Программа формирования и коррекции взаимоотношений детей-сиблингов | Новоторцева Екатерина Аркадьевна . Работа №334132
Сиблинговые взаимоотношения братьев и сестер является самым значимым компонентом социальной ситуации развития. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, выбирают «козлов отпущения», обучают друг друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия – ведения переговоров, сотрудничества и соперничества, обучаются дружить и враждовать, учиться у других и добиваться своего.
Сиблинговые отношения – одни из самых продолжительных и близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального содержания часто они продолжаются дольше других межличностных отношений, создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с самого раннего возраста.
Целью программы является развитие и психологическая коррекция родственных взаимоотношений детей-сиблингов.
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Программа формирования и коррекции взаимоотношений
детей-сиблингов
«Птенцы одного гнезда»
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Клин, 2023 год
Сиблинговые взаимоотношения братьев и сестер является самым значимым компонентом социальной ситуации развития. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, выбирают «козлов отпущения», обучают друг друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия – ведения переговоров, сотрудничества и соперничества, обучаются дружить и враждовать, учиться у других и добиваться своего.
Сиблинговые отношения – одни из самых продолжительных и близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального содержания часто они продолжаются дольше других межличностных отношений, создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с самого раннего возраста.
Целью программы является развитие и психологическая коррекция родственных взаимоотношений детей-сиблингов.
Задачи программы:
- коррекция отношений к самим себе, образу своему «Я»;
- формирование доброжелательных и доверительных отношений между сиблингами;
- коррекция психологических проблем сиблингов, связанных с негативными переживаниями в отношении друг друга.
Работа с детьми – сиблингами ориентирована на активное присвоение им нового опыта, возникающего в ходе коррекционного-развивающего процесса, и его использование в реальных жизненных условиях, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственного потенциала. Предполагается, что дети получат возможность заново пережить основные проблемные моменты в более благоприятных, психологически комфортных условиях, под контролем и с помощью специалиста. Известно, что взаимодействие детей-сиблингов зачастую может носить и дисгармоничный характер, проявляться в виде агрессии, взаимных обид, жесткого соперничества либо полного игнорирования своего соперника.
Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
- блока диагностики – выявление индивидуальных особенностей детей-сиблингов и типа их взаимодействия между собой;
- организация и проведение совместных занятий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
- динамический блок – проведение повторной диагностики и разработка рекомендаций для родителей детей-сиблингов по поддержанию полученной в ходе занятий модели поведения.
Ожидаемыми результатами реализации программы могут являться:
- устойчивый положительный образ «Я»;
- конструктивное бесконфликтное общение между детьми-сиблингами;
- естественное проявление эмпатии, чувства сопереживания, желания помочь;
- выступление более старших детей по отношению к младшим в качестве наставника, примера для подражания, авторитета, замещающего родителя;
- позитивный образ семьи в целом.
Тематическое планирование программы:
N п/п
Тема занятия
Количество часов
1
Знакомство. Формирование интереса к занятиям. Установление доверительных отношений, мотивации на совместную работу
1
2-3
Диагностика межличностных отношений между сиблингами: проективный тест «Рисунок семьи», «Семья животных», методика «Шкала определения привязанности детей-сиблингов друг к другу», «Сказки Дюсса».
2
4
Диагностика развития свойств эмоционального интеллекта детей-сиблингов.
1
5
«Что я знаю о себе»
1
6
«Что я знаю о других»
1
7
«Самооценка и характер»
1
8
«Разные люди – разные характеры»
1
9
«Какой характер у меня: оценим достоинства и недостатки»
1
10
«Что такое эмоции и какие они бывают»
1
11
«Я учусь выражать свои эмоции правильно!»
1
12
«О радости и удовольствии»
1
13
«О сочувствии, жалости и нежности»
1
14
«О счастье и любви»
1
15
«Об обиде и досаде»
1
16
«О горе, отчаянии, грусти и печали»
1
17
«О гневе, злости и зависти»
1
18
«О стыде и вине»
1
19
«Правда и ложь»
1
20
«Терпение и терпимость»
1
21
«Как и почему начинаются ссоры»
1
22
«Сказка о конфликте и контакте»
1
23
«Братская любовь крепче каменной стены…»
1
24
«Дерево держится корнями, а человек семьей»
1
25
«Мы разные, но мы – вместе». Итоговое.
1