ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СПО | Гаяне Юрьевна Багдасарян. Работа №325870
В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской работы и понятие эффективности интегрирования проектной деятельности как основы формирования профессионально-личностного развития студентов среднего профессионального образования. Основной целью исследования являлось обобщение и применение профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных студентами через проектную деятельность.
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить уровень сформированности профессионально-личностного развития обучающихся, методом проектной деятельности. Для этого в статье раскрываются процессы развития учебно- познавательной и творческой деятельности студентов специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Значительное внимание авторы уделяют взаимодействию студентов в процессе выполнения проектно- исследовательской работы, приводится пример раскрывающий творческий потенциал студентов и сформированность их профессиональных компетенций, тем самым подчёркивая актуальность применения проектной деятельности в системе среднего профессионального образования.
На основании проведённых исследований авторами определенно благотворное, позитивное влияние практико- ориентированной исследовательской деятельности для развития творческого потенциала, индивидуальных особенностей и способностей всех участников образовательного процесса. Они акцентируют внимание на том, что большое значение при формировании профессионально-личностного развития обучающихся, является мотивация студентов. В статье показаны конкретные формы работы, через введение метода проектной деятельности предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации, и саморазвития обучающихся. По итогу проведённых исследований и полученных положительных результатов, авторами делается вывод, что интегрирование проектной деятельности как основы формирования профессионально-личностного развития студентов среднего профессионального образования является эффективным и продуктивным методом развития профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: проектная деятельность; профессионально-личностное развитие; мотивация; творческое мышление; мастер-класс; мода.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СПО
Модернизация системы образования, введение в образовательное
пространство таких категорий, как системный анализ, информационные
технологии, семиотика, предполагают необходимость образовательных
технологий, реализующих проектное обучение и формирующих активную, самостоятельную позицию обучающихся [4]. Одной из таких технологий является проектная деятельность. На сегодняшний день наиболее эффективным видом урочной и внеурочной деятельности является проект. Её актуальность тесно связана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, где чётко прописано использование проектной деятельности в образовательном процессе, как технология деятельностного типа, включённая в содержание различных курсов развивающих программ. Следовательно, каждый студент должен быть обучен этой деятельности и именно в процессе самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся. В результате работы над проектом студенты осваивают учебно-познавательную и творческую деятельность, общая цель которых, поиск и пути решения проблемной ситуации, направленные на достижение общего результата. Освоение проектной деятельности способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся и подготовки их к реальным условиям жизни.
В настоящее время одними из наиболее важных качеств современного человека являются: активная логика, критичное мышление, исследование и анализ нового, возможность и умение самореализации и саморазвития. В связи с этим в системе среднего профессионального образования делается акцент на проектную деятельность. Тем самым, она является эффективным видом учебной деятельности, в которой у студентов есть возможность, в группе или индивидуально, по выбранному направлению через творческое мышление, создавать соответствующие модели ситуаций, исследовать и анализировать в поиске новых собственных путей решения той или иной проблемы. И поэтому одной из эффективных и продуктивных методов является метод проектов. Для формирования профессионально-личностного развития студентов среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», данный метод широко применим, как для изучения теоретического материала, так и для формирования и развития творческого мышления и практических навыков, посредством интегрирования полученных знаний в процессе изучения профессиональных модулей и дисциплин.
Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, а именно: индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Основной же задачей преподавателя является формирование у студентов навыков и умений, а именно: поиск и анализ информации, изложение своего видения, творческого мышления, креатива, выбор пути планирования деятельности и решения ситуаций. Проектная деятельность и творчество неразрывно связаны, и способны помочь обучающемуся в осознании роли знаний в жизни человека. Ребята начинают понимать, что знания — это не цель, а ценные средства в образовании, в профессии, в жизни [2]. Активное включение в создание проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, формирует готовность к целеполаганию, к анализу и оценке, к действию и достижению результатов. А значит, мотивирует к творчеству.
В формировании мотивации к проектной деятельности обучающихся особую роль занимает педагог. Именно от него зависит, сможет ли студент раскрыть свой потенциал, и достичь поставленной цели освоив проектный метод работы, как вид исследовательской и творческой деятельности, для формирования своего профессионального развития. Именно педагог должен являться образцом высокого профессионализма, обладать креативным, творческим мышлением, быть уверенным в своих действиях и результатах. В том числе педагог должен верить в способности своих студентов, давая им позитивный настрой и надежду в ожидании лучших результатов своей работы. Именно эмоционально – положительный климат в коллективе создаёт условия мотивации обучающихся, на активную творческую работу в форме проектной деятельности. И наконец, один из факторов влияющий на становлении мотивации это оценка деятельности студента, а именно: анализ своей работы определением и выделением положительных и отрицательных сторон, для самооценки своей работы и возможности устранения ошибок и недочетов.
Зачастую у студентов возникают сложности в восприятии и анализе представленного педагогом материала. В связи с чем, у многих обучающихся наблюдается низкая мотивация при его изучении. Согласно проведённым исследованиям это одна из основных причин того, что процесс изучения студентами профессионального модуля, продвигается не так успешно, как нам хотелось бы. Для формирования профессионально-личностного развития студентов среднего профессионального образования проектная деятельность служит стимулом для изучения нового материала и мотивацией для реализации творческих проектов профессионально интегрированных во внеурочные мероприятия колледжа.
Проектные методы повышают вероятность гарантировать успех в достижении желаемых результатов. Осваивая способы проектной деятельности, можно развить умения, которые будут полезными в жизни [1]. Основное преимущество проектной работы, это: индивидуальный подход к обучению и вовлечение в исследовательскую и творческую деятельность всех участников образовательного процесса, в независимости от уровня успеваемости обучающегося. Ведь по итогу самостоятельной проведённой работы студент получит свой результат, используя интегрированные знания, полученные на занятиях. Такой вид деятельности вызывает интерес у обучающихся, так как, владея достаточным уровнем профессиональных знаний, который включает в себя: поиск и исследование, развитие и проявление творческого видения для процесса реализации выбранного проекта, студент может работать над проектом как индивидуально, так и в группе.
Целью проектной деятельности является применение знаний, умений и навыков, приобретенных студентами при изучении различных дисциплин и профессиональных модулей.
Задачи проектной деятельности:
планирование (умение четко определить цель, концентрация и шаги достижения цели);
формирование навыков сбора и обработки информации (умение поиска информации, и ее использования);
письменный отчет (умение презентации информации, оформление);
анализ (креативность и критическое мышление);
формирование позитива (проявление инициативы, выполнение работы в заданный срок).
Применение проектной деятельности позволяет разнообразить формы активной учебной и внеучебной деятельности студентов и повысить их практическую направленность. В своей работе мы применяем монопроекты, интегрированные и практико-ориентированные проекты. Для реализации проектов используется дидактический материал, активизирующий познавательный интерес обучающихся, а именно: раздаточный материал, видео и презентации с выступлениями обучающихся, в том числе результаты ранее разработанных проектов, оформленные в швейной мастерской, представленные в виде стендов, текстильных панно, буклетов и брошюр для гостей и студентов колледжа. Особое внимание выделим практико-ориентированным проектам, которые имеют практический результат. Например: в рамках проведения профессионального форума «Найди свой путь к успеху» студенткой третьего курса был разработан творческий проект «Декоративно-прикладное творчество изготовление куклы - мотанки», в рамках празднования дня Победы проект «Пилотка», а в рамках предметной недели посвящённой дню космонавтики студенты разработали проект, с проведением демонстрационного мастер-класса «Мода как Космос».
Практико-ориентированные творческие проекты максимально активизируют креативное мышление и познавательную активность студентов, способствуют активной выработке навыков и умений работы с нужной информацией, умение анализировать делать выводы и обобщения. На примере реализации проекта «Мода как Космос» обучающимся было предложено изучить данную тему и подготовить творческий проект, итоговым результатом которого являлось проведение мастер-класса. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у студентов второго курса выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную деятельность необходимо организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студентов возможности выбора индивидуальной формы работы. Со студентами третьего и четвёртого курсов темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого студента и должны находиться в области их самоопределения, поэтому предпочтительны индивидуальные или парные формы работы. На защите проекта каждая группа представляет собранные материалы. Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы формируем общие и профессиональные компетенции.
Как основа формирования профессионально – личностного развития студентов методом проектной деятельности можно проследить результат проекта, а именно его практический опыт. На каждом этапе мы получаем разный опыт. Возможно, мы не придем к идеальному результату, но полученный опыт будет для нас бесценен. Остановимся и рассмотрим чуть подробнее один из проектов студентов второго курса специальности 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Наш проект – практико-ориентированный творческий. Студентам были предложены следующие этапы создания проекта «Мода как Космос»:
1. Создание обучающих презентации «Космическая мода до наших времён» (рис. 1);
2. Разработка эскизов моделей «Мода как Космос» и конструкторская разработка лекал моделей по созданным эскизам (рис.2);
3. Выбор пакета материалов, пошив и оформление 3d коллекции Мода как Космос» (рис.3);
4. Оформление стендов кабинета (по выбору, рис.4).
Студенты разделились на микрогруппы. Затем, как наставник проекта, я пояснила, почему проект был разделён на эти этапы.
В ходе подготовки каждого этапа проекта студенты делились своими открытиями, успехами и сомнениями, устраивали мозговой штурм, просмотр видеороликов: «Космическая мода», «Модельеры – первые создатели космической моды» и т.д. Заключительным этапом при создании творческого проекта являлось прототипирование. Разработанная концепция проекта может быть принята студентами старших курсов при написании курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Также сами преподаватели имеют возможность усовершенствовать получившиеся работы и применить их в своей педагогической деятельности. Данный мастер-класс был проведён с участием гостей.
Активное применение в учебном процессе среднего профессионального образования технологий проектной деятельности способствует эффективному приобретению обучающимися общих компетенций, формирует у них навыки проблематизации, целеполагания, планирования деятельности, рефлексии и самоанализа, презентации и самопрезентации [4]. На основании полученных данных практико-ориентированной, исследовательской проектной деятельности можно сделать вывод, что внедрение проектной деятельности как основы формирования профессионально-личностного развития студентов среднего профессионального образования является продуктивным методом развития профессиональных компетенций студентов. Так как, студенты применяют на практике академические знания и результаты исследовательской и творческой работы, находят отражение в их общественной деятельности. Таким образом, в результате проектного обучения, в том числе повышается качество и практико ориентированность профессионального образования. Рассматриваемая тема будет интересна и актуальна не только для преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», но и может быть интегрирована в учебный процесс других специальностей среднего профессионального образования.
Список источников:
Земсков Ю. П.
Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В.
Асмолова
. — 2е изд., стер. — Санкт Петербург
:
Лань, 2020. — 184 с. — (Учебники для вузов.
Специальная литература).
Михелькевич
В. Н.,
Охтя
, Н. В. Метод проектов и его использование в средней общеобразовательной и высшей инженерной школах: учебное пособие / В. Н.
Михелькевич
, Н. В.
Охтя
. — Самара: Изд-во СГТУ, 2004. — 48с
Миньяр-Белоручева
И.С., Казакова Е.Ю.,
Емельяненко
М.С., Герасименко С.В.
Методические рекомендации по организации проектного обучения
в образовательных организациях среднего профессионального образования / – Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 90 с.
Полещенко
, Н. А.,
Основы проектной деятельности
: метод
.
у
казания /
Минобрнауки
России, Ом.
гос
.
техн
. ун-т ; сост.: А. И.
Блесман
, К. Н.
Полещенко
, Н. А.
Семенюк
, А. А. Теплоухов. – Омск
:
Изд-во
ОмГТУ
, 2021
.