Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа по здоровьесбережению "Помоги себе сам". ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Окулова Татьяна Михайловна

Программа работы по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности

«Помоги себе сам».

 

Пояснительная записка.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни-одна из актуальных проблем современного общества в целом, и педагогики в частности. Здоровье детей – это политика, определяющее будущее нашего общества, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Обучающиеся коррекционной школы- это особая категория детей. Эти дети нуждаются в постоянном контроле и коррекции здоровья и поведения. Строить профилактическую работу по вопросам здоровьесбережения и безопасности традиционно с этой категорией детей неприемлемо. В силу особенностей их развития, наши обучающиеся нуждаются в конкретном, наглядно-действенном изучении курса основ здоровьесбережения и приобретении навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Необходимым является создание условий для соблюдения элементарных правил собственной безопасности, организовать практику для оценки степени риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные знания.

            Работа по формированию знаний и навыков должна быть систематичной и многократно повторяемой. 

Актуальность разработки программы в направлении повышения уровня безопасности жизнедеятельности, ее профилактики и здоровьесбережения обусловлена недостаточным количеством комплексных программ, направленных на формирование у детей с нарушениями интеллекта навыков личной безопасности.

Программа, разработанная мной в 2016 году позволяет научить детей с ОВЗ решать проблемы поведения в различных жизненных ситуациях, сохранять свое физическое и психическое здоровье.

Содержание занятий по программе «Помоги себе сам» ориентировано на понимание обучающихся необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности, формировании навыков культуры собственного безопасного поведения и здоровьесбережения.

Занятия проводятся в рамках классных часов и внеклассных занятий.

Программа делает акцент на принципах активного вовлечения самого обучаемого в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности.

 

Цель программы:

Вооружить обучающихся знаниями и практическими навыками по вопросам безопасности жизнедеятельности, внимательного, осознанного отношения к своему здоровью как к главной жизненной ценности.

 

Задачи программы:

- Способствовать расширению знаний, развитию практических умений и навыков, которые помогут обучающимся осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья.

-Содействовать формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.

-Создать в урочной и внеурочной деятельности школьников организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий для сохранения и укрепления их здоровья, с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья каждого.

-Создать условия для реализации и развития спортивного потенциала и достижений обучающихся.

-Привлечь родителей к формированию у их детей ответственного отношения к здоровьесбережению, организованному и безопасному отдыху и досугу.

 

 Основополагающие принципы построения программы:

-Систематичности пропаганды ЗОЖ и основ безопасности жизнедеятельности.

-Активное вовлечение ребят при изучение вопросов программы.

-Цикличность при изучении некоторых тем.

-Наглядно-практическая направленность занятий.

-Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности детей.

-Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

-Учёт возрастных и половых особенностей, обучающихся в содержании учебного материала.

 

Сроки реализации программы: 5 лет

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны:

-знать элементарных знаний и навыков основ безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях;

-понимать необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;  

-владеть навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-знать о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний;

-иметь навыки собственной культуры здорового и безопасного образа жизни;

-иметь навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;

-знать правила безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;

-уметь самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;

-владеть навыками оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим в различных экстремальных (опасных) ситуациях, привлечения помощи извне. 

 

Методическое обеспечение программы

В целях эффективной реализации программы «Помоги себе сам» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагается взять за основу методические и дидактические материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и адаптировать их к курсу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

А.В.Усачев, А.И.Березин «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-4 кл, Астрель , М.2003 г.

М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов «Основы безопасности жизнедеятельности» 5- 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Воробьева, Астрель,  М. 2004 г.

 

 

Построение программы:

Данная программа условно разбита на 6 частей (блоков) и построена по принципу системы взаимосвязанных форм организации пропаганды основ безопасности, здорового образа жизни и физического воспитания.

Деление на блоки обусловлено выбором форм, способов и направлений работы с обучающимися с ОВЗ.

Из опыта работы с данной категорией детей по вопросам здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности посредством бесед и анкетирования выяснила, что у большинства детей знания по данным вопросам либо отсутствуют, либо весьма скудны.    Чтобы заполнить эти пробелы изначально проводилась работа без акцента на системность и цикличность. Но анализ проделанной работы показал, что этого тоже недостаточно. Тогда и возникла необходимость в создании комплексной программы, построенной на сочетании теоритических знаний и практических действий. Деление программы на блоки дает возможность сгруппировать материал, систематизировать, четко разделить теоритические знания и практические навыки, контроль и помощь.

Это необходимо, прежде всего, потому, что дает возможность на занятии поставить перед каждым ребенком конкретную цель, акцентировать внимание на узкой проблеме для наилучшего усвоения знаний или овладения навыком.

Цикличность в изучении некоторых тем дает возможность расширения и твердого усвоение жизненно важных знаний и навыков с каждым последующим годом обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составные части программы (блоки):

 

Название и описание блока

Сроки реализации

I.

 

«Знание-сила» включает в себя систему внеурочных мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья с обучающимися и родителями.

по плану классного руководителя и мед.работника

II.

«Школа выживания» предполагает проведение бесед по вопросам безопасности, инструктажей по поведению в ЧС, организацию учений по эвакуации из зданий школы.

 

раз в квартал

III

«От знаний к умениям»

включает в себя проведение занятий-практикумов по оказанию первой медицинской помощи, тренингов по улучшению самочувствия и саморегуляции.

 

по плану

классного руководителя и мед. работника

IV.

«Санитарный контроль»

подразумевает контроль педагогами и самоконтроль обучающимися санитарно-гигиенических норм при организации учебно-воспитательной работы и правил личной гигиены.

в течение учебного года

V.

«В здоровом теле здоровый дух»

предусматривает вовлечение обучающихся в спортивно-оздоровительную работу школы и контроль за посещением спортивных кружков и секций.

в течение учебного года, по планам учителя физ.культуры, педагогов дополнительного образования.

VI.

«Решим проблемы сообща»

направлен на взаимодействие с учителями-предметниками, родителями и психологом школы с целью коррекции психолого-педагогических проблем и психического здоровья обучающихся.

 

по плану психолога и по необходимости

 

   

 

 

 

 

 

 

 

План коррекционно-просветительной работы

по годам обучения:

 

Мероприятия

Сроки,

периодичность

 

1-й год обучение (5 класс)

I.     «Знание-сила»

Беседы с обучающимися:

«Здоровье-главное богатство человека».

«Осторожно, грипп».

«Маленькие шаги к крепкому здоровью».

«Мой режим дня».

«Мое питание. Всегда ли вкусное полезно».

«Польза прогулок».

«Осторожно, клещи».

 

Лектории для родителей:

«Как сохранить здоровье детей на протяжении всего школьного обучения».

«Жестокое обращение с детьми».

 

 

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

февраль

март

май

 

 

декабрь

 

апрель

 

II.   «Школа выживания»

Беседы и инструктажи по безопасности жизнедеятельности:

«Понятия «безопасность» и «чрезвычайная ситуация»». «Участники дорожного движения и правила безопасного движения пешеходов».

«Пожар в быту. Причины его возникновения».

«Правила поведения в транспорте».

«Ступеньки. Безопасное передвижение по лестнице».

«Синяки и ссадины. Как избежать травмы в школе».

 

 

 

сентябрь

октябрь

 

ноябрь

декабрь

февраль

апрель

 

III.   «От знаний к умениям»

Занятие-практикум «Дорога от дома в школу и обратно».

Занятие-практикум «Комплекс упражнений для утренней гимнастики».

Занятие-практикум «Пальчиковые упражнения».

Занятие-практикум «Как наложить повязку».

Занятие-практикум «Помощь при укусах насекомых и животных».                                                           

Тренировки по эвакуации из зданий школы.

 

 

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

декабрь

январь

 

май

ежемесячно

 

 

 

 

2-й год обучение (6 класс)

I.      «Знание-сила»

Беседы с обучающимися:

«Правильная осанка. Профилактика сколиоза».

«Что мы знаем о витаминах».

«Зубная боль. Причины. Профилактика».                                   

«Болезни грязных рук».

«Что такое педикулез и как с этим бороться».

«Гаджеты и зрение».

«Как победить своего дракона или умею ли я управлять своими эмоциями».

«Чемпионами не рождаются».

«Так ли безобидно плоскостопие?»

 

Лектории для родителей:

«Компьютерная зависимость: миф или реальность?»

«Влияние семейного микроклимата на физическое и психическое здоровье детей».

 

 

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

 

апрель

май

 

 

сентябрь

 

декабрь

II.  «Школа выживания»

Беседы и инструктажи по безопасности жизнедеятельности:

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма.   Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма». 

«Безопасное поведение на тротуарах и обочинах».

«Зимняя река и география безопасности».

«Опасные и безопасные ситуации».

«Поговорим о травмах»

«Безопасность в доме».

«Как вести себя со злоумышленниками».

 

 

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

Ш. «От знаний к умениям»

Занятие-практикум «Комплекс упражнений для красивой осанки».

Занятие-практикум «Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода».

Занятие-практикум «Помощь при обморожениях».

Занятие-практикум «Зрительная гимнастика».

Занятие-практикум «Бинтование пальцев рук».

Тренировки по эвакуации из зданий школы.

 

 

 

 

 

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

февраль

май

ежемесячно

 

 

 

 

3-й год обучение (7 класс)

I. «Знание-сила»

Беседы с обучающимися:

«Физическая активность – путь к здоровью».

«Гармоничное развитие подростка».

«Между нами, девочками».

«Ты-будущий мужчина».

«Почему важно питаться правильно».

«Уроки привлекательности: ухаживаем за волосами, ногтями, зубами».

«Закаливание. От болезней – всех полезней».

«Курение: от желания казаться взрослее до пагубной привычки».

 

Лектории для родителей:

«Период взросления: физические и психические изменения».

«Как наладить доверительный контакт с ребенком».

 

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

 

январь

февраль

 

апрель

 

 

октябрь

март

II. «Школа выживания»

Беседы и инструктажи по безопасности жизнедеятельности:

«Чрезвычайная ситуация – что это?»

«Знание простейших приемов и действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе способов оказания или поиска   помощи».

«Опасные вещества и средства бытовой химии. Правила обращения с ними».

«Правила безопасности при обращении с хозяйственными инструментами и кухонным электрооборудованием».

«Психология толпы. Правила поведения в толпе при возникновении паники».

«Ты-велосипедист».

«Основные правила безопасного поведения в природных условиях».

 

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

апрель

май

Ш. «От знаний к умениям»

Занятие-практикум «Различные виды комплексных методик физических упражнений».

Занятие-практикум «Помощь при отравлениях».

Занятие-практикум «Помощь при ожогах».

Занятие-практикум «Учимся преодолевать страх».

Занятие-практикум «Как пользоваться огнетушителем».

Занятие-практикум «Учимся ориентироваться по компасу, солнцу и местным предметам».

Тренировки по эвакуации из зданий школы.

 

 

 

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

 

май

ежемесячно

 

4-й год обучение (8 класс)

I. «Знание-сила»

Беседы с обучающимися:

«Как справиться с инфекцией: эпидемия гриппа».

«Стресс и его влияние на здоровье».

«Аптечка первой помощи».

«Правила личной гигиены подростков».

«Влияние семейных отношений на здоровье человека».

«Никотиновая зависимость».

 

Лектории для родителей:

«Трудный подросток. Кто он?»

«Если ребенок попал в беду. Профилактика нарко- и алкогольной зависимости».

 

 

 

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

апрель

май

 

 

ноябрь

 

март

II. «Школа выживания»

Беседы и инструктажи по безопасности жизнедеятельности:

«Уроки городской безопасности».

«Особенности обеспечения безопасности современного   жилища».

«Правила безопасности при обращении с животными».

«Почему случаются травмы».

«Если из раны течет кровь».

«Неосторожность на воде».

 

 

 

 

 

октябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

Ш. «От знаний к умениям»

Занятие-практикум «Способы выхода из стрессовой ситуации».

Занятие-практикум «Если вас укусила собака».

Занятие-практикум «Помощь при травмах (ушиб, вывих, перелом)».

Занятие-практикум «Как остановить кровотечение».

Занятие-практикум «Помощь утопающим».

Тренировки по эвакуации из зданий школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 январь

 

март

 апрель

май

ежемесячно

5-й год обучение (9 класс)

 

I. «Знание-сила»

Беседы с обучающимися:

«Инфекционные болезни. Причины. Профилактика».

«Связь образа жизни с профилактикой различных заболеваний».

«Алкоголь и его влияние на физическое и психическое здоровье».

«Здоровые родители-здоровые дети. Права и обязанности родителей».

«Болезни безнравственности. Меры профилактики».

«ВИЧ-инфекция и СПИД. Меры профилактики».

«Как избежать стресса на экзамене».

 

Лектории для родителей:

«Выбор профессии или что по силам вашему ребенку».

«Как повысить стрессоустойчивость при подготовке к экзаменам».

 

 

октябрь

ноябрь

 

декабрь

февраль

 

март

апрель

май

 

 

ноябрь

апрель

II. «Школа выживания»

Беседы и инструктажи по безопасности жизнедеятельности:

«Возможные аварийные и опасные ситуации в быту».

«Криминогенные ситуации. Правила безопасного поведения».

«Правила безопасности при пожаре и угрозе взрыва».

«Экстремальные температуры тела. Помощь пострадавшему».

«Правила поведения при массовых поражениях».

 

 

 

 

 

сентябрь

ноябрь

 

январь

март

 

май

Ш. «От знаний к умениям»

Занятие-практикум «Транспортировка пострадавшего в безопасное место».

Занятие-практикум «Правила оказания помощи при отравлении газом и бытовой химией».

Занятие-практикум «Приемы самозащиты».

Занятие-практикум «Секреты самомассажа».

Занятие-практикум «Оказание первой помощи при попадании инородных предметов в дыхательные пути».

Занятие-практикум «Оказание помощи при ударе электрическим током».

Тренировки по эвакуации из зданий школы.

 

 

сентябрь

 

октябрь

 ноябрь

январь

 

февраль

 апрель

ежемесячно

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×