Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа "Уроки доброты" | Бурносова Наталья Алексеевна. Работа №233723

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бурносова Наталья Алексеевна
Программа "Уроки доброты" разработана для учащихся первых классов. Разнообразные формы проведения занятий. 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя (полная) общеобразовательная школа г. Холма
Обсуждено
МО учителей начальных классов
Протокол № _____ от ________
Руководитель МО: ________ Л.Л. Фёдорова
Утверждено
Педагогическим советом
Протокол № _____ от _______ г.
Директор школы: _________Л.И. Тарасова
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОКИ ДОБРОТЫ
1 год обучения
1 класс
Составитель:
Бурносова Н. А.,
учитель начальных классов
г. Холм
2012 г.
Пояснительная записка
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества
Цель программы: формировать и воспитывать в учащихся качества, направленные на толерантное отношение к старшему поколению, чувства ответственности за его настоящее и будущее, стремление улучшить его жизненные условия и быт; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
формировать в детской среде толерантные отношения, как к старшим, так и к ровесникам;
учить детей видеть негативные факторы окружающей социальной действительности и уметь им активно противостоять;
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
прививать детям через общения с людьми различных возрастов и поколений коммуникативные навыки.
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого;
проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Но именно сегодня Россия нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Поэтому задача, прежде всего, педагога – начать процесс воспитания таких граждан
Новизна программы состоит в том, что в МАОУ СОШ г. Холма подобная форма работы апробируется впервые.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, рассчитана на один год (33 часа), адресована младшим школьникам первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут. Предложенное планирование тем (30 часов) условно, их можно проводить в любом порядке. Остальные часы (по усмотрению учителя) отводятся на подготовку и проведение отчетных концертов, праздников.
Формы работы: классные часы; шефская работа в детских садах, с ветеранами; конкурсы, викторины, концерты; поисковая, исследовательская работа; кинопросмотры, экскурсии, чтение и обсуждение художественных произведений, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, тренинги, виртуальные путешествия
Тематическое планирование и примерное краткое содержание программы:
1.Жил – был я.
Беседа. Упражнения: Прислушайся к себе!, Мы похожи - мы отличаемся. Чтение и обсуждение стихотворения Н. Григорьевой Не имя красит человека. Обсуждение смысла выражения высокая душа. Составление кратких рассказов по данному началу: Я хочу быть лучше, потому что я иногда бываю… Рисование на тему: Моя душа
2.Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.
Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского а сердце тебе ничего не приказало? . Упражнения Я умею, Проверь свое отношение.рассказ о своей семье, реликвиях семьи. Составление древа семьи. Рисование на тему: Весь мир я маме подарю
3. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.
Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского. Беседа о родном крае. Игра Король ветров. Рисование на тему: Мой любимый уголок. Экскурсия по памятным местам города.
4. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным.
Беседа о домашних и бродячих животных. Ситуации Кошка на дереве, Как помочь собачке добраться до косточки?, Пропала собака. Просмотр и обсуждение кинофильма.
5.Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца.
Чтение и обсуждение рассказа И.Тургенева Воробей. Разучивание закличек. Упражнение Поговорим. Викторина о птицах. Экскурсия в парк (голоса птиц).
6. Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты.
Упражнение Вырасти цветок. Игра Веночек. Экскурсия в заповедник.
7.Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень.
Упражнения Кто у нас лучше всех…, Как помочь девочке – замарашке. Разрешение ситуаций по теме. Инсценировка стихотворения С. Русовой. Конкурс на самую аккуратную тетрадь, портфель и т.п. Выставка лучших работ.
8.У нас новенькая!
Тренинг Придумаем конец рассказа. Игры Конкурс трусишек, Палочка – выручалочка. Организация ситуации Смех, да и только. Конкурс на самую веселую игру.
9. День Святого Николая – день добра и рая.
19 декабря – день Святого Николая. Упражнения Пирамида любви, Новая концовка старой сказки, Стоп. Коллективное рисование на тему: Наш класс – дом любви.
10.Дед Мороз заболел и помочь нам велел.
Игра – ситуация Разговор по телефону с Дедом Морозом. Упражнение Собираем посылку. Проект Подарок деду Морозу.
11.Когда у друзей лад, каждый этому рад.
Упражнения Закончи предложения, Когда дружба мешает, а когда помогает. Ситуация Сам себя наказал.
12. Любую болезнь лечит доброе слово.
Упражнения Помоги подружкам, Вы – аптекари. Чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого Лгун. Конкурс Добрые слова. Шефская работа в детском саду.
13. Нужно ли кошельком измерять все на свете.
Упражнения Кто какой, Три желания золотой рыбки. Шефская работа в детском саду.
14.В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно.
Упражнения Какое у кого сердце, Отгадайте сказку. Чтение и обсуждение рассказа О.Григорьевой Кусочек хлеба. Составление книги правил поведения в лесу.
15. Запомни, друг юный, что жизнь так идет: скупой потеряет, а щедрый найдет.
Упражнения Мое – общее, Чем ты можешь поделиться. Игры Две конфеты, Тропинка, Три сундука. Ситуация Засели домик. Участие в благотворительной акции.
16.Доброе дело делай смело.
Исследовательская работа Кому нужны добрые дела?. Ситуации. Чтение и обсуждение рассказа О.Григорьевой Весенняя поездка.
17.Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
Задушевная беседа Учимся гулять с больными детьми. Упражнение пишем письмо в детский дом. Дискуссия Кому нужны встречи с сиротами?. Шефская работа с ветеранами. Рисование на тему: Сердечная ромашка.
18.Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт.
Обсуждение и принятие школьных правил. Ситуация На переменке. Игра В школу – по часам. Подготовка к концерту.
19.Мы маленькие дети на большой планете.
Путешествие по свету (упражнение у карты мира). Упражнение Чем вы гордитесь? обсуждение и принятие правил настоящего гражданина. Конкурс Танцы народов разных стран. Коллективное рисование на тему: Мы маленькие дети на большой планете.
20. Где добрые люди, там беды не будет.
Игра Превращение слов. Упражнения Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножалось?, Как поступить?, Сколько стоит?.
21.Где аккуратность, там и опрятность.
Этикетные задачи. Подготовка и проведение праздника аккуратных ребят.
22.Вежливая поездка.
Этикетные задачи. Игра Такси. Автобусная экскурсия по родному краю.
23.Кто ленится, тот не ценится..
Конкурсная программа.
24. Ура! Идем в театр!
Этикетные задачи. Игра Занавес. Поездка в театр.
25.Идем в гости.
Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе.
26. Чтобы гости не скучали.
Подготовка и проведение праздника (разучивание игр, приглашение гостей, подготовка концерта для пап, мам).
27.Не подарок дорог, а внимание.
Подготовка и проведение праздника именинников.
28.Поход в магазин.
Сюжетно –ролевая игра Скандал. Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе.
29. У меня зазвонил телефон.
Этикетные задачи. Выполнение практических заданий в малой группе.
30. Не обижайте малышей.
Разучивание игр – мирилок, волшебных извинялочек. Шефская работа в детском саду.
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся получат:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно–этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
способность анализировать поступки свои и других людей;
будут иметь возможность проявить неравнодушие к проблемам людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Формы и способы подведения итогов реализации программы.
Способы и формы выявления результатов
Способы и формы фиксации результатов
Способы и формы предъявления результатов
Наблюдения
Анкеты.
Открытые занятия.
Анализ результатов участия детей в мероприятиях, социально-значимой деятельности.
Аудио, видеозаписи, фото.
Защита творческих работ.
Анализ приобретенных навыков общения.
Статьи в прессе.
Праздники.
Анкетирование.
Отзывы (детей, родителей)
Концерты.
Самооценка учащихся.
Портфолио.
Выставки.
Конкурсы, соревнования.
Готовые работы.
Портфолио.
Выставки работ.
Тестирование.
Конкурсы.
Концерты.
Грамоты, дипломы.
Литература:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2010.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. -М.: Просвещение, 2010.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2010
4. Касаткина Н.А. Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе, Волгоград – Учитель, 2005 г.
5.Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.:ВЛАДОС, 2006.
6.Научно-практический журнал Завуч начальной школы, №8, 2007 г., 2008 г.
7.Научно-практический журнал Классный руководитель. № 2, 4. 2007 г.
8..Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Творческий центр Сфера, Москва, 2001 г.
9.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
10. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников. Ж. Начальная школа, №7 -2010, стр 97.
11.Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы Уроки вежливости. – Х: Изд-во Ранок, 2000
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×