Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профессиональное выгорание сотрудников Органов Внутренних Дел | Семенкова Ольга Владимировна. Работа №207275

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Семенкова Ольга Владимировна
Статья посвящена синдрому "Профессионального выгорания" сотрудников органов внутренних дел под влиянием экстремальных условий профессиональной деятельности. Рассмотрена специфика деятельности сотрудников ОВД и факторы возникновения профессионального выгорания. Предложены меры профилактики профессионального выгорания.

Профессиональное выгорание сотрудников Органов Внутренних Дел

 

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хроничекого стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания негативных эмоций без соответствующего «освобождения» от них.

Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью общества, поэтому происходящие перемены в стране и обществе требуют и от Министерства Внутренних Дел РФ изменений в стратегии и тактике управления как всей системой органной внутренних дел, так и каждым отдельным подразделением. Одной из главных сторон профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие.

Ряд специалистов обращают внимание на особые коммуникативные уменияприемы установления контакта, методы оценки личности собеседника, психологические барьеры взаимопонимания, активное слушание, умение вести беседу, наблюдательность. Этот комплекс сложных коммуникативных умений и навыков может быть обозначен общими понятиями коммуникативной и социально-психологической компетентности сотрудника правоохранительных органов.

Синдром «выгорания» особенно характерен для профессий «человек-человек», для представителей коммуникативных профессий, к которым и относят сотрудников органов внутренних дел. Их деятельность характеризуется сложностью выполняемых задач и функций и диктует высокие требования к профессиональной подготовленности каждого сотрудника.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД относится к разряду сложных, предъявляющих очень высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей

Условия, в которых протекает жизнедеятельность сотрудника органов внутренних дел, часто называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано с такими факторами и угрозами, как политические, информационные, социально-экономические, экологическимиачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что зачастую приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций.

Синдром «выгорания» относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Кроме того, он может являться одним из последствий профессиональных стрессов. Эмоциональное истощение является основной составляющей «выгорания» и проявляется в сниженном эмоцинальном фоне, равнодушии или эмоциональном пересыщении.

К. Маслач выделяет следующие симптомы эмоционального «выгорания» физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся усталость, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница. К поведенческим и психологическим относятся следующие симптомы: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше; сотрудник рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом. Кроме того, у него возникают чувства неосознанного беспокойства, обиды, разочарования, вины, невостребованности. Также формируется неуверенность в себе, снижается уровень энтузиазма, он легко раздражается, обращает внимание на детали; становится подозрительным. Вместе с тем, у него наблюдается неспособность принимать решения; дистанционирование от реципиентов и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за реципиентов; нарастающее избегание общения или действия; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Дж. Гринберг рассматривает эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

Первая стадия («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У сотрудника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания:

1 хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом), высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

2 опыт успешного преодоления профессионального стресса, высокая мобильность, самостоятельность, способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

3 способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности (как в отношении себя, так и других людей и жизни в целом).

Профилактика профессионального выгорания:

1. Анализ причин и их коррекция.

2. Отпуск или существенное снижение частоты контактов с людьми.

3. Временное переключение на другие формы деятельности (например, от приёма граждан на работу с документами)

Эффективны и организационные меры, такие как систематическое повыщение квалификации, обучение приёмам снятия эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×