Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профессиональная этика в деятельности педагога | Шайхлисламова Гузель Арсиновна. Работа №333837

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Профессиональная этика в  деятельности педагога

 

Профессиональная этика педагога – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж педагогической профессии в обществе.

         В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: порядочность, пунктуальность (точность во времени и выполнении), коммуникабельность, ясность изложения мыслей, культура речи (умение слушать), самообладание (эмоциональная стабильность), скромность, опрятность, элегантность, хорошие манеры. Как видим, актуальность данного вопроса  обусловлена многогранностью морально этической стороны педагогического процесса. В настоящее время он претерпевает изменения, а также в постоянной динамике находятся современные социальные и культурные реалии, которые влияют на модели поведения всех участников педагогического процесса. Объектом изучения данной статьи является профессиональная деятельность педагога, а объектом в свою очередь – педагогическая этика. Рассмотрим, какую роль этика играет в профессии педагога, а так же почему она может относиться, как и к его характеру и личности, так и к компетенциям и профессиональным навыкам, которые он может выработать в процессе подготовки и обучения, а также непосредственно в профессиональной деятельности. Для этого раскроем понятия «этика» и «профессиональная этика педагога».   Профессиональная этика педагога – совокупность этических и поведенческих норм, обеспечивающая нравственный аспект деятельности педагога и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.  

                  К основным категориям профессиональной этики педагога относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия учителя с учащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно- психологического климата коллектива школы, усилению положительной роли семьи в воспитании детей. В этом случае, этические принципы можно рассматривать не только как личностные качества или же принципы общения и поведения отдельно взятого человека, а как профессиональные качества, от которых напрямую зависят результаты профессиональной деятельности педагога. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог. Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, как будет осуществлять дисциплинарные меры, как будет мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.  

         Роль этики в процессе педагогической деятельности занимает одну из ведущих ролей, так как педагог является авторитетом и примером для подражания, его поведение напрямую влияет на его взаимоотношения с обучающимися, их родителями, психологический климат внутри класса или группы.  

 

Педагогическая этика помогает педагогам принимать этически обоснованные решения, основываясь на принципах справедливости, уважения к достоинству каждого участника образовательного процесса и заботы о благополучии учеников.

Соблюдение этики деловых отношений – один из главных критериев оценки профессионализма.  В успешном осуществлении педагогом  своей деятельности,  большую роль играют и его личностные  качества.

Нормы педагогической этики отражены в Письме Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484

“О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;

з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

 Педагогу необходимо понимать особенности современных детей и подростков.

Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога. Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога:

· умение распознавать трудности или проблемы в личной жизни обучающегося на основании его поведения, реакции на похвалу или наказание, общении со сверстниками, педагогами и другими сотрудникми образовательного учреждения;

 · соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Кратко рассмотрим в рамках данной статьи Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в школе. В соответствии с Кодексом:

· педагог обязан быть корректным, тактичным и внимательным в общении с участниками образовательных отношений, проявлять уважение их чести и достоинству, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;

 · учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

· внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязаннос

Профессиональная этика в деятельности педагога

 

Шайхлисламова Г.А., выступление на ГМО
методистов ОДО 25.03.2024г.

Добрый день дорогие коллеги!

 

Тема моего выступления «Профессиональная этика в деятельности педагога»

 

Профессиональная этика педагога – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж педагогической профессии в обществе.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: порядочность, пунктуальность (точность во времени и выполнении), коммуникабельность, ясность изложения мыслей, культура речи (умение слушать), самообладание (эмоциональная стабильность), скромность, опрятность, элегантность, хорошие манеры. Как видим, актуальность данного вопроса обусловлена многогранностью морально этической стороны педагогического процесса. В настоящее время он претерпевает изменения, а также в постоянной динамике находятся современные социальные и культурные реалии, которые влияют на модели поведения всех участников педагогического процесса. Объектом изучения данной статьи является профессиональная деятельность педагога, а объектом в свою очередь – педагогическая этика. Рассмотрим, какую роль этика играет в профессии педагога, а так же почему она может относиться, как и к его характеру и личности, так и к компетенциям и профессиональным навыкам, которые он может выработать в процессе подготовки и обучения, а также непосредственно в профессиональной деятельности. Для этого раскроем понятия «этика» и «профессиональная этика педагога». Профессиональная этика педагога – совокупность этических и поведенческих норм, обеспечивающая нравственный аспект деятельности педагога и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

К основным категориям профессиональной этики педагога относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия учителя с учащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно- психологического климата коллектива школы, усилению положительной роли семьи в воспитании детей. В этом случае, этические принципы можно рассматривать не только как личностные качества или же принципы общения и поведения отдельно взятого человека, а как профессиональные качества, от которых напрямую зависят результаты профессиональной деятельности педагога. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог. Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, как будет осуществлять дисциплинарные меры, как будет мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.

Роль этики в процессе педагогической деятельности занимает одну из ведущих ролей, так как педагог является авторитетом и примером для подражания, его поведение напрямую влияет на его взаимоотношения с обучающимися, их родителями, психологический климат внутри класса или группы.

 

Педагогическая этика помогает педагогам принимать этически обоснованные решения, основываясь на принципах справедливости, уважения к достоинству каждого участника образовательного процесса и заботы о благополучии учеников.

Соблюдение этики деловых отношений – один из главных критериев оценки профессионализма. В успешном осуществлении педагогом своей деятельности, большую роль играют и его личностные качества.

Нормы педагогической этики отражены в Письме Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484

“О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;

з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогу необходимо понимать особенности современных детей и подростков.

Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога. Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога:

умение распознавать трудности или проблемы в личной жизни обучающегося на основании его поведения, реакции на похвалу или наказание, общении со сверстниками, педагогами и другими сотрудникми образовательного учреждения;

соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Кратко рассмотрим в рамках данной статьи Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в школе. В соответствии с Кодексом:

педагог обязан быть корректным, тактичным и внимательным в общении с участниками образовательных отношений, проявлять уважение их чести и достоинству, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;

учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Проявления неэтичного поведения: несправедливость педагога, обсуждение личной жизни обучающегося с посторонними людьми, предвзятое отношение педагога, которое влияет на успеваемость обучающегося и др., могут привести к снижению мотивации, недоверию к педагогу и в целом к учебному заведению, отказу посещать занятия, негативному отношению к педагогу или учебе.

Другой важный аспект педагогической этики – моральный образ школы, как социального института, который призван не просто транслировать информацию, а обучать и воспитывать детей, прививать им общечеловеческие ценности, такие как добро, справедливость, милосердие. В свою очередь педагог, как представитель этого социального института должен обладать всеми личностными и профессиональными качествами, которые формируют педагогическую этику.

(Вывод) В результате можно сформулировать следующий вывод: профессиональная этика педагога имеет высокую важность в педагогической деятельности и направлена на улучшение её результатов. В этом случае педагог является наставником, моральным авторитетом для обучающихся, сочетая в себе уже имеющиеся личностные качества и ценности, относящиеся к этическим принципам в целом, а таrже принципы профессиональной этики, которые он может формулировать в процессе профессиональной подготовки.

 

Будут полезны рекомендацииоторые обязательно пригодятся в профессиональной деятельности:

 

1.СВОЕВРЕМЕННОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Создание специальных образовательных условий для детей данной категории, соблюдение гуманного отношения.

2. ОГЭ, ЕГЭ (с обучающимися строить взаимодействие на основе поддержки и сотрудничества, вне конструктивной критики!!! Статистика показывает, что имеются высокие риски совершения суицида (в случае неуспеваемости обучающегося 9-11 классов обращаемся к родителям. Не рекомендуется прямое обращение к обучающемуся «ты не сдашь!»). Или во время поездки на конкурсы с обучающимися: нельзя быть категоричными,

3. Грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

4. Исключить злоупотребление словами выражающими излишнюю категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибок в применении обращений.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой ситуации. И в этом смысле приведем высказывание Дейла Карнеги: «резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду» . Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

5. Ориентация на учебный диалог.

6. Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Всегда помнить, дети подражают нам.

 

Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешным.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×