Программа лагеря с дневным пребыванием для специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа Пермского края «Специфика гендерного подхода в воспитании в условиях профильного военно-патриотического лагеря «Мы вместе» ☼
Автор: Максимова Василиса Михайловна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Программа
лагеря с дневным пребыванием
для специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
Пермского края
«Специфика гендерного подхода в воспитании в условиях профильного военно-патриотического лагеря «Мы вместе»
Разработчики: педагог-психолог МСУВУ от СОШ от №14 «Подросток», Максимова В.М.
доцент кафедры охраны здоровья ЦРО Гарсиа Е.Н. , научный руководитель школы
преподаватель кафедры экономики ПГПУ Рябухин В.В., к.п.н.
Аналитическая записка
Актуальность проведения лагеря обусловливается следующими тенденциями социализации подростков с девиантным поведением, фиксируемые в Чусовском муниципальном районе Пермского края.
· «Стирание» гендерных различий в поведении. Девочки показывают псевдомужскую гендерную парадигму (курение, сквернословие, рукоприкладство, назойливое приставание к мальчикам). Мальчики стабильно демонстрируют «женские» поведенческие реакции особенно в ситуациях выбора, необходимости проявления жизнестойкости, воли, мужества, терпения, верности.
· Увеличение за последние три года числа девочек; ставших матерями-одиночками.
· Стабильно-большое число абортов у девочек-подростков.
· Отсутствие положительной динамики в интериоризации подростками с девиантным поведением таких общечеловеческих и гендерных ценностей как «родина», «патриотизм», «дом»; «семья» «самоуважение»; «взаимопомощь»; «взаимопонимание».
· Готовность и стремление подростков с девиантным поведением к широкому распространению поведенческих установок, препятствующих гуманной социализации.
На существующую проблему глаза не закроешь. Здесь напрашивается вывод, что нравственно-половое воспитание подростков необходимо. И оно особенно необходимо в условиях лагеря, когда мальчики и девочки постоянно находятся вместе. Специфические условия лагеря могут эту проблему обострить, если не уделить ей должного внимания.
Научно-методическое обоснование тематики лагеря
Под нравственно-половым воспитанием следует понимать триединство духовно-нравственного, сексологического и медико-гигиенического воспитания и образования.
В практике существует два противоположных подхода к проблеме полового воспитания.
Первый подход базируется на традициях советского стиля воспитания, которые были сформулированы А.С. Макаренко. Он считал излишним рассматривать вопросы нравственно-полового воспитания. По его мнению, детские вопросы следовало тактично «отводить», и внимание концентрировать только на вопросах гигиены, о вопросах любви и нравственности говорить, не касаясь физиологических тем.
Отдавая должное приоритету нравственности этого подхода в отношениях мужчины и женщины, тем не менее, мы не считаем возможным полностью основываться на его идеях.
Второй путь – это путь западных стран. Здесь просвещение ассоциировалось только с одними фактами, касающимися половых проявлений. На наш взгляд, существует необходимость обеспечения подростка информацией об этой жизненно важной сфере, но сводить половое образование к половому просвещению невозможно.
Нужен третий путь, объединяющий нравственность и сексуальное просвещение. И.С.Кон сказал, что задачи полового воспитания и просвещения состоят не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни.
Новизна программы
состоит в том, что в программе обоснованы свои подходы к нравственно-половому воспитанию подростков в условиях военно-патриотического лагеря.
В своей программе мы делаем акцент на:
1. развитие всех коммуникативных навыков мальчиков и девочек;
2. изучение психологических особенностей мальчиков и девочек;
3. собственно сексуальное просвещение;
4. моделирование образа будущей семьи.
Цель организации и проведения лагеря: формирование и развитие идентичного полоролевого поведения девиантных мальчиков и девочек-подростков в условиях военно-патриотического лагеря.
Задачи
1.Формирование и развитие гражданско-патриотической позиции девиантных подростков.
2. Формирование мужских и женских качеств у девиантных подростков.
3. Моделирование в сознании подростков образов настоящего мужчины и настоящей женщины, дружной крепкой семьи.
Подходы, используемые для решения задач и достижения целей лагеря
· организация совместного проживания мальчиков и девочек в условиях военно – патриотического лагеря;
· создание социально-психологических ситуаций, требующих выраженного мужского и женского поведения;
· развитие коммуникативной компетентности подростков;
· организация самопознания гендерных составляющих личности;
· сексуальное просвещение подростков.
Первый из перечисленных подходов является основным в обеспечении инновационного характера программы лагеря.
Методы, используемые для решения задач и достижения целей лагеря
· формирование социально-одобряемых гендерно-различных свойств и качеств личности в привлекательной для подростков совместной и гендерно-дифференцированной деятельности;
· моделирование «гендерно-правильной» «Я-концепции» девиантного подростка;
· организация усвоения и присвоения понятий «долг», «дисциплина», «самодисциплина»;
· моделирование образа будущей семьи.
Направления реализации коррекционно-реабилитационной программы лагеря
· тренинги;
· деятельность, требующая проявления гендерно выраженного гуманистического поведения:
а) экскурсии;
б) совместно организуемая субъективно-значимая для девиантных подростков деятельность;
в) дифференцированные «мужские» и «женские» занятия;
· социально-патриотические акции;
· упражнения и тренинги, обеспечивающие идентификацию и освоение социально-психологических ролей «защитник»; «воин»; «подруга»; «вдохновительница»; «хранительница очага»;
· консолидация подростков при одновременной гендерной дифференциации работ, обязанностей, ответственности, связанных с проектированием, организацией и проведением коллективных творческих дел.
Программа апробации предлагаемой инновационной разработки
Программа представлена в виде сетевого плана жизнедеятельности лагеря. План структурирован следующим образом
· организация и проведение социально-психологических тренингов;
· организация и проведение гендерных тренингов;
· организация и проведение социально-экономических тренингов;
· организация и проведение рефлексивных тренингов;
· организация и проведение коммунарских сборов;
· проектирование и организация совместной досуговой деятельности;
· экскурсии;
· арттерапия;
· иппотерапия;
· социально-психологическое просвещение;
· сексуальное просвещение.
Результатом военно-патриотического лагеря станет выполнение программы по нравственно- половому и военно-патриотическому воспитанию участников лагеря, позволит распространить полученный опыт работы посредством СМИ и изданию методического пособия. В ходе реализации проекта будут организованы теоретические и практические занятия для девочек и мальчиков согласно программы, а так же мероприятия, способствующие воспитанию патриотизма; гражданственности и проведена социально-развивающая работа. Кроме того, будет снят фильм о формах работы с детьми и молодежью в военно-патриотическом лагере.