Профилактика наркомании в образовательной среде | Шагимарданова Лилияна Раисовна. Работа №364061. Номер работы: №364061
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных проблем в нашей стране. .
Профилактика употребления наркотиков в первую очередь должна проводиться в образовательной среде. Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов учреждений системы образования. Наркомания в школе должна быть остановлена с помощью эффективной профилактики.
Возникает необходимость организации профилактической работы, целью которой является создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, способность противостоять наркотическому воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества, сформировать у учащихся представления о влиянии наркотиков на организм, представление о наркотиках как болезни.
В школах необходимо проведение систематически психологических игр в группе, как профилактика наркомании в образовательной среде.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.
Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Также очень важна работа педагогического коллектива школ с родителями учащихся. Педагогическому коллективу важно, чтоб родитель выбрал позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью, чтобы не ждал, когда беда постучится в их дом. Для родителей это шанс вовремя, до наступления сформированной зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с бедой.
Тема: «Профилактика наркомании в образовательной среде»
Педагог-психолог МОБУ СОШ с. Красный Зилим Шагимарданова Лилияна Раисовна
Адрес: РБ, Архангельский район, с. Красный Зилим
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Красный Зилим муниципального
района Архангельский район Республики Башкортостан
Содержание
1.Введение……………………………………………………….……….....................3-4
2.Психологические аспекты потребления наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………………………..5-6
3. Психологические игры в группе как профилактика наркомании в образовательной среде ……………………………………………………….……….................... 7-16
4. Заключение………………………………………………………………… 17
5.Глоссарий ………………………………………………………………… 18-19
6. Список литературы ……………………………………………………………… 20-21
1. Введение
Наркомания признана бедой глобального характера. Мероприятиями, направленными на искоренение наркозависимости и пропаганду здорового образа, охвачены все учебные заведения России. Зависимость представляет основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и разрушает здоровье нации. Наблюдается взаимосвязь между ростом случаев употребления наркотиков и ростом числа противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними в наркотическом опьянении.
Политика нашей страны направлена на улучшение системы образования, в том числе в части охраны здоровья детей. Уровень культуры здоровья учащихся предполагает будущее нации – ее экономический и социокультурный уровень, репродуктивные возможности, обороноспособность, трудовой и интеллектуальный потенциал страны.
Согласно законопроекту раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ включает в себя социально-психологическое тестирование учащихся образовательных учреждений, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки; проведение профилактических медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений. Документ также определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в профилактике наркомании, а также компетенцию образовательных учреждений в выявлении употребления наркотиков учащимися. Для борьбы с наркоманией предложено ввести тестирование на наркотики в образовательных учреждениях. Выявление таких подростков предполагается при помощи социально-психологического тестирования.
Тестирование подростков образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм первичной профилактики наркомании.
Наркомания – это заболевание, характеризуется физической и психической зависимостью от наркотика. Горе может прийти в любую российскую семью. Заболевают дети со сверхзаботой со стороны родителей и в неблагополучных семьях, имеющих материальные и психологические проблемы, поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.
Устойчивость к наркотическому давлению среды требует систематического внимания педагогического коллектива, общество остро нуждается в работе по ограждению юношества от влияния наркотиков. Профилактика наркотизма среди учащихся должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания.
Важным в профилактической работе является:
а) обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
б) формирование у учащихся отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления.
Необходимо противостоять наркотическому воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества, сформировать у подростков представления о влиянии наркотиков на организм, представление о наркотиках как болезни.
2. Психологические аспекты потребления наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания — это заболевание, которое поражает человека на психологическом уровне. Зависимое поведение приводит к дезадаптации, формируется аддиктивное поведение. Наркоманы приписывают свои действия внешним обстоятельствам, изменяется эмоциональное состояния человека, возникают психологические комплексы. Личность раздваивается, происходят психологические изменения. Личность наркомана-это неудовлетворенность и нереализованность, все доступно и как то «скучно». Эмоциональная незрелость подростков, которые не могут отказаться от желания повеселиться, не умеют справляться с трудностями, убегают от проблем в зависимость, также учащиеся поддаются настроению своих друзей идолов.
Причиной употребления наркотиками могут быть внутрисемейные конфликты, непонимание семьи.
Подросток употребив наркотик, может снять, таким образом эмоциональный стресс. Подросток потребляя наркотик, хочет создать свой собственный мир. У наркомана не сформирована социальная адаптация, личностные особенности, установки, ценности, незрелая эмоциональная сфера.
Защита от наркомании- это просто отказ "попробовать".
В школе обнаружить наркомана не сложно, надо быть наблюдательным. Прежде учащийся перестает учится. Наркомания в школе может быть остановлена с помощью профилактики. Необходимо сформировать у подростков установки на неприятие наркотических веществ.
Необходимо дать подросткам в доступной форме правду о наркотиках, а он сделает правильный выбор. Профилактика наркомании должна быть в каждой школе.
Каждому подростку необходимо уметь справляться с самим собой, своими чувствами, желаниями и с окружающими людьми, развивать в себе эмпатию и благодарность, защищать свою позицию и проявлять уважение к другим людям; понимать свои потребности, чего ты сам хочешь от мира и что ты готов дать другим людям.
Подросткам не надо погружаться в жалость к себе и беспомощность; нужно выработать свои способы выхода из трудных ситуаций, принимать помощь других людей, не замыкаться в себе; учиться доверять хорошим людям, искать опору у этих людей, а потом и в себе самом.
Нужно научить подростков ценить индивидуальность в людях и в себе самом.
Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению незнакомых взрослых или сверстников.
Важно, в каком социуме растет ваш подросток. Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу. Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников:
- поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Неважно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика.
-поддерживайте путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, – это путь совместной деятельности. Опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.
3. Психологические игры в группе как профилактика наркомании в образовательной среде
Игра формирует личность ребёнка, происходит изменение в его психике.
Игра помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива. Ребенок учиться в игре оценивать действия и поступки других детей.
Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “ Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... “
Игра-это свободная, вольная деятельность, которая изображает отношение ребенка к миру. Мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии. Ребенок учиться понимать действительность в игре. Личность ребенка формируется в игре. Игра содержит огромные воспитательные возможности.
Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня воспитанности или уровня личностного развития, достигнутого ребенком.
Рассмотрим, игры и упражнения на развитие самопознания, рефлексию, эмпатичное и гуманное отношение к ближнему.
Цель: развитие навыков общения, укрепление позитивного отношения к окружающим, развитие рефлексии и способности к осознанию своих чувств.
Упражнение «Ласковый привет». Каждый ребенок по кругу называет имя своего соседа и говорит ему что-то ласковое.
Упражнение «Солнышко». Ведущий просит участников нарисовать на бумаге солнышко с лучами, в центре солнышка написать свое имя. Нужно подписать каждый лучик солнышка, называя какое-то свое замечательное качество. Участники подписывают каждый лучик тем словом, каким себя характеризуют. Несколько лучиков остаются неподписанными, поэтому ведущий просит других участников назвать для каждого ребенка те хорошие качества, которые он в нем видит.
Упражнение «Стул взаимоуважения». Цель упражнения: развитие позитивного отношения к себе и окружающим. В цент круга участников ставится стул. Каждый из участников садится на стул, а остальные участники подходят тихонько и шепотом говорят несколько приятных, поддерживающих слов. Желательно, чтобы каждый участник побывал в центе действия, и сказал приятные слова другим участникам.
Упражнение «Волшебный клубок». Цель упражнения: развитие способности обучающихся к рефлексии своих эмоций. Ведущий предлагает участникам занятия встать в круг и далее сообщает, что сейчас нужно будет, держась за нить клубка и передавая клубок дальше, рассказать о том, как каждый участник себя чувствует, что хотел бы пожелать для себя и что мог бы пожелать другому и далее передает клубок.
Упражнение «Лепесток плыви». Цель упражнения: укрепление бережного и доброжелательного отношения к окружающим. Ведущий предлагает участникам встать напротив друг друга таким образом, чтобы между ними свободно мог пройти человек, формируя, таким образом, берега реки. Ведущий: «Представьте, как сейчас по реке поплывет лепесток, он может плыть быстро или медленно, крутиться или разворачиваться в обратную сторону, а потом вновь плыть по течению. Те чьи ручки образуют берега реки, должны очень бережно и аккуратно погладить листочек, когда он проплывает мимо вас». Проплыв по реке, листочек становится краем берега и также встречает поглаживанием новый листочек.
Упражнение «Добрый дракон». Цель упражнения: выстраивание контакта, невербальная коммуникация, сплоченность. Ведущий: «Ребята, сейчас мы побудим одним большим добрым драконом. Для этого нужно взяться за руки и встать в круг. А теперь давайте подышим, как дракон-глубоко вдыхая и шумно выдыхая воздух, дыхание дракона спокойное и размеренное. А теперь давайте послушаем, как бьется большое сердце дракона. Давайте сделаем громкий шаг вперед, а затем громкий шаг назад, и еще раз…и еще …Слышите, как бьется его могучее сердце?» Ведущий предлагает участникам в ситуации, когда им становится тревожно, вспомнить большого, доброго дракона и подышать вместе с ним.
Упражнение «Доброе соприкосновение». Цель упражнения: выстраивание контакта, невербальная коммуникация. Ведущий: «Сейчас вы будите хаотично двигаться по кругу, а я буду считать до трех, и когда я скажу «Три», вам нужно положить руки на плечи ближайшего одноклассника, посмотреть ему в глаза, молча улыбнуться и после далее двигаться, ожидая моей следующей команды.
Упражнение «Линия жизни». Цель упражнения: оценка и анализ своего жизненного опыта. Ведущий: «Предлагаю сейчас вам взять лист бумаги и карандашили ручку и начертить на листе бумаги отрезок, и представить что это ваша линия жизни, на которой необходимо отметить важные события, которые вы можете вспомнить от рождения до настоящего времени». Ведущий предлагает обратить внимание на то какие события были зафиксированы: только хорошие, позитивные или разные. Предлагает вспомнить, что было сложного в жизни, и сразу зафиксировать для себя, как удалось преодолевать эти сложности; группа совместно обсуждает, что может помогать справляться со сложными ситуациями, анализировать важность полученного опыта, который может быть очень полезен в будущем при столкновении с трудностями.
Игры на развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции, формирование уверенности в себе, способности управлять собственным поведением и отвечать за него.
Упражнение «Росток». Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов совладания со стрессом. Ведущий предлагает представить себя ростками какого-нибудь растения. Это может быть цветок, дерево, куст травинка. Представьте росток выбранного растения. Представьте, как ростки пробиваются сквозь землю и тянутся навстречу теплым солнечным лучам, постепенно растут, как распускаются листья, раскрываются бутоны у цветов, распускаются почки на деревьях, зеленеют травинки. Ведущий предлагает участникам почувствовать, какое их растение красивое, удивительное, по своему уникальное, запомнить это переживание и обращаться к этим образам в те моменты, когда становится грустно.
Упражнение «Оловянный солдатик и тряпочка на ветру». Цель упражнения: обучение навыкам саморегуляции. Ведущий предлагает участникам представить, что они оловянные солдатики, а затем, что они тряпочки, которые развиваются по ветру.
Упражнение «Волшебный карандаш». Цель упражнения: рефлексия. Ведущий предлагает с помощью волшебного карандаша рассказать о своих эмоциях, загадать желание и никому о нем не рассказывать.
Упражнение «Жизнестойкость». Цель упражнения: забота о своем эмоциональном состоянии и умение развивать навыки стрессоустойчивости, способы саморегуляции. Ведущий: «Есть множество приемов и способов, с помощью которых можно повернуть практически все ситуации так, что даже самая сложная ситуация и неблагопрятные обстоятельства покажутся не такими уж плохими:
-регуляция дыхания, концентрация дыхания(счет до 10).закрыть глаза, медленно сосчитать до 10 (этот способ можно использовать когда испытываешь: злость, раздражение, когда хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоится);
-вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив. Этот способ используем при плохом настроении, обиде, усталости, способ снимает напряжение, настраивает на позитив;
-визуализация –зрительное представление образов, событий, мест.
Также существуют другие методы саморегуляции:
-найди в ситуации что-нибудь хорошее;
-поговори с кем-нибудь(другом, родителями, психологом);
-найди, кому еще хуже и попробуй помочь;
-создай атмосферу, не соответствующую настроению (поешь, включи музыку, переставь вещи в квартире);
-похвали себя и найди в себе хорошие стороны;
-поплачь, поругайся;
-заведи дневник, попробуй вести записи;
-утро вечера мудренее-ложись спать;
-займись чем-нибудь(хобби, спорт и др.)
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие». Цель упражнения: развитие навыков саморегуляции, обучение методам и приемам снятия напряжения. Прием «Кулак-ладонь». Ведущий: «Ваша задача сейчас- со всей силой сжать руку в кулак так сильно, что бы стало немного больно, и так нужно подержать руку 5-7 секунд и потом разжать кулак до полного расслабления.
Упражнение «Дотянись до фрукта». Цель упражнения: прием снятия напряжения. Ведущий:» Ребята, представьте, что перед вами большое дерево или высокий куст со спелыми, вкусными фруктами. Каждому из вас необходимо представить ваш самый любимый фрукт, а теперь попробуйте до него дотянуться, буквально вставая на цыпочки. Ваша задача сначала одной рукой дотянуться до фрукта и сорвать его. Тоже самое действие повторите второй рукой. Представьте, как вы резко срываете фрукты и вместе с тем, сбрасываете все напряжение в вытянутой руке. Важно сначала сильно вытянуться, напрягая все тело, а после –также резко расслабиться, сбросив все напряжение. После выполнения упражнения всеми участниками ведущий объясняет, что таким способом можно снимать напряжение после длительной напряженной работы.
Упражнение «Как я справляюсь с проблемами». Время 20 мин. Цель упражнения: актуализация позитивного опыта, повышение уверенности в своих силах. Ведущий предлагает участникам вспомнить, какие есть в их жизни сложности, разрешение которых зависит только от самих участников. Необходимо записать максимальное количество возможных вариантов разрешения описанных проблемных ситуаций. Для модификации упражнения можно предложить обсуждение ситуаций с соседом, или сделать свободное обсуждение описанных проблем у участников, а после –общее обсуждение в круге.
Упражнение «Что такое самоконтроль». Цель упражнения: обсуждение понятия «самоконтроль» как компонента жизнестойкости. Ведущий: «Ребята, давайте сейчас попробуем за счет образов и чувств понять, что для каждого из нас значит самоконтроль. Представьте, как мог бы быть изображен самоконтроль лично для вас, если бы его надо было как-то нарисовать. Если можно нарисовать в виде символа, персонажа из книги или мультфильма, фильма, может быть это какой-то важный символ для вас или вообще что-то несуществующее. Здесь для вашей фантазии нет границ. Далее ведущий: «А теперь, когда все смогли изобразить то, как вы видите самоконтроль, опишите ситуацию, когда в жизни вы переживали, что можете влиять на ситуацию и контролировать ее».
Упражнение «Твои плюсы». Цель упражнения: определение эффективных стратегий для преодоления негативного влияния стереотипов, повышения самооценки. Ведущий предлагает по очереди участникам написать на листе бумаги свое имя и то, что по их мнению, они могут отметить у себя как недостаток, далее на этом листе другие участники пишут любое достоинство этого участника. В конце, когда все по кругу заполнят листы, ведущий предлагает участникам назвать по одному или двум качествам-достоинствам, которые удивили или запомнились больше всего.
Упражнение «Моя тревога». Цель упражнения: осознание и вербализация переживаний. Ведущий «Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, что вы испытываете, когда чувствуете тревогу, нервное напряжение; где находится это переживание, как оно выражается на физиологическом уровне, в каких ситуациях чаще всего это проявляется. После этого, как все участники вспомнили про свои ощущения во время тревоги, ведущий предлагает им следующее: «А теперь, предавая по кругу декаративную подушку, вы можете рассказать о том, с какими ситуациями связана ваша тревога и как она проявляется.
Упражнение «Превращение проблемы в цели». Цель упражнения: научиться смотреть на проблему как на цель, которая может быть достигнута. Ведущий: Постарайтесь описать выбранную вами проблему как можно более объективно, это может быть текст, схема или сочетание различных способов». После того, как участники сформулировали проблему и посмотрели на нее с объективной позиции ведущий предлагает превратить ее в цель. Какую цель вы могли бы поставить себе, чтобы эта проблема решилась.
Игры на развитие навыков общения и конструктивного разрешения конфликта.
Упражнение «Пересядьте все те, кто……». Цель упражнения: развитие понимания схожести между людьми. Ведущий предлагает поменяться местами с другими вставшими участниками. Например: «Поменяйтесь местами все те, кто сегодня успел позавтракать, не выспался, в одежде присутствует что то желтое и т.д.»
Упражнение «Дом эмоций». Цель упражнения: рефлексия. Ребятам предлагается нарисовать дом и подписать элементы дома какими-либо эмоциями, которые чаще всего «живут» в этом доме. А из трубы пусть выходят все отрицательные эмоции, которые иногда проникают в этот дом.
Упражнение «Рыцарь и разбойник». Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий дает каждой мине-группе задание разыграть сценку из предложенных ситуаций и показать ее как поступил бы разбойник и как -рыцарь:
- у тебя отобрали игрушку, что можно сделать в такой ситуации;
- другие дети не позвали тебя с собой в игру;
-тебя толкнул сверстник, что можно сделать;
-одноклассник обидно тебя обозвал:
- Одноклассник отказывается сидеть с тобой за одной партой и т.д.
Упражнение «Помирись без слов». Цель упражнения: обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий дает задания мини-группам проиграть различные ситуации, а остальные участники должны понять, про что она и как разрешилась.
Примеры ситуаций:
-друг выпрашивает у тебя какую-то вещь, которую ты не хочешь отдавать;
-ты хочешь поиграть с другими детьми, но они отказываются принять тебя в свою компанию;
- одноклассник говорит тебе что то, что тебя обижает;
-сосед по парте отвлекает тебя на уроке и не дает слушать учителя и т.д.
Упражнение «Есть вопрос». Цель упражнения: создание атмосферы сплоченности в группе. Ведущий предлагает участникам группы встать в круг и ответить на вопросы в момент, когда у них в руках, оказывается мяч. Ведущий: «Ребята, сейчас я буду кидать вам мяч и задавать вопрос. Ваша задача – отвечать на вопрос и бросать мяч дальше мне или другому участнику и также задавать вопрос. Важно, чтобы вопросы касались темы дружбы, общения, ссор, конфликтов и способов их решения.
Например:
-какое у тебя настроения;
-что для тебя дружба;
-что для тебя ссора;
-что тебе не нравится в других людях;
-как ты говоришь о том, что тебе не нравится;
- что тебе нравится в других людях;
- как ты выражаешь свои эмоции(мнение);
-что тебе помогает мирится;
-что ты чувствуешь, когда на тебя злятся;
-что тебе помогает успокаиваться и т.д.
Игры на развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственного и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей.
Упражнение «Цвет моего настроения». Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы. Ведущий предлагает участникам группы по очереди поприветствовать друг друга, представившись по имени и назвав какого цвета у них настроение в данный момент и что это означает.
Упражнение «Пять добрых слов». Цель упражнения: создание позитивного образа себя и другого, ресурсного состояния. Ведущий: «Ребята, я прошу вас нарисовать на листе бумаги свою ладошку и на полученном рисунке руки написать свое имя. Затем нужно, отдать соседу слева свой рисунок, и все должны написать на одном из «пальчиков», полученного от соседа рисунка, что-то хорошее о нем. Каждый рисунок должен побывать у пятерых участников и так пять раз, чтобы заполнились все пальчики. В результате к каждому из вас вернется его ладошка с надписями на пяти пальчиках.
Упражнение «Позитивное во мне». Цель упражнения: фокусирование на позитивных аспектах личности, повышение самооценки. Ведущий предлагает участникам по очереди назвать свои положительные черты и качества и затем представить ситуации, в которых данные качества смогли бы помочь преодолеть сложности, а также ситуации, обстоятельства в жизни, которые могли бы развить эти качества еще сильнее.
Упражнение «Стереотипы». Цель упражнения: ознакомление с понятием «стереотипы», развитие мышления, собственного мнения о разных людях. Ведущий вместе с группой выбирает двух-трех персонажей, по поводу которых у ребят присутствует больше всего стереотипов (двоечник, иностранец, «ботаник»). Затем в круг ставится пустой стул- на него как будто «садится» задуманный персонаж. Каждый участник, по кругу произносит, обращение к этому выдуманному персонажу на пустом стуле, свое стереотипное высказывание с соблюдением моральных и нравственных норм. После каждый из участников садится на «пустой» стул и становится задуманным персонажем. Его задача в нескольких предложениях ответить на свое собственное обращение, объяснить причину того, что он «такой» или дать другой ответ.
Упражнение «Побудь на моем месте». Цель упражнения: формирование способности корректно реагировать на неприятные замечания и умения давать адекватную обратную связь окружающим. Ведущий предлагает участникам разбиться на группы по три человека. Далее дается инструкция о том, что участники в группах должны сделать друг другу какое-то неприятное замечание, придумать и озвучить ответ на него. При этом участники должны фиксировать, какие эмоции они испытывают, и что, им помогает придумать достойный ответ.
Упражнение «Сила притяжения». Цель упражнения: повышение самооценки. Ведущий вызывает одного из участников в центр круга и предлагает остальным подойти и дотронуться до него, сказав, что именно притягивает к нему, в чем его сила притяжения.
Упражнение «Калейдоскоп эмоций». Время 20 минут. Цель упражнения: формирование эмоционального интеллекта. Для выполнения данного упражнения необходимо расставить по кругу количество стульев на один меньше, чем количество участников упражнения. Далее ведущий объясняет участникам правила упражнения. Ведущий: «Сейчас мы переходим к следующему упражнению, для этого вам нужно встать перед стульями и начинать двигаться хаотично все более и более ускоряясь. Далее по моему сигналу «садитесь» вы должны занять первый попавшейся пустой стул. Бороться за место не нужно. Участник, который остался без стула, должен назвать эмоцию, которую он испытал в своей жизни, и те участники, которые ее также испытывали, должны поменяться местами. Участник, назвавший эмоцию, также должен занять один из освободившихся стульев». Далее новый участник ,оставшийся без стула, называет свою эмоцию и действие повторяется. Упражнение завершается, когда все участники назовут по одной эмоции, После ведущий предлагает проанализировать, какие эмоции были названы и какое разнообразие эмоций есть, и какие эмоции были названы и то, какое разнообразие эмоций есть и какие эмоции может испытывать человек и не всегда замечать это. Ведущий также может уточнить, как участники группы справляются со своими эмоциями, что им помогает.
4. Заключение
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных проблем в нашей стране. .
Профилактика употребления наркотиков в первую очередь должна проводиться в образовательной среде. Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов учреждений системы образования. Наркомания в школе должна быть остановлена с помощью эффективной профилактики.
Возникает необходимость организации профилактической работы, целью которой является создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, способность противостоять наркотическому воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества, сформировать у учащихся представления о влиянии наркотиков на организм, представление о наркотиках как болезни.
В школах необходимо проведение систематически психологических игр в группе, как профилактика наркомании в образовательной среде.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.
Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Также очень важна работа педагогического коллектива школ с родителями учащихся. Педагогическому коллективу важно, чтоб родитель выбрал позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью, чтобы не ждал, когда беда постучится в их дом. Для родителей это шанс вовремя, до наступления сформированной зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с бедой.
Глоссарий
Адаптивное поведение
– соответствующее, полезное, помогающее приспособлению поведение. Можно сказать, что это поведение нормального разумного человека.
Антисоциальное поведение
– поведение, которое является разрушительным и вредным для функционирования группы или общества. Примерами могут являться воровство, побеги из дома, жестокость, акты вандализма, неприятие социальных норм, разрушение собственности, пренебрежение своей или чужой безопасностью.
Аддиктивное
поведение
—
это одна из форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении уйти от реальности путём приёма некоторых веществ или патологической фиксации внимания на определённых видах деятельности, обеспечивающих получение интенсивных эмоций.
Группы риска
– части населения, объединенные по принципу повышенной вероятности формирования зависимости от того или иного
психоактивного
вещества.
Дезадаптация
— это неспособность человека поддерживать стабильные социальные отношения, справляться с проблемами и прис
посабливаться к меняющейся среде.
Компетентность
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Профилактика злоупотребления ПАВ
– система взаимосвязанных мер по предупреждению употребления и возникновения зависимости от ПАВ.
Психоактивное
вещество
– это любое вещество, которое после употребления способно изменить восприятие, настроение, познавательную способность, поведение или двигательную функцию человека, в результате употребления которого может развиться зависимость.
Ресурсы
– это опыт, знания, мудрость, интеллект, способности и возможности как самого человека, так и окружающих его людей, которые помогают человеку успешно справляться с жизненными трудностями, сохраняя при этом психологическое благополучие.
Стресс
– это неспецифическая адаптационная ответная реакция организма на действие разнообразных факторов окружающей среды (стрессоров), которая проявляется в изменениях на физиологическом, психологическом и поведенческом
уровнях. Термин «стресс» также используется для описания состояния индивида в экстремальных условиях.
Саморегуляция
— это умение управлять собственными чувствами, мыслями и поведением для достижения долгосрочных целей.
Фрустрация
(от лат.
frustratio
— обман, тщетное ожидание) —
это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания
.
Целевая группа
– выделенная по каким-либо параметрам и качествам группа людей, на которую направлена какая-либо активность.
Эмпатия
– постижение эмоционального состояния, проникновение,
сочувствование
в переживания другого человека.
Список литературы
Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 37-40;
«Неделя психологии – 2022» в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: практическое пособие / [коллектив авторов; под общей редакцией Л. П. Фальковской; научный редактор О. А. Ульянина]; Министерство просвещения Российской Федерации; Московский государственный психолого-педагогический университет. – Москва: МГППУ, 2022. – 49 с.
Бахтиярова Ю. Р. Наркомания: биохимические и психологические аспекты // Наука и современность. — 2013. — № 4. — С.136.
Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. — М.: МПА, 2021. — 456 с.
Феткуллов, А. Д. Психологические аспекты потребления наркотических средств и психотропных веществ / А. Д. Феткуллов, А. В. Суворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88467/ (дата обращения: 05.04.2024).
Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.
Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 154 с.
Волкова Т. В., Яшин Д. П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 38 с.
Гарифуллин Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Уч. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.
Кокин В. И., Сафуанов Р. М., Хабибова Н. Е. Профилактика потребления и распространения наркотических средств в высшей школе. – Уфа: Информреклама, 2007. – 64 с.
Нигамедзянов Э. А., Киекбаев М. Д., Абдрахманов Д. М. Наркотизм в Республике Башкортостан (опыт социологического исследования). – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2006. – 184 с.
Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю. В. Науменко. – М.: Глобус, 2009. – 250 с.
Хасан Б. И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. – Красноярск , 2003. – 335 с.