Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС

Автор: Иванова Елена Николаевна

1.            Краткая аннотация.

Данная разработка поможет понять, для чего нужна проектная деятельность в школе, как ее лучше организовать и как не злоупотреблять проектами, сводя их к простой самостоятельной работе в определенной области.

2.            Содержание

2.1.       Введение…………………………………………………………………………….1

2.2.       История учебного проекта………………………………………………………..2

2.2.1.  Из истории возникновения метода проектов…………………….…………..2

2.2.2. Что означает метод проектов……………………………………………………3

              2.3. Проект на практике………………………………………..…….…………3

2.3.1. Требования  к проекту………………………………………………….………….3

2.3.2. Классификация проектов…………………………………………….……………4

2.3.3. Презентация проектов……………………………………………….….…………5

              2.4. Проектная деятельность в начальной школе………………………….6

                      2.4.1.Коммуникативные умения для проектной деятельности.…….6

                      2.4.2. Последовательность метода проектов…………………………6

 2.4.3. Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»…….7

              2.5.Из практического опыта. Проект «Эта вредная полезная еда……..8

             2.6. Заключение…………………………………………………………………11

         3. Список использованных источников литературы…………………………11

 

 

 

 

2.1. Введение

Современное образование в условиях ФГОС совершенно изменило подход к обучению. Теперь недостаточно просто владеть знаниями, умениями и навыками и передавать их подрастающему поколению. Любому педагогу необходимо научить своих учеников учиться, самостоятельно добывать знания, а также всесторонне применять их не только в выполнении поставленных учителем задач, но и в других областях. Но многие могут сказать: «Зачем теперь учиться? Все, что необходимо, можно узнать из Интернета».

 Задача грамотного педагога донести до учащихся различные способы добывания информации, ее дифференциация. Ребенок должен самостоятельно находить источники информации и, что самое важное, должен понимать необходимость в этом для самого себя.

 

Теперь просто необходимы такие методы обучения, которые:

-        формируют активную самостоятельную позицию ребенка в образовании;

-        развивают исследовательские и рефлексивные знания;

-        формируют компетенции учащихся, развивают метапредметные навыки;

-        реализуют принцип связи обучения с повседневной жизнью.

 

Мы приходим к пониманию того, что тандем «учитель-ученик» не может полностью отвечать всем требованиям ФГОС. Необходима более глубокая и осмысленная работа каждого участника процесса. И на смену прежним средствам обучения приходит групповые, коллективные, ролевые формы и методы обучения.

Одним из ведущих методов такой работы является метод проектов.

В его основу входит направленность учащихся на получение результата после постановки и решения той или иной теоретической или практической проблемы. Результат может быть внешним (его можно увидеть, применить в реальной жизни) и внутренним (собственный опыт). Внутренний результат становится бесценным достоянием ребенка, остается в его сознании на долгие годы.

Но не все учителя до конца понимают, что же такое проект? Задавая детям задание – найти информацию, учитель довольствуется скаченным из Интернета рефератом, который ребенок и прочитать до конца не смог. В чем же смысл такого задания, что смог получить в свой бесценный опыт ученик?

 

2.2.  История учебного проекта.

 

2.2.1. Из истории возникновения метода проектов.

 

Метод проектов возник на основе американского метода проблем, который пропагандировал идеи Дж. Дьюи и В. Килпатрика. Американские философы и педагоги считали, что обучение должно строиться на активной основе через деятельность ученика, связанную с уже полученными в этой области знаниями. Детям необходимо было показать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые обязательно пригодятся в их дальнейшей жизни. Для этого необходимо создать такую актуальную проблемную ситуацию из реальной жизни для ребенка, для решения которой ему понадобятся уже приобретенные знания и знания, которых у него нет, но которые ему теперь просто необходимо получить. Учитель при этом должен направить ребенка на источники получения информации, а ученик самостоятельно или совместно с другими учащимися решить поставленную проблему, применяя метапредметные знания, и получить реальный результат – продукт. Таким образом, эта работа и превращается в прект.

Итак, суть проекта – стимулирование интереса учащихся к решению определенных проблем через проектную деятельность. Решение этих проблем через поиск фактов, их анализ, размышление над достоверностью, добывание новых знаний, получение реального результата.

В России в начале 20 века была организована группа сотрудников под руководством С. Шацкого, которая уделяла большое внимание проектной деятельности в образовании. Позже эти идеи стали широко внедряться в школу. Однако вскоре из-за несовершенства этого метода на том этапе проектная деятельность была осуждена постановлением ЦК ВКП/б/ и незаслуженно забыта до недавнего времени.

практике.

Однако в зарубежной практике метод проекта активно развивался, приобретая все большую популярность за сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных задач.

2.2.2. Что означает метод проектов.

 Сегодня метод проектов можно рассматривать как систему обучения, при кторой ученики получают знания, умения и навыки в процессе планирования  и выполнения практических задач.

ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

 

 Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

 

 Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.        

 

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Таким образом, метод проектов – способ достижения цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным и представленным тем или иным способом.

         

 Метод проекта всегда предполагает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) в определенный отрезок времени. Предполагает решение какой-либо проблемы. Этот метод предполагает совокупность творческих, исследовательских, поисковых, проблемных методов.

 

2.3.Проект на практике

 

2.3.1. Требования к проекту

 Необходимо понимать, что метод проекта полностью не заменяет систематическое предметной обучение, а только дополняет его, являясь основным его компонентом.

 Основные требования к проекту:

1.            Наличие социально значимой задачи (проблемы).

2.            Планирование действий, определение продукта и формы представлении (презентации)

3.            Исследовательская деятельность.

4.            Продукт (результат) проекта.

5.            Представление (презентация) продукта.

 

Таким образом, проект – это «5П».

 

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

 

Можно добавить и шестое «П» - «Портфолио» проекта. Это папка, содержащая в себе все материалы проекта (черновики, планы, отчеты и т.д.)

 

 Задачи проекта:

1.            Определять проблему и пути ее решения.

2.            Развивать и углублять знания в определенной области.

3.            Развивать практические навыки. Создавать что-то самостоятельно.

4.            Развивать способности справляться с проблемами.

5.            Развивать инициативность.

6.            Развивать метапредметные навыки.

7.            Учить воспринимать знакомые факты в незнакомых обстоятельствах.

8.            Учить доказывать свою точку зрения и воспринимать чужую.

9.            Учить работать в группе, приобретать навыки сотрудничества.

10.         Развивать навыки рефлексии и самооценки.

11.         Учить презентовать свой продукт, развивать речь

 

2.3.2. Классификация проектов.

 

Проекты можно классифицировать по содержанию.

 

1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт определен с самого начала. Его можно использовать в жизни общества. Это могут быть и учебные пособия для маленькой аудитории (класса, детской группы и т.д.) и более глобальные проекты – пути выхода из кризиса страны. Важно понимать реальность использования данного продукта и его актуальность.

 

2.Исследовательский проект  включает актуальность выбранной темы, обозначение задач, выдвижение гипотезы с ее конечной проверкой, обсуждение полученных результатов. Методы: эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.

 

3.Информационный проект -  сбор информации о каком-то объекте, анализ, обобщение и представление его широкой аудитории.

Результатом такого проекта могут быть публикации в СМИ, создание книг и т.д.

 

4.Творческий проект имеет нестандартные формы представления продукта. Это могут быть и концерты, и спортивные праздники и представление продукта, выполненного своими руками.

 

 

По предметно-содержательному типу можно разделить проекты на: 

1) Монопроекты , которые проводятся, как правило, в рамках одной области знания.

 

2) Межпредметные проекты, которые выполняются в послеурочное время с несколькими руководителями в разных областях и разных науках.

 

По продолжительности проекты можно классифицировать:

1.            Мини – проекты (по времени одного урока и менее).

2.            Краткосрочные проекты (несколько уроков).

 

3.            Недельные проекты (проводятся в рамках проектной недели).

4.            Долгосрочные проекты (от года и более)

 

2.3.3. Презентация проектов.

Одним из важных этапов проекта является презентация его продукта. К выбору презентации необходимо подойти очень тщательно.

 

 

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма - Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Научной конференции.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

 Во время презентации дети учатся грамотно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность в группе и индивидуально, а также деятельность всего коллектива.

Ученики овладевают умениями полно, но кратко (за 10-20 мин.) рассказать о постановке и решении задач проекта, показывать понимание проблемы и ее актуальности, анализировать выбор способа решения проблемы, влияние посторонних факторов на ее решение и т.д.

 

2.4. Проектная деятельность  в начальной школе.

 

2.4.1.Коммуникативные умения для проектной деятельности.

Использование проектной методики можно осуществлять уже в младшем школьном возрасте. Однако специфика такой работы с детьми до 10 лет несколько отличается от работы с более взрослым контингентом учащихся. Эффективность использования проекта в обучении младших школьников во многом зависит от позиции учителя. Необходимо постепенно увеличивать степень  детской самостоятельности в учебно-познавательской деятельности и уменьшению при этом учительской помощи.

Но для более продуктивного использования проектной методики необходимо, чтобы у учащихся были сформированы следующие коммуникативные умения:

- спрашивать (узнавать точки зрения других людей, задавать вопросы учителю в нужной ситуации);

- четко говорить, чтобы слышали маленькая и большая аудитория;

- умение выражать свое мнение;

- умение слышать других участников.

- адекватное оценивание свой работы и работы одноклассников.

- безболезненно воспринимать неудачи, делая правильные выводы.

 

2.4.2. Последовательность метода проектов.

 

Использование проектной методики должно строится последовательно: от краткосрочных проектов к долгосрочным.

 

Этапы в проектной деятельности:

·                     мотивационный (учитель создает соответствующий мотивационный настрой);

·                     планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

·                     информационно-операционный (ученики работают с источниками информации, под координацией учителя работают непосредственно над проектом)

·                     оценочный (ученики представляют свои проекты)

 

Степень активности учеников на различных этапах разная и зависит не от возраста учащихся, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

 

2.5.3. Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований».

Использование проектной методики должно строится последовательно: от краткосрочных проектов к долгосрочным.

Многие дети на начальном этапе бояться вступать в проектную деятельность из-за непонимания, что от них хотят, и чем проектная деятельность отличается от простой самостоятельной работы в определенной области. Помочь решить данную проблему может методика проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

 Алгоритм методики:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»)

1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: проблема переформулируется в цель.

4 шаг: причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.

7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Шаблон «Зеркало прогрессивных преобразований»

1.            Постановка проблемы:_______________________________________________________________

2.            Причины:

(формулировка с «не» и «нет»)

    
 Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3.            Цель:

 

4.            Задачи:

 

      
 Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС

 

 

 

 

 

5.            Мероприятия, ответственные:

 

              
 Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС
 
  Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС
 
 Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС
 
  Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС
 
 Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.            Ресурс:_____________________________________________________

 

7.            Продукт:___________________________________________________

 

 

2.4.       Из практического опыта.

Проект «Эта вредная полезная еда»

Любите ли вы покушать? А любите ли вы вкусно покушать? На этот вопрос ответить большинство из нас ответит однозначно ДА! А если подумать – что означает вкусно покушать? Поговорив с ребятами нашего возраста, мы пришли к выводу, что вкусно – это все то, что относится не к горячей еде, а к перекусам. А точнее это конфеты, сладости, газировка, чипсы. Ну а если совсем голодные – то вкусно скушать бутерброд с колбасой, яйцо вареное с майонезом, хот дог, гамбургер и т.д.

Актуальность. Быстрый темп жизни иногда не позволяет людям качественно позавтракать, пообедать. Все больше еды мы стали покупать, а потом и привыкать к покупной пище. Но производство колбасы, соусов и газировок со временем стало носить коммерческий характер. Производители стараются приготовить продукт из самых дешевых и подчас очень вредных компонентов. Поэтому все чаще появились заболевания желудочно-кишечного тракта и избыточный вес. Но что же делать? Совсем отказаться от любимой пищи? Или может быть есть другие варианты решения этой сложной проблемы?

Объект исследования: еда, любимая современными детьми

Предмет исследования: технология изготовления еды

Цель проекта: создать любимую еду, используя только полезные продукты.

Гипотеза: Предположим, что можно изготовить любимую современными детьми еду так, чтобы она из разряда вредных продуктов перешла в полезные.

Задачи:

1.Выяснить, какая еда является любимой у современных школьников.

2.Определить, полезная она или нет.

3.Приготовить вкусный «полезный» фаст-фуд.

4. Определить экспериментально  и сделать выводы о вкусовых качествах домашних и магазинных продуктах.

 

Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:

l  изучение литературы и интернет-информации по теме ;

l  социологический опрос взрослых и детей ;

l  опытно-экспериментальная работа;

l  обработка данных, полученных в ходе исследования;

l  обобщение материала

В ходе исследования мы  получили ответы на интересующие нас вопросы:

            Социологический опрос «Любимая еда современных школьников».

Среди учащихся  1-2 классов мы решили выяснить, какая еда им больше всего нравится. Опрос детей показал:

На вопрос «Если вы голодны, что вы выберете на обед»

получены следующие результаты:

3%-горячее блюдо (суп или второе)

16%-, чай с конфетами или печеньем

81%- бутерброд с колбасой или гамбургер

На вопрос «Какие напитки вы предпочитаете?»

64%- ответили «Газировка»

20 % - ответили «Коктейли»

15%- ответили «Соки»

1% ответили « чай»

На вопрос «Нравится ли вам салаты с добавлением майонеза»

Получены следующие ответы:

25% - я вообще не люблю салаты

46 % - да

20 % - нет

9 % - все равно

Из данного опроса мы сделали вывод:

Большинство детей любят еду, называемую фаст - фудом , т.е. полуфабрикаты, сладости и газировку.

 

Вредна или полезна любимая наша еда.
Рассмотрев упаковку майонеза, на которой указывается состав, мы увидели среди основных компонентов (подсолнечного масла, яичного желтка, сахара и соли): стабилизаторы, консерванты, ароматизаторы.

 

Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС.

Мы уже на уровне второго класса знаем, что эти компоненты нельзя назвать полезными.

Проектная деятельность в начальных классах в условиях ФГОС

В составе колбасы мы вообще увидели нитрит натрия, эмульгаторы, стабилизаторы. После разговора с учителем химии Пилясовым Андреем Николаевичем мы пришли к выводу, что все эти ингридиенты очень вредны.

Кроме этого мы решили провести эксперимент:

В стакан с кока-колой мы положили грязную монету. Через сутки достали и увидели, что она очистилась от грязи и стала розовой. Можно догадаться, что происходит у нас в желудке, когда мы выпиваем стакан этого напитка.

Исходя из этого,  мы решили приготовить в домашних условиях колбасу, майонез молочный коктейль и газировку.

 

 Технология приготовления «вредной» еды в домашних условиях.

1. Для того, чтобы приготовить домашний майонез, мы взбили яичные желтки, добавили горчицу, соль, сахар. И по капельки добавили, продолжая взбивать, растительное масло. Все, наш майонез готов.

2. Для приготовления коктейля мы взбили миксером молоко, мороженое и банан. Наш банановый коктейль готов!

3. Колбасу в школе нам приготовить не позволили условия. Поэтому мы делали ее дома. Для этого надо куриное мясо тушить в течение 2 часов с пряностями, затем нарезаем мясо кусочками, добавляем желатин и снова тушим. После этого укладываем в коробку из-под сока и полностью охлаждаем. Приятного аппетита!

4. Чтобы получить газировку, мы сначала выдавили сок из апельсинов. Уже вкусно! А потом добавили немного сахарной пудры и газированной минеральной воды. Все, можно пить!

 Вкусовые качества домашних и магазинных продуктах.

И, наконец, самая вкусная часть нашего проекта.

1.            Майонез мы кушали с вареным яйцом. Это очень вкусно!

2.            Коктейль получился вкусным и полезным!

3.            Колбаса домашнего приготовления – это очень вкусно. Бутерброд с ней можно взять и на природу и в школу и добавить к завтраку. И вкусно, и полезно!

4.            Газировка нам понравилась меньше всего. Наверное, мы выбрали не тот рецепт. Вкус минеральной воды испортил вкус сока. Лучше бы мы ее вообще в сок не добавляли.

Итог

Таким образом, в ходе нашего исследования, мы установили, что:

1.            В домашних условиях можно приготовить вкусную и полезную еду для быстрого перекуса.

2.            Наша гипотеза подтвердилась!

 

 

2.6.       Заключение

 

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,

 

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 

 

В заключение хочется отметить, что нельзя вытеснять проектом классно-урочную систему. Проект необходимо рассматривать только как компонент предметного и межпредметного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

 

3.            Список использованных источников литературы.

 

 

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

6.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

11.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

12.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

13.  sdelai sam.

 

14. http://gotovim-doma.ru/view.php?r=904-recept-Maionez-domashnii-Provansal 15.  

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x