Условия профилактики межличностных конфликтов | Ертаубаева Гульден Толеукуловна. Работа №334133
Аннотация. Статья посвящена изучению условий профилактики межличностных конфликтов подростков. Представлены результаты эмпирического исследования показателей психологического климата и ценностно-ориентационного единства класса, уровня конфликтной компетентности и развития эмпатических способностей подростков. Раскрыты возможности программы социально- психологического тренинга при профилактике межличностных конфликтов подростков
Ключевые слова: конфликты подростков, межличностные конфликты, профилактика конфликтов, социально-психологический тренинг
Аннотация. Статья посвящена изучению условий профилактики межличностных конфликтов подростков. Представлены результаты эмпирического исследования показателей психологического климата и ценностно-ориентационного единства класса, уровня конфликтной компетентности и развития эмпатических способностей подростков. Раскрыты возможности программы социально- психологического тренинга при профилактике межличностных конфликтов подростков
Ключевые слова: конфликты подростков, межличностные конфликты, профилактика конфликтов, социально-психологический тренинг
Подростковый возраст – один из наиболее важных и сложных периодов в развитии личности. Подросток сталкивается с физиологическими признаками полового созревания и с существенными психологическими новообразованиями, носящими название кризиса подросткового возраста. Неустойчивость эмоциональных проявлений, противоречивость характера и поведения, протест против устоявшихся правил и норм, тревожность, повышенная конфликтность – таковы основные признаки становления личности в этом возрасте.
В.П.Шейнов отмечает, что «межличностный конфликт – это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок индивидов, когда удовлетворение стремлений одного из них воспринимается другим как ущемление его интересов». Межличностные конфликты в подростковой среде не только неизбежны, они, можно сказать, естественны. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый, он находится на некой промежуточной стадии развития, поэтому тот опыт в общении и взаимодействии с окружающими, который он получает, позволяет ему формировать собственные образцы и модели поведения в будущем. Конфликтуя, подросток приобретает необходимый ему социальный опыт и удовлетворяет свою главную потребность – получение признания взрослых и сверстников. К сожалению, склонность к конфликтам и повышенная агрессивность у подростков могут приобретать постоянный характер в силу сензитивности этого периода развития. В этом случае встает вопрос о необходимости профилактики межличностных конфликтов подростков и обучении их конструктивному взаимодействию.
Исследованием профилактики конфликтов в подростковом возрасте занимались и продолжают заниматься многие отечественные ученые. Изучение научных работ А.Я. Анцупова, Н.Н. Васильева, Н.В. Гришиной, Е.Н. Шаган и др. позволило выявить следующие условия профилактики конфликтного поведения подростков, которые наши отражение в гипотезе исследования:
поддержание благоприятного психологического климата в классе;
образование ценностно-ориентационного единства класса;
развитие эмпатических способностей подростков;
формирование конфликтной компетентности подростков.
Одним из эффективных современных методов профилактики конфликтного поведения подростков и формирования у них коммуникативных навыков является социально-психологический тренинг. Эта технология представляет собой метод активного обучения, позволяющий приблизить формируемые коммуникативные умения к реальной ситуации общения и учесть при этом индивидуально-психологические особенности учащихся.
Применение социально-психологического тренинга при работе с подростками имеет ряд особенностей. Во-первых, большое значение отводится ведущему, который должен обладать лидерскими качествами, быть доброжелательным, но при этом уметь выстраивать границы и придерживаться правил. Во-вторых, структура самих занятий должна включать как интеллектуальную работу, так и подвижные игры и упражнения с целью смены видов деятельности. В-третьих, для четкого структурирования занятия его обязательными этапами должны быть начало (первый круг) и окончание (рефлексия). Наконец, вне зависимости от цели каждого конкретного занятия, оно должно быть направлено на формирование умения подростков работать в команде и развитие навыков эмпатии.
Для повышения статистической достоверности контрольных изменений необходимо увеличение продолжительности программы профилактики (например, проведение в течение всего учебного года) и соблюдение системного и целостного подхода к занятиям.
Таким образом, профилактика межличностных конфликтов подростков в процессе социально-психологического тренинга будет успешна, если в результате будет создан благоприятный климат в коллективе, а у подростков разовьются конфликтная компетентность и эмпатические навыки.