Проект "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского " | Шахова Наталья Владимировна. Работа №332783
Тип проекта: краткосрочный, групповой, ролевой, игровой, познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: 2недели.
Актуальность проекта:
Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, воспитатели детских садов.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеют произведения замечательного детского писателя К. И. Чуковского. Произведения К. И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию дикции, фонематического слуха у детей, уверенности в себе. Проводимая работа с детьми в нашей группе показала, что дети недостаточно знают сказки и мало кто знает имена детских писателей. Именно это и послужило поводом к написанию данного проекта и работе над ним.
Цель проекта:
Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о произведениях К. И. Чуковского.
2. Прививать любовь к произведениям К. И. Чуковского.
3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка.
4. Формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений К. И. Чуковского через художественное описание литературных образов.
5. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
6. Мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу.
7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
8. Создать условия в группе для поддержания интереса детей к творчеству К. И. Чуковского.
«Основная общеобразовательная школа с. Матвеевка
имени героя Советского Союза С.К. Остапенко» - филиал МАОУ «СОШ п. Николевский»
Балаковского района Саратовской области
СП «Детский сад»
ПРОЕКТ
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
в разновозрастной группе
Воспитатель: Шахова Н.В.
2023 - 2024 год
Путешествие по сказкам К.И. Чуковского
Под аудиозапись «Ехали медведи на велосипеде» из сказки «Тараканище» муз. И.Цветкова, слова К.И.Чуковского в нарядно украшенный зал входят дети и садятся на стульчики.
Воспитатель: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Закрывайте глаза. Мы отправимся в сказочную страну.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Как у наших у ворот чудо дерево растёт, не цветочки, не листочки на нём, а сказки К.И. Чуковского (оформлено дерево со сказками).
Воспитатель: Посмотрите ребята сколько сказок на дереве выросло. А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.
Воспитатель:: Книги просят:
А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Думайте ребята дружно,
Сказки эти вспомнить нужно!
1. Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)
2. Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр»)
3. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)
4. Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки,
С молоком и крендельком. («Муха-Цокотуха»)
5. А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит… («Путаница»)
6. А в Большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое. («Краденое солнце»)
7. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)
8. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда. («Телефон»)
9. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять. («Бармалей»)
10. Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма
От гиппопотама!:
«Приезжайте доктор
В Африку скорей
И спасите доктор
Наших малышей» («Доктор Айболит»)
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок. А сейчас я предлагаю вам сыграть в викторину
«Угадайте героя сказки»
1. Он лечил зверей. (Айболит)
2. Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-цокотуха)
3. Он проглотил солнце. (Крокодил)
4. Бабушка, которая не мыла посуду. (Федора)
5. Он просил шоколада для сыночка. (Слон)
6. Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)
7. Рыжый и усатый, страшный великан. (Таракан)
Воспитатель: Молодцы, все сказки отгадали.
Воспитатель - А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшой викторине, по произведениям Чуковского, внимательно слушайте задания и постарайтесь дать правильный ответ:
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей)
- В каком произведении посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе)
- На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище» (На трамвайчике)
- Почему у цапель разболелись животики, и почему они просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон» (Они объелись лягушками).
Воспитатель - А сейчас мы поиграем с вами в игру, закончи стихотворение…
«Добрый доктор…(Айболит)!
Он под деревом…(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и…(волчица)
И жучок, и…(червячок)
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…(доктор Айболит)
Появляется доктор Айболит
(Под музыкальное сопровождение входит доктор Айболит).
Доктор Айболит:
Я добрый доктор Айболит,
Я во всем мире знаменит,
Очень я люблю детей
И, конечно же, зверей.
Приходите все лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Здравствуйте, куда же это я попал?
Ведущий: Здравствуй доктор Айболит, ты попал в детский сад, много
здесь у нас ребят. Все ребята здоровые и веселые, лучше поиграй с нами.
Доктор Айболит - Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Кто-то заболел? Вас полечить?
Воспитатель: Нет, добрый доктор Айболит. Наши детки здоровы, и лечить их не надо.
Доктор Айболит - Ну, тогда встаньте и покажите мне какие же вы крепкие, сильные, умелые.
Разминка:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит
Не болят у нас животики (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем (приседают)
Как орлы летим, парим (машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка - страна? (глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте)
Как веселый, звонкий мячик,
Дружно к бедным страусятам
По густой траве шагать.
Вам мы помощь оказали (показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Доктор Айболит:
Однажды в Африке десять ночей подряд
Лечил я несчастных зверят,
И ставил и ставил им градусники.
Инсценировка «Звери заболели»
Воспитатель:
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных. Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать и баловаться, Лимпопо!
Танец «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» Е. Железнова
Доктор Айболит - Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Мне нужна ваша помощь. У меня конвертики в которых спрятаны картинки к сказкам Чуковского, но я что-то запутался и никак не могу собрать их в целое. Вы мне не поможете?
Дети - поможем, поможем!
Игра «Собери картинку»
Дети собирают картинку и называют сказку
Айболит показывает иллюстрацию из сказки «Муха-Цокотуха».
Доктор Айболит - А кто главная героиня этой сказки?
Дети: Муха-Цокотуха
Доктор Айболит - А хотите, чтобы она пришла к нам в гости прям с картинки? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «1, 2 ,3, Муха-Цокотуха приходи!» (Звучит музыка и ребёнка превращаем в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза).
- Ребята, а вот и наша Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Чтобы купить самовар у Мухи - Цокотухи, не хватило денег, давайте поможем ей найти монетки.
Конкурс «Собери монетки»
Воспитатель: Вот сколько монеток нашли наши детки. Теперь можно купить самовар.
Инсценировка отрывка сказки
Пошла Муха на базар,
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Дети усаживаются за накрытый к чаю стол.
Муха-Цокотуха
Я - Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я ходила на базар
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Воспитатель: Муха – цокотуха» приглашает вас пить чай со сладкими, вкусными крендельками.
«Муха-Цокотуха» угощает детей крендельками.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагая продолжить наше путешествие по сказкам
Воспитатель:
В сказке злобный крокодил
Солнце с неба проглотил!
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Опечалились зверята,
И зайчата, и бельчата,
И бегут они к медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты медведь на подмогу».
Воспитатель: Узнаете эту сказку? Иль еще нужны подсказки?
Дети: «Краденое солнце»
Воспитатель: Вижу, сказку вы узнали. Хотите, чтобы солнышко сияло на небе? Давайте мы с вами поможем собрать лучики солнышку.
Конкурс «Собери лучики солнышка»
Солнце выставляется на стену.
Воспитатель:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Он один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Разозлил он Мойдодыра
Всех мочалок командира.
Ведущий показывает неопрятную куклу
Воспитатель: Из какой сказки этот мальчик?
Дети: «Мойдодыр»
Воспитатель: Ребята, а вы любите умываться и чистить зубы? Давайте научим этого мальчика умываться. А что же для этого нужно?
Конкурс «Помощники Мойдодыра»
Воспитатель:
Вы запомните друзья,
Грязным жить никак нельзя.
Попадут микробы в рот,
Заболит у вас живот.
Рано утром ты вставай,
Кран с водою открывай,
Зубы чисти, умывайся
И здоровым оставайся.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по сказкам.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Узнаете эту сказку? Иль еще нужны подсказки?
Дети: «Телефон»
Ребята, а вы хотите прокатиться на карусели?
Подвижная игра «Карусель»
Воспитатель:
Ребята, смотрите из темного бора
К нам в гости идет, ковыляет Федора!
Появляется Федора
Федора: «Ой-ой-ой, ой-ой-ой! Кастрюли, сковородки, вернитесь вы домой!»
Воспитатель:
Здравствуй бабушка Федора. Что у тебя случилось? Отчего ты такая грустная?
Федора:
Ой, беда-беда-беда.
Не любила я посуду,
Запылила я посуду,
Закоптила я посуду,
Била, била, загубила.
И обиделась посуда,
У меня ей было худо.
И она побежала лесочком,
Поскакала по пням и по кочкам,
А бедная, бедная я,
Осталась, осталась одна (плачет)
Воспитатель:
Федорушка, не плачь, не переживай, наши ребята помогут тебе вернуть посуду, если пообещаешь ее не обижать, будешь мыть и уважать.
Федора: Обещаю, что больше никогда не буду обижать свою посуду.
Буду я ее любить, очень-очень чисто мыть.
Воспитатель: Бабушка Федора, мы хотим подарить тебе новую посуду.
Конкурс «Посуда для бабушки Федоры»
Воспитатель Ребята давайте с вами сейчас поиграем в интересную игру
ИГРА Соревнование.
На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.
1-я команда — сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда — сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
ВЕДУЩАЯ: Где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, у врача, он не тратил время попусту, а сочинял загадки для детей. Послушайте и отгадайте.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Дети: Еж!
Ведущий: У Чуковского есть стихотворение про ежей.
Стихотворение «Ежики смеются»
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»
Игра «Собери иголки для ежат»
Оборудование: Два рисунка ёжика, маркер 2 шт.
Ход игры: Командам нужно нарисовать иголки ёжику. Чья команда быстрее справится с заданием.
Ведущая: Ребята, мы столько с вами разговаривали о героях сказок, а каким персонажами они были?
Игра «Кто есть кто».
Айболит - (доктор)
Бармалей
- (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула
- (акула)
Мойдодыр
- (умывальник)
Тотошка
,
Кокошка
- (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Воспитатель: Сейчас дети покажут вам сказку «Телефон»
Воспитатель: Молодцы справились с заданиями. Вот и подошло к концу наше путешествие в сказки Корнея Чуковского. Вам понравилось? А теперь внимание. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского. «Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
«Тараканище»
Воспитатель: Скажите, ребята, кого боялись звери?
Дети: Звери боялись таракана.
Воспитатель: Почему звери боялись таракана?
Дети: Потому, что пугал зверей.
Воспитатель: А стоило ли бояться?
Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Воробей проглотил таракана.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
«Путаница» Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
«Айболит»
Воспитатель: Каким был в сказке Айболит?
Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.
Воспитатель: Кого он лечил?
Дети: Доктор Айболит лечил зверей.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.
«Бармалей»
Воспитатель: Каким был Бармалей?
Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.
Воспитатель: Как наказали Бармалея?
Дети: Бармалея проглотил крокодил.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Крокодил отпустил Бармалея и он исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.
«Телефон»
Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.
«Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
«Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.
«Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся сказки К.И. Чуковского? Почему?
Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.
Воспитатель: А у меня для вас есть подарок, стихотворение «Чудо – дерево» помните? Что в этом стихотворении вырастает на грядке?
Дети: «В огороде-то на грядке вырастают шоколадки».