Программа проектной деятельности на уроках русского языка и литературы 5 класс ☼
Автор: Сысоева Наталья Владимировна
Программа «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы для учащихся 5 классов»
Пояснительная записка
Включение технологии проектной деятельности в программу является одним из требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы для учащихся 5 классов» рассчитана на 38 часов.
Данная программа разработана с учетом требований образовательной программы ОУ. Предлагаемая программа рассчитана на работу с учащимися 5 классов на уроке и во внеурочное время в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями ФГОС. Поэтому отобраны проекты трех типов: творческие, реферативные, исследовательские. Для того чтобы их реализовать, учащимся необходимо овладеть умениями проектной деятельности.
Цель: систематическое формирование у учащихся умений проектной деятельности через формирование пространства создания проектов на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний из разных источников.
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, применять знания к различным жизненным ситуациям; развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
Формирование коммуникативных компетентностей.
Согласно программе 10 проектных работ учащимися выполняется на уроках русского языка и 10 – на уроках литературы в течение учебного года. Эти проекты формируют личностные и метапредметные универсальные учебные действия:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка и литературы в школе.
Таким образом, идет работа над развитием у учащихся необходимых в современных условиях важнейших компетентностей:
-искать пути решения проблемы, зафиксированной в проекте;
-способность брать на себя ответственность за избранные пути решения проблемы;
-участвовать в совместной работе над проектом, согласовывая совместные действия с товарищами в исследовательской или творческой группе;
-определять собственные функциональные задачи в рамках реализации проекта, анализируя и оценивая свои возможности;
-освоение пространства презентации проектов (вариативность представления проектов);
-владеть устным и письменным общением.
Успешная реализация проектной деятельности возможна при создании следующих условий:
- создание доброжелательной обстановки в классе;
-дифференциация проектной деятельности для учащихся с разными учебно-познавательными возможностями.
-организация самостоятельного поэтапного выполнения проектной работы;
-организация рефлексивной и оценочной деятельности результатов выполнения отдельных этапов проектной работы и проекта в целом.
Проектные работы на уроках – это первая ступень выявления одаренных детей, которые постепенно придут к индивидуальному проекту как конечному продукту, выполненному самостоятельно под руководством учителя, к защите его на школьной научно-практической конференции с выходом впоследствии на городской, региональный или российский уровень в зависимости от социальной значимости и качества подготовки проекта.
Содержание программы
Русский язык
1.Повторение пройденного в 1 – 4кл. Самостоятельные и служебные части речи. Творческий проект «Части речи»: представление темы в виде рисунка, обращая внимание на значимость частей речи.
2.Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Исследовательский проект «Знаки препинания»: Когда появились знаки препинания? Сколько знаков препинания в русском языке?
3.Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Творческий проект «Обобщающие слова в рисунках»: изображение ряда слов в виде рисунков. Отгадывание обобщающих слов в виде игры.
4.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Вежливые слова. Реферативный проект «Вежливые слова»: Появление «вежливых» слов в речи.
5.Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Исследовательский проект «Алфавит»: Русский алфавит. Название и графическое начертание букв. Алфавит других языков.
6.Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. Проект: «Говори правильно» (создание листовок), поддержка городского проекта «Сургутяне говорят правильно».
7.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Творческий проект «Составляем кроссворд»: создание кроссворда на определенную тему.
8.Прямое и переносное значения слов. Творческий проект «Забавные рисунки»: создание рисунков.
9.Существительные собственные и нарицательные. Исследовательский проект «Имена собственные?!»: Из имен собственных в нарицательные (например, макинтош, сэндвич, ватман и др.)
10.Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Творческий проект «В будущем»: В будущем (каким я буду, какие будут города, машины и т.п.) Умение употреблять в своей речи глаголы будущего времени. Оформление работы.
Литература
1.Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Творческий проект: Сочинение собственной волшебной сказки. Оформление книжки.
2.Басни Крылова. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.п. Аллегория. Исследовательский проект «Крылатые слова»: Крылатые слова Крылова.
3.Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. Творческий проект: игра «Буриме» (составление стишков на заданные для рифмовки слова).
4.М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Творческий проект: Составление диафильма.
5.И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Творческий проект: По страницам изученного… Составление иллюстраций к эпизодам. Составление анкет.
6.П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Своеобразие языка, интонации сказа. Проект: реклама самостоятельно прочитанных сказов.
7.В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Проект: «Правила выживания» (создание памятки).
8.«Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Реферативный проект: Дети и война. Знать и помнить.
9.Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Исследовательский проект: Символические образы в сказке.
10. Проект: «Памятники литературным героям». Кому бы вы поставили памятник? Как бы он выглядел? (словесное рисование или эскизы).
Тематическое планирование
№
| Тема урока | Название проектной работы | Количество часов |
Русский язык | |||
1 | Части речи | «Части речи» | 2 |
2 | Синтаксис. Пунктуация. | «Знаки препинания» | 2 |
3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. | «Обобщающие слова в рисунках» | 2 |
4 | Прямая речь.
| «Вежливые слова» | 2 |
5 | Алфавит. | «Алфавит» | 2 |
6 | Орфоэпия. | «Говори правильно» | 2 |
7 | Слово и его лексическое значение. | «Составляем кроссворд» | 2 |
8 | Прямое и переносное значение слов. | «Забавные рисунки» | 2 |
9 | Имена существительные собственные и нарицательные. | «Имена собственные?!» | 2 |
10 | Будущее время | «В будущем» | 2 |
Литература | |||
1 | Р.Р. Сочинение волшебной сказки. | Волшебная сказка собственного сочинения (оформление работы) | 2 |
2 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. | «Крылатые слова» | 2 |
3 | Р.Р. Стихи и проза. Рифма и ритм. | Собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме) | 2 |
4 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». | Создание диафильма по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 2 |
5 | П.Р. «По страницам изученного…» (по произведению И.С.Тургенева «Муму») | 1 | |
6 | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | «Уральские сказы» (реклама самостоятельно прочитанных сказов) | 2 |
7 | Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний. | «Правила выживания» по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 2 |
8 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война. | «Дети и война» | 2 |
9 | Истории четвёртая и пятая. Символические образы в сказке. | «Символические образы в сказке «Снежная королева» | 2 |
10 | Итоговый урок. П.Р. «Памятники литературным героям»
| 1 |
Оценка проектной деятельности – это показатель роста сформированности УДД, умения и навыков самостоятельной работы, исследовательской и творческой деятельности.
При оценивании работы учащегося учитывается:
-соответствие темы и содержания работы;
-оригинальность;
-уровень самостоятельности;
-демонстрация знаний, имеющихся или выходящих за рамки школьной программы;
-характер оформления проекта (портфолио, мультимедийная, групповая или индивидуальная презентация);
-умение четко выражать мысли;
-техника публичного выступления;
-качество проведения презентации;
-самооценка, взаимооценка.
Список используемой литературы
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006
2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
4.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
6.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
Интернет-ресурсы:
1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности
2.Метод проектов
3.
4.
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г.