Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа проектной деятельности на уроках русского языка и литературы 5 класс ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Сысоева Наталья Владимировна

 

Программа «Проектная  деятельность на уроках русского языка и литературы для учащихся 5 классов»

 

 

 

                                                                                                                      

 

Пояснительная записка

 

            Включение технологии проектной деятельности в программу является одним из требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

 

            Программа «Проектная  деятельность на уроках русского языка и литературы для учащихся 5 классов» рассчитана на 38 часов.

 

            Данная программа разработана с учетом требований образовательной программы ОУ. Предлагаемая программа рассчитана на работу с учащимися 5 классов на уроке и во внеурочное время в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями ФГОС. Поэтому отобраны проекты трех типов:  творческие,  реферативные, исследовательские. Для того чтобы их реализовать, учащимся необходимо овладеть умениями проектной деятельности.   

 

            Цель: систематическое формирование у учащихся умений проектной деятельности через формирование пространства создания проектов на уроках русского языка и литературы.

 

            Задачи:                                                                                     

 

  • Стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний из разных источников.

  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, применять знания к различным жизненным ситуациям; развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.

  • Формирование коммуникативных компетентностей.  

    Согласно программе 10 проектных работ учащимися выполняется на уроках русского языка и 10 – на уроках литературы в течение учебного года. Эти проекты формируют личностные и метапредметные универсальные учебные действия:

    коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

    познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

    регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка и литературы в школе.

                Таким образом, идет работа над развитием у учащихся необходимых в современных условиях  важнейших компетентностей:

    -искать пути решения проблемы, зафиксированной в проекте;

    -способность брать на себя ответственность за избранные пути решения проблемы;

    -участвовать в совместной работе над проектом, согласовывая совместные действия с товарищами в исследовательской или творческой  группе;

    -определять собственные функциональные задачи в рамках реализации проекта, анализируя и оценивая свои возможности;  

    -освоение пространства презентации проектов (вариативность представления проектов);

    -владеть устным и письменным общением.

                Успешная реализация проектной деятельности возможна при создании следующих условий:

    - создание доброжелательной обстановки в классе;

    -дифференциация проектной деятельности для учащихся с разными учебно-познавательными возможностями.

    -организация самостоятельного поэтапного выполнения проектной работы;

    -организация рефлексивной и оценочной деятельности результатов выполнения отдельных этапов проектной работы и проекта в целом.

                Проектные работы на уроках – это первая ступень выявления одаренных детей, которые постепенно придут к индивидуальному проекту как конечному продукту, выполненному самостоятельно под руководством учителя, к защите его на школьной научно-практической конференции с выходом впоследствии на городской, региональный или российский уровень в зависимости от социальной значимости и качества подготовки проекта.

                                                   

                                                    Содержание программы

    Русский язык

    1.Повторение пройденного в 1 – 4кл. Самостоятельные и служебные части речи. Творческий проект «Части речи»: представление темы в виде рисунка, обращая внимание на значимость частей речи.

     

    2.Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Исследовательский проект «Знаки препинания»: Когда появились знаки препинания? Сколько знаков препинания в русском языке?

                                                                                                                  

    3.Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Творческий проект «Обобщающие слова в рисунках»: изображение ряда слов в виде рисунков. Отгадывание обобщающих слов в виде игры.

 

4.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Вежливые слова. Реферативный проект «Вежливые слова»: Появление «вежливых» слов в речи.

 

5.Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Исследовательский проект «Алфавит»: Русский алфавит. Название и графическое начертание букв. Алфавит других языков.

 

 

 

6.Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. Проект: «Говори правильно» (создание листовок), поддержка городского проекта «Сургутяне говорят правильно».

 

 

 

7.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Творческий проект «Составляем кроссворд»: создание кроссворда на определенную тему.

 

 

 

8.Прямое и переносное значения слов. Творческий проект «Забавные рисунки»: создание рисунков.

 

9.Существительные собственные и нарицательные. Исследовательский проект «Имена собственные?!»: Из имен собственных в нарицательные (например, макинтош, сэндвич, ватман и др.)  

 

10.Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Творческий проект «В будущем»: В будущем (каким я буду, какие будут города, машины и т.п.) Умение употреблять в своей речи глаголы будущего времени. Оформление работы.

 

 

 

Литература

 

1.Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Творческий проект: Сочинение собственной волшебной сказки. Оформление книжки.

 

 

 

2.Басни Крылова. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.п. Аллегория. Исследовательский проект «Крылатые слова»: Крылатые слова Крылова.

 

 

 

3.Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. Творческий проект: игра «Буриме» (составление стишков на заданные для рифмовки слова).

 

 

 

4.М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Творческий проект: Составление диафильма.

 

 

 

5.И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Творческий проект: По страницам изученного… Составление иллюстраций к эпизодам. Составление анкет.

 

 

 

6.П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Своеобразие языка, интонации сказа. Проект: реклама самостоятельно прочитанных сказов.

 

 

 

7.В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Проект: «Правила выживания» (создание памятки).

 

 

 

8.«Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Реферативный проект: Дети и война. Знать и помнить.

 

 

 

9.Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Исследовательский проект: Символические образы в сказке.

 

 

 

10. Проект:  «Памятники литературным героям». Кому бы вы поставили памятник? Как бы он выглядел? (словесное рисование или эскизы).

 

 

 

Тематическое планирование

 

                                               

 

 

Тема урока

Название проектной работы

Количество часов

                                                   Русский язык          

1

Части речи

«Части речи»

2

2

Синтаксис. Пунктуация.

«Знаки препинания»

2

3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.

«Обобщающие слова в рисунках»

2

4

Прямая речь.

 

«Вежливые слова»

2

5

Алфавит.

«Алфавит»

2

6

Орфоэпия.

«Говори правильно»

2

7

Слово и его лексическое значение.

«Составляем кроссворд»

2

8

Прямое и переносное значение слов.

«Забавные рисунки»

2

9

Имена существительные собственные и нарицательные.

«Имена собственные?!»

2

10

Будущее время

 «В будущем»

2

Литература

1

Р.Р. Сочинение волшебной сказки.

Волшебная сказка собственного сочинения (оформление работы)

2

2

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

«Крылатые слова»

2

3

Р.Р. Стихи и проза. Рифма и ритм.

Собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

2

4

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Создание диафильма по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

2

5

П.Р. «По страницам изученного…»

 (по произведению И.С.Тургенева «Муму»)

1

6

Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

«Уральские сказы» (реклама самостоятельно прочитанных  сказов)

2

7

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний.

«Правила выживания» по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

2

8

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.

«Дети и война»

2

9

Истории четвёртая и пятая. Символические образы в сказке.

«Символические образы в сказке «Снежная королева»

2

10

Итоговый урок.

 П.Р. «Памятники литературным героям»

                                                            

1

 

 

 

            Оценка проектной деятельности – это показатель роста сформированности УДД, умения и навыков самостоятельной работы,  исследовательской и творческой деятельности.

 

             При оценивании работы учащегося учитывается:

 

-соответствие темы и содержания работы;

 

-оригинальность;                            

 

-уровень самостоятельности;

 

-демонстрация знаний, имеющихся или выходящих за рамки школьной программы;

 

-характер  оформления проекта (портфолио, мультимедийная, групповая или индивидуальная презентация);

 

-умение четко выражать мысли;

 

-техника публичного выступления;

 

-качество проведения презентации;

 

-самооценка, взаимооценка.          

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006

 

2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

 

3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

 

4.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

 

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека). 

 

6.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?  – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

 

  

 

Интернет-ресурсы:                      

 

1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности

 

2.Метод проектов

 

3.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×