение анкетирования обучающихся……..17
3.6. Результаты определения влияния ветрогенераторов на
жителей соседних хуторов………………………………………….18
Глава 4. Заключение и выводы…………………………………………….18
Список литературы…………………..…………………………………… 20
Приложения…………………………………………………………………21
Введение
«Никто не может произвести больше шума и разрушений,
чем человек, поставивший себе цель перевернуть мир»
Мы живем в мире, где повсюду слышны разнообразные звуки. Звуки природы всегда приятны, они успокаивают нас и снимают стресс. Однако в повседневной жизни мы все больше и больше подвергаемся воздействию шума бытовой техники и дорожного движения. И обнаруживаем, что наш организм все больше устает. Неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на наше физическое состояние? И в чем проявляется это влияние?
Живые организмы по-разному реагируют на различные уровни шума: длительное воздействие шума на уровне 70-90 дБ может привести к неврологическим заболеваниям, а при уровне выше100 дБ – к потере слуха. Шум оказывает тяжелое бремя на нервную систему человека и имеет психологические последствия. Шум коварен, и его вредное воздействие на организм совершенно незаметно. Сейчас врачи говорят о шумовой болезни. Это заболевание, развивающееся в результате воздействия шума, которое наносит серьезный ущерб слуху и нервной системе. Работа в шумных местах приравнивается к риску для здоровья. Эта проблема также может возникать в общественных местах и школах.
Я решил разобраться с проблемой шумового загрязнения, понять, как оно влияет на организм человека и выявить основные источники шума.
Гипотеза: я предполагаю, что шум оказывает негативное влияние на организм человека.
Цель: установить влияние шумового загрязнения на организм человека.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме проекта.
2.Получить статистические данные и консультацию в СЭС о уровне шума на территории города Гуково.
3. Изучить шумовое загрязнение города Гуково.
4.Проанализировать влияние шума на обучающихся школы МБОУ СШ №9 в период обучения и на переменах, а также при использовании наушников.
5.Изучить влияние ветрогенератов на жителей близлежащих населенных пунктов.
6.Провести анкетирование обучающихся и мероприятие о влиянии шума среди учащихся МБОУ СШ №9 и разработать буклет о влиянии шума.
Объект исследования: шум как звуковое явление.
Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.
В ходе работы были использованы следующие методы: анкетирование, наблюдение, измерение, исследование, анализ.
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования
Источники шума и его влияние на организм человека.
Шум — это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.
Шум имеет определенную частоту или спектр, выражаемый в герцах, интенсивность уровня звукового давления, измеряемый в децибелах.
По виду спектры шума могут быть разбиты на:
• низкочастотные от 16 до 400Гц,
• среднечастотные от 400 до 800 Гц,
• высокочастотные свыше 800 Гц.
Шум — один из важнейших факторов вредного влияния на окружающую среду и человека и опасен не менее чем загрязнение атмосферы и гидросферы. Шум — это побочный продукт цивилизованного мира и как всякий побочный продукт может иметь опасные последствия.
Основными источниками шума являются транспорт, промышленность и бытовой шум. Уличный шум создают железнодорожный транспорт, грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы и легковые автомобили. В домах и квартирах шум создают бытовые приборы, такие как стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры. На диаграмме представлены источники шума в окружающей человека среде. (Приложение 1).
Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это не так. Длительное воздействие шума может вызвать ряд психологических реакций, привести к отключению вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, вызвать ухудшение слуха, а при высокой громкости - боль. Шум коварен, и его вредное воздействие на организм незаметно и неощутимо. Человеческий организм практически беззащитен перед шумом.
На каждые 10 децибел увеличения среднего уровня шума кровяное давление повышается на 2 мм рт. ст., что приводит к увеличению риска инсульта примерно на 10% и ишемической болезни сердца на 5%. Вред, наносимый человеческому организму шумом и вибрацией, заметен не сразу. Постепенно накапливающиеся акустические раздражители приводят к более серьезным последствиям, таким как усталость, гипертония, сонливость и нервозность. Схема «Влияние шума на организм человека» (Приложение№2).
Для создания комфортных условий проживания рекомендуется, чтобы уровень шума в квартирах и загородных домах не превышал 30 дБ в комнатах отдыха и 40 дБ в других помещениях, где находятся люди. Такой уровень шума практически безвреден для здоровья человека и является естественным шумовым фоном.
Уровень шума в городе Гуково
Чтобы получить информацию о уровне шума в городе Гуково, я обратился за помощью в филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области” в городе Гуково. Елена Владимировна Ермакова, помощник врача по общей гигиене, провела мне консультацию и показала профессиональный шумомер ЭкоФизика-110А. В ходе беседы мы узнали, что в городе нет шума, превышающего допустимые нормы. Замеры уровня шума в городе Гуково производятся регулярно в контрольных точках в дневное и ночное время.
Таблица№1. Уровень шума в городе Гуково в контрольных точках
Контрольная точка
ул. Мира 1
ул. Милицейская 47
С 7:00 до 23:00
58 дБ
53 дБ
С 23:00 до 7:00
36 дБ
31 дБ
На некоторых предприятиях города согласно СП 2.2.3670-20, есть превышения шума (данные таблицы № 2). В этом случае увеличивается число перерывов и рабочим выдается специальное защитное оборудование: наушники, пробки, вкладыши (беруши) и шлемы.
Таблица№2. Уровень шума на Гуковском кирпичном заводе
Частота звука
31.5 Гц
63 Гц
125 Гц
250 Гц
500 Гц
1000 Гц
2000 Гц
4000 Гц
8000 Гц
Макс
Уровень шума
85
85
87
5
80
77
74
70
60
87
1.3 «ВЭС Гуково-1» - ветроэнергетическая станция.
Ветропарк «ВЭС Гуково-1» расположен к северо-востоку от Гуково на расстоянии более 1,4 км. Участок занимает площадь 130,03 га и находится на территории Ковалевского сельского поселения Краснослинского района. Расстояние до ближайшего населенного пункта: 600 м от ВЭС № 26 до хутора Ясный в юго-восточном направлении, 600 м от ВЭС№1 до хутора Нижняя Ковалевка в северном направлении. Установленная мощность -100 МВт. Ветроэлектростанции вырабатывают электроэнергию с помощью ветра, который представляет собой энергию воздушных потоков. Ветроэлектростанции преобразуют энергию ветра в механическую энергию вращающихся ветротурбин, которая далее преобразуется в электрическую энергию. ВЭС Гуково-1 представляет собой комплекс из 26 ветроэнергетических установок (ВЭУ), расположенных на расстоянии более 500 м друг от друга. ВЭУ состоит из цилиндрической башни высотой около 87 метров, на вершине которой находится гондола с генератором и редуктором, а также ступица с лопастями, задние края которых зазубрены. Длина каждой лопасти составляет 62 метра, минимальная точка – 25 метров от земли, максимальная - 149 метров. Лопасти вращаются со скоростью 5-16 оборотов в минуту.
Краткая характеристика источников шума.
Глава Ковалевского сельского поселения Красносулинского района, Изварин Николай Владимирович, предоставил мне следующую информацию: основным источником шума на площадке ВЭС являются ветрогенераторы (26 единиц). Источниками шума являются в основном шум редуктора (механический шум) и шум при работе ветроколеса (аэродинамический шум). Для снижения механического шума используются гасители, различной конструкции, а также применяется звукоизолирующее покрытие кабины. В таблице №3 приведены уровни звуковой мощности ветроэлектрических установок.
Таблица №3 Уровни звуковой мощности оборудования «ВЭС Гуково-1»
УЗМ оборудования, дБ
Октавные полосы со среднегеометрическими частотами, Гц
31
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
ВЭУ
98,3
98,3
99,7
101,0
101,3
101,9
97,6
93,4
88,9
В администрацию Ковалевского сельского поселения поступила коллективная жалоба от жителей хутора Нижняя Ковалевка на шум от ветряных турбин. Сотрудники администрации и контролирующие службы выехали на место, были проведены замеры и расчеты уровней звукового давления и шума в расчетных точках на границе хутора. Согласно полученным результатам, шума, превышающего допустимые значения от ветрогенератора в расчетной точке объекта, не обнаружено.
Методы борьбы с шумом
.
Методы борьбы с шумом регламентируются СП 51.13330.2011 “Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003”.
Звукопоглощение (применение материалов из минерального войлока, стекловаты, поролона и т.д.).
Звукоизоляция. Звукоизолирующие конструкции изготавливаются из плотного материала (металл, дерево, пластмасса).
Установка
глушителей
шума
.
Рациональное размещение цехов и оборудования, имеющих интенсивные источники шума.
Зеленые насаждения (уменьшают шум на 10 – 15 дБ).
Индивидуальные средства защиты (вкладыши, наушники, шлемы
).
Глава 2. Методы и материалы исследования
2.1. Опыт «Изучение шумового загрязнения в городе Гуково».
Автомобильное движение – основной источник шума. На основных дорогах уровень шума достигает 95 дБ по шкале измерителя уровня звука. Я исследовал интенсивность движения транспорта в разных районах города Гуково осенью и зимой. Исследования проводились 8, 9 и 10 октября 2024 года и 9, 10 и 11 января 2025 года. Для определения шумового показателя можно воспользоваться таблицей с готовыми показателями уровня шума для определенных источников или использовать шумомер.
Цель работы: оценить степень шумового загрязнения в разных территориях города Гуково; научиться производить математические расчеты по формуле.
Оборудование: карандаш, блокнот.
Ход работы.
1.Выберите участок дороги и подсчитайте количество автомобилей, проезжающих по нему в течение часа.
2. Изучить таблицу «Шумовое загрязнение транспортно-дорожным комплексом природной среды» (Приложение № 3).
3. Заполнить таблицу№4 «Шумовое загрязнения города Гуково», определив шумовое загрязнение по формуле: Ш = (рп), где Ш – общее шумовое загрязнение, - знак суммирования, р - шумовой показатель, п – количество данного вида транспорта , проехавшего по участку за один час.
4. Заполнить сводную таблицу №5 «Средняя шумовая характеристика автотранспортного потока в городе Гуково (по результатам эксперимента»), используя таблицу «Расчетное значение шумовой характеристики автотранспортного потока L при средневзвешенной скорости движения 40км/ч» (Приложение №4).
Таблица №4. Шумовое загрязнение города Гуково.
Вид транспорта
Шумовой
показатель, р, дБ
Количество автомобилей, шт.
район
Школы №9
ул. Дорожная
ул. Ковалева
октябрь
январь
октябрь
январь
октябрь
январь
автомобиль грузовой
90
2
1
14
6
1
0
автомобиль
легковой
85
12
10
125
93
46
35
автобус
87,5
1
0
13
11
5
3
мотоцикл
97
2
0
5
0
1
0
общее шумовое загрязнения, дБ
370,4
235
3366,9
2351,9
1133,7
852,5
Район школы ул. Железнодорожная город Гуково Октябрь: Ш= (90х2) +(85х12) + (87,5х1) + (97х2) =1481,5:4= 370,4 Январь: Ш= (90х1) +(85х10) + (87,5х0) + (97х0) =940:4= 235 ул. Дорожная город Гуково Октябрь: Ш= (90х14) +(85х125) + (87,5х13) +(97х5) = 12498:4 = 3366,9 Январь: Ш= (90х6) +(85х93) + (87,5х11) +(97х0) = 9147, 5:4 = 2351,9 ул. Ковалева город Гуково Октябрь: Ш= (90х1) +(85х46) + (87,5х5) +(97х1) = 4535:4 = 1133,7 Январь: Ш= (90х0) +(85х35)+ (87,5х3) +(97х0) = 3237,5: 4 = 809,4
Таблица 5. Среднее шумовое загрязнение города Гуково (по результатам эксперимента).
Участок микрорайона
Характеристика автотранспортного потока, шт. за 1час
Среднее характеристика
автотранспортного потока, шт. за 1час
Среднее шумовое
загрязне - ние, дБ
октябрь
январь
школа №9
17
11
14
> 57,5
ул. Дорожная
157
110
134
64,5
ул. Ковалева
53
38
46
> 59,7
Составлены диаграммы №2 и №3 по результатам исследования.
2.2. Опыт «Определение остроты слуха».
Острота слуха – это минимальная громкость звука, воспринимаемая ухом испытуемого. Если тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см от уха испытуемого, это можно считать нормальным слухом.
Оборудование: линейка, ручные механические часы.
Порядок исследования:
1. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
2. Приближайте часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
3. Измерьте расстояние (интервал 1 месяц) между ухом и часами (в см).
4. Рассчитайте среднюю величину двух показателей.
5. Разделить обучающихся на 2 группы. Первая группа в течение месяца не слушает музыку через наушники. Вторая группа использует наушники, слушает громкую музыку. Обучающиеся делятся на две группы с одинаковым количеством обследуемых. Остроту слуха проверяем – 10.12.2024 и 10.01.2025 года. Данные заносим в таблицы№6, №7, №8.
Таблица №6. Определение остроты слуха в начале эксперимента 10.12.2024 г.
Категории
Количество обучающихся
Приближение, см
Удаление, см
Ср. величина,
Любят тишину
5
20
22
21
Слушают тихую музыку
8
17,5
19,5
18,5
Громко через наушники
13
13,5
15,5
14,5
Таблица № 7. Средняя величина значений определения остроты слуха в начале эксперимента 10.12.2024 года.
класс
возраст, лет
приближение, см
удаление, см
средняя величина, см
10
16-17
17
19
18
Таблица № 8. Средняя величина значений определения остроты слуха в конце эксперимента 10.01.2024 года.
Группы обучающихся
Количество обучающихся
приближение, см
удаление, см
средняя величина,
Группа 1
тихую музыку (без наушников)
13
16
18
17
Группа 2
громко через наушники
13
15
13
14
2.3. Опыт «Выявление влияния шума на обучающихся во время урока»
Изучение влияния шума на концентрацию внимания, самочувствие и показатель артериального давления обучающихся во время урока.
Цель: определить влияние шума на учащихся.
Оборудование: шумомер, аудиофайлы разной громкости, тонометр.
Ход работы.
1.Перед началом эксперимента необходимо измерить артериальное давление детей и уровень шума в классе. Заранее подготовленные задания базового уровня по различным темам разбиты на три блока по двадцать вопросов одинаковой сложности; на решение каждого блока отводится 20 минут.
2. Ученик молча решает первый блок задач. Во время решения задач второго блока проигрывается аудиофайл с диалогом двух людей. Уровень шума составляет 63 дБ. Затем дети решают оставшиеся задания, слушая музыку. Уровень шума составляет 75дБ.
3.После проведенного тестирования среди учеников был проведен опрос, с целью выявить, как шум повлиял на их самочувствие. И повторные замеры давления. Результаты исследования были занесены в таблицу №9.
Таблица №9. Влияние шума на концентрацию внимания учеников во время урока.
Уровень шума, Дб
Количество правильных ответов
Количество неправильных ответов
Шум 37Дб
15
5
Шум 63Дб
10
10
Шум 75 Дб
8
12
Результаты исследования были отражены на диаграммах №2,3,4.
2.4. Опыт «Измерение уровня шума на территории школы на перемене».
Чтобы получить представление о среднем уровне шума в школе, я произвел замеры: в школьном коридоре, раздевалке, столовой, в классе и спортзале.
Цель: определить уровень шума в разных помещения школы на перемене.
Оборудование: шумомер, блокнот.
Ход работы.
1.Произвести замеры уровня шума в школьном коридоре, раздевалке, столовой, в классе и спортзале.
2. Проанализировать результаты. Результаты исследования внести в таблицу №10.
Таблица №10. «Уровень шума на территории МБОУ СШ№9 города Гуково на перемене».
Спортзал
Раздевалка
Коридор
Столовая
Класс
88 ДБ
68 ДБ
82 ДБ
62 ДБ
46 ДБ
Результаты исследования отражены на диаграмме №7 «Уровень шума на территории школы на перемене».
2.5. Анкетирование обучающихся 9-10 классов МБОУ СШ№9.
Мною было проведено анкетирование среди учеников 9-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 100 ученика.
Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.
Результаты анкетирования:
1. Мешает тебе учиться и сосредоточится шум на уроках?
1) да, очень 52%; 2) нет 26%; 3) не обращаю внимания 22%.
2. Мешает тебе шум на переменах отдыхать?
1) да 36%; 2) нет 40%; 3) не обращаю внимания 24%.
3. Какое направление в музыке вы предпочитаете?
Рок 17
%;
2)
Рэп 19%;
3)
Поп 10%
4)
Классическая музыка 11%
Я меломан
43
%.
4. Учите ли вы уроки под музыку?
Да
44
%;
2)
Нет
20%
3)
Иногда
36
%.
5. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?
Динамики
12
%;
2)
Наушники
4
4
;
3)По-разному 44
%
6. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?
Да
33
%;
2)
Нет
67
%.
7) На каком уровне громкости вы слушаете музыку?
1) 50% громкости 62%; 2)На максимальной 2%; 3)не слушаю 18%
4) слушаю более 3 часов 18%.
Данные анкетирования отображены в диаграмме №8. «Результаты анкетирования учеников 9-10 классов».
2.6. Влияние ветрогенератов на жителей соседних хуторов.
Мною было проведено анкетирование среди жителей хутора Нижняя Ковалевка. В опросе участвовали 30 жителей хутора.
Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние жителей хутора Нижняя Ковалевка.
Результаты анкетирования:
1. Мешает ли вам шум, создаваемый ветрянной станцией?
1) да, очень 57%; 2) нет 16%; 3) не обращаю внимания 27%.
2. Какие состояния могут у вас развиться из-за постоянного шума?
1) плохое самочувствие 65%; 2) хорошее самочувствие 11%;
3) бессонница 12% 4) подавленность 12%.
3. Какое направление в музыке вы предпочитаете?
Рок 7
%;
2)Рэп
1
%; 3)Поп
8
0% 4)Классическая музыка
12
%
А также я отправился к ветрогенераторам, с целью измерить шум, издаваемый от них. За помощью я обратился в Санитарно-эпидемиологическую станцию. По приезду на место мы с инспектором провели замеры. Показатели не превышали допустимой нормы.
Таблица №11 «Уровень шума, издаваемый ветрогенераторами».
Время, час
Октавные полосы со среднегеометрическими частотами, Гц
Экв.
уровень звука, дб
Максимум, дб
31
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
12-14
77
75
66
59
54
50
47
45
44
55
70
Глава 3. Результаты и их обсуждение
3.1. Результаты и обсуждение опыта «Изучение шумового загрязнения в городе Гуково».
Составлены диаграммы №2 и №3 по результатам исследования.
Диаграмма №2. Шумовое загрязнение города Гуково.
Диаграмма №3. Среднее шумовое загрязнение города Гуково.
Вывод: Уровень автомобильного шума на улице Дорожной составляет 64 Дб, возле школы № 9 уровень автомобильного шума ниже 57,5 дБ, а на улице Ковалева уровень автомобильного шума ниже 59,7 дБ. Согласно результатам эксперимента, уровень шума выше на оживленных улицах. Результаты расчетов показывают, что уровень шума зависит от времени года и выше осенью. Допустимый уровень шума в дневное время в соответствии с санитарными нормами составляет50 дБ.
3.2. Результаты и обсуждение опыта «Определение остроты слуха».
В эксперименте по определению остроты слуха принимали участие обучающиеся 10 класса МБОУ СШ№9 (мальчики и девочки), увлекающиеся различной музыкой (26 учащихся).
Данные внесли в таблицы №6,7,8. Средние величины значений определения остроты слуха.
Вывод: По результатам опыта можно сделать вывод, что в группе потеря слуха сильно не наблюдается. Однако есть обучающиеся, которые любят слушать очень громко музыку или увлекаются рок-музыкой. У них наблюдается снижение слуха и приравнивается к показателям слуха людей 30-35 летнего возраста.
3.3. Результаты опыта «Выявление влияния шума на обучающихся во время урока»
Результаты исследования были отражены на диаграммах №1,2,3.
Диаграмма №2. Влияние шума на концентрацию внимания учеников во время урока.
Диаграмма №3. Влияние шума на самочувствие учеников во время урока.
Диаграмма №4. Влияние шума на показатель артериальное давление учеников.
Вывод: В ходе анализа результатов эксперимента выяснилось, что шум не только повлиял на способность учеников концентрировать внимание, но и напрямую отразился на состоянии их здоровья. У некоторых учеников после эксперимента немного повысилось артериальное давление, что подтверждает мою гипотезу о негативном влиянии шума на организм.
3.4. Результаты опыта «Измерения уровня шума на территории МБОУ СШ№9 города Гуково на перемене».
С целью выяснить какой средний показатель шума в школе я провел измерения шума в разных местах: школьный коридор, раздевалка, столовая, класс, спортзал. Результаты исследования занесены в таблицу №10 «Уровень шума на территории МБОУ СШ№9 города Гуково на перемене», отражены на диаграмме №7
Диаграмма №7. Уровень шума на территории школы на перемене.
В школьном коридоре и в спортзале показатель шума выдал значения, превышающие 80 дБ, из чего следует, что после нахождения в этих местах на протяжении 2 часов, слух может ухудшиться.
3.5. Результаты и обсуждение анкетирования обучающихся 9-10 классов МБОУ СШ№9 города Гуково.
Диаграмма №8. Анкетирование учеников 9-10 классов.
Проанализировав ответы, я сделал следующие выводы:
Вывод: Половина учеников ответили, что шум в классе и на переменах вреден, а другая половина не беспокоится по этому поводу. Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания и предпочитают тяжелую музыку. Качество умственной работы при этом снижается. Школьники любят слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и негативно влияет на здоровье школьников. 67% учеников не считают повышенный шум важной проблемой, так как он может привести к серьезным последствиям. Почти все слушают музыку на 50 % громкости, и только 2% респондентов предпочитают слушать музыку на предельной громкости.
Для предотвращения повреждений слуха у ребят, я разработал буклет и распространил его среди учеников школы (Приложение №5).
3.6. Результаты определения влияния шума от ветрогенератов на
жителей соседних хуторов.
Диаграмма №9 Результаты анкетирования жителей Нижняя Ковалевка.
Около 83% жителей, по итогам, испытывают неприятные ощущения, вплоть до подавленности и бессонницы, у некоторых развиты проблемы с кровеносной системой. Уровень шума от ветрогенераторов находится в пределах допустимых санитарно-гигиенических норм, но оказывает негативное влияние на жителей близлежащих поселений.
Глава 4. Заключение и выводы.
Работая над проектом, я узнал много полезной новой информации. Знания о влиянии шума и о способах защиты от него помогут мне сохранить здоровье. На производстве и в быту шум оказывает влияние на самочувствие людей.
Я сделал следующие выводы:
1.Шум является опасным фактором нашей жизни. При постоянном влиянии может приводить к потере здоровья, слуха и ухудшению сна. Наш организм беззащитен от шума.
2. По данным специалиста ФБГУ ЦГиЭ В РО города Гуково шума, превышающего разрешенные нормы, нет. Средний уровень шума по городу составляет 52 дБ. Замеры уровня шума в городе Гуково производятся регулярно в контрольных точках.
3. По результатам моего исследования уровень автомобильного шума на улице Дорожной составляет 64 дБ. Допустимый уровень шума в дневное время в соответствии с санитарными нормами составляет 50 дБ. Результаты расчетов показывают, что уровень шума зависит от времени года и выше осенью.
4. По результатам опыта «Определение остроты слуха» можно сделать вывод, что есть обучающиеся, которые любят слушать очень громко музыку, у них наблюдается снижение слуха. По результатам опыта «Выявление влияния шума на обучающихся во время урока» выяснилось, что шум уменьшил способность учеников концентрировать внимание и спровоцировал повышение артериального давления. На перемене в школе очень шумно. В школьном коридоре и в спортзале показатель шума выдал значения, превышающие 80 дБ, из чего следует, что после нахождения в этих местах на протяжении 2 часов, слух может ухудшиться что подтверждает мою гипотезу о негативном влиянии шума на организм.
5.Основным источником шума площадки «ВЭС Гуково - 1» являются ветроэлектрические установки (ВЭУ-26 штук). По результатам выполненных обследований превышения допустимых уровней шума от ВЭУ в расчетных точках на объектах не выявлено. Но 83% жителям хутора Нижняя Ковалевка, проживающим на расстоянии 600 метров от установок, шум оказывает мешающее воздействие.
6.Анкетирование школьников показало, что половина респондентов считает шум в классе и на переменах вредным для здоровья, а другая половина не беспокоится по этому поводу. 67% учеников не считают повышенный шум важной проблемой и не знают, что он может привести к серьезным последствиям.
7. Шумовое загрязнение - это такая же экологическая проблема, как и загрязнение окружающей среды. Проведение мероприятия и распространение буклета среди школьников позволит проинформировать ребят об опасности шума, методах защиты от него.
4. Практическая значимость проекта
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что ее можно использовать для повышения информированности обучающихся школ о негативном влиянии шума на живые организмы.
5. Список использованных источников
1.СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
2.ГОСТ 31295.2 - 2005. Шум. Затухание звука при распространении на местности.
3.Руководство 2.2.4/2.1.8.000-95 "Гигиеническая оценка физических факторо производственной и окружающей среды"
4.Суворов Г.А., Прокопенко Л.В., Якимова Л.Д. Шум и здоровье (эколого
-гигиенические проблемы). - М.: Союз, 1996. - 150 с.
5.Суворов Г.А., Денисов Э.И., Шкаринов Л.Н. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций. - М.: Медицина, 1984. - 240 с.
6.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189)
7.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
8.Илькаева Е. Н. Медико-социальная значимость шума в условиях современного города // Медицина труда и промышленная экология. - 2008. - N 8. - С. 37-41
Приложение №1
Диаграмма. Источники шума в окружающей человека среде.
54%22%21%транспортпромышленностьбытовой шумдругое
Приложение №2
Схема. Влияние шума на организм человека
Действия шума Психические заболевания
Трудности взаимопонимания Частые ссоры
Ухудшение настроения Возникновение трудностей в течение дня взаимопонимания в семье Плохая сосредоточенность
Общее ухудшение Чувство досады самочувствия
Ухудшение сна Снижение функциональной
Повышенная раздражительность
Приложение№3.
Таблица. Шумовое загрязнение транспортно-дорожным комплексом природной среды.
Источник транспортного шума
Уровень звука, дБ
Воздушный транспорт
Вертолет
106
Турбовинтовой самолет
105-115
Реактивный самолет
110-120
Рельсовый транспорт
Трамвай
75-97
Метро
89-94
Железнодорожный состав
80-100
Автомобильный транспорт
Грузовой автомобиль
Легковой автомобиль
95-96
Автобус
82-89
мотоцикл
80-95
мопед
85-100
Приложение №4
Таблица. Расчетное значение шумовой характеристики автотранспортного
потока L при средневзвешенной скорости движения 40км/ч.
N, экипажей в 1ч.
L, дБ
N, экипажей в 1ч.
L, дБ
N, экипажей в 1ч.
L, дБ
30
57,5
400
68,7
3000
77,5
40
58,7
500
69,7
3500
78,1
50
59,7
600
70,5
4000
78,7
60
60,5
700
71,2
4500
79,2
70
61,2
800
71,7
5000
79,7
80
61,7
900
72,2
6000
80,5
90
62,2
1000
72,7
7000
81,2
100
62,7
1500
74,5
8000
81,7
150
64,5
2000
75,7
9000
82,2
200
65,7
2500
76,7
10000
82,7
Примечание. Расчетные значения шумовой характеристики определялись по формуле L= 4,3 + 10 1g NV2(1+0,0835Кr) при V= 40км/ч; Кr= 40%.
В этом случае выражение имеет вид L = 42,7 + 10 1g N.