Название статьи:
Психологическая подготовка детей с аутистическим спектром к школьному обучению | Горшкова Мария Мария. Работа №343602
Дата публикации:
17.09.2024
Автор:
Горшкова Мария Мария
Описание:
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты психологической подготовки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению. Описаны методы и подходы, направленные на адаптацию детей с РАС к образовательной среде, а также развивающие стратегии, способствующие успешной социализации и академической интеграции. Особое внимание уделено вопросам формирования навыков коммуникации, саморегуляции и эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: дети с РАС, школьное обучение, психологическая подготовка, адаптация, социализация, навыки коммуникации, саморегуляция.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Горшкова Мария Валериановна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1358
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты психологической подготовки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению. Описаны методы и подходы, направленные на адаптацию детей с РАС к образовательной среде, а также развивающие стратегии, способствующие успешной социализации и академической интеграции. Особое внимание уделено вопросам формирования навыков коммуникации, саморегуляции и эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: дети с РАС, школьное обучение, психологическая подготовка, адаптация, социализация, навыки коммуникации, саморегуляция.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) требуют особого подхода при подготовке к школьному обучению. Для успешной адаптации к образовательной среде необходимо проведение психологической подготовки, которая включает развитие коммуникативных и социальных навыков, работу с эмоциональной сферой, а также обучение саморегуляции и самостоятельности. Основной целью такой подготовки является создание условий, которые помогут ребёнку с РАС не только освоить учебный материал, но и эффективно взаимодействовать с окружающими, участвовать в групповой работе и принимать участие в школьных мероприятиях.
Одним из ключевых аспектов психологической подготовки является развитие навыков коммуникации. Дети с РАС часто испытывают трудности в общении, что может осложнять их адаптацию в школьной среде. Психологи и педагоги могут использовать различные методы, направленные на улучшение вербальной и невербальной коммуникации, включая обучение навыкам поддержки диалога, распознавание эмоций других людей и выражение собственных чувств. Например, использование карточек с изображениями, визуальных расписаний и других инструментов альтернативной коммуникации может помочь детям лучше понимать и выражать свои желания и потребности. Это способствует развитию уверенности в общении и облегчает взаимодействие с учителями и сверстниками.
Особое внимание в процессе подготовки уделяется развитию навыков саморегуляции, которые необходимы для успешного обучения и адаптации к школьным требованиям. Дети с РАС могут испытывать трудности с контролем эмоций, что может приводить к стрессу и дезадаптации в новых условиях. Для решения этой проблемы специалисты используют различные методы, включая когнитивно-поведенческую терапию, техники релаксации и сенсорную интеграцию. Например, дети могут учиться распознавать свои эмоциональные состояния и использовать техники для снижения тревожности, такие как глубокое дыхание или использование сенсорных игрушек. Это помогает улучшить поведение ребёнка в классе и снизить уровень стресса.
Социализация — ещё один важный аспект подготовки детей с РАС к школьному обучению. Включение ребёнка в групповые занятия, обучение взаимодействию со сверстниками и развитие умений работы в команде помогают детям адаптироваться к социальной жизни школы. Например, педагоги могут использовать ролевые игры и групповые проекты, которые помогают детям с РАС практиковаться в совместной работе, обсуждении задач и принятии решений в коллективе. Такие занятия способствуют формированию навыков сотрудничества и помогают детям лучше интегрироваться в школьное сообщество.
Помимо этого, важную роль в психологической подготовке играет работа с родителями детей с РАС. Родители являются важными участниками процесса подготовки, и их вовлечение помогает создать благоприятные условия для успешного перехода ребёнка в школу. Психологи могут предлагать родителям рекомендации по организации домашних занятий, а также обучать их методам поддержки ребёнка в адаптации к школьным требованиям. Например, родители могут использовать техники визуализации расписания, что помогает ребёнку лучше понимать последовательность событий и снижает уровень тревожности перед началом школьного дня.
Важной задачей психологической подготовки является также обучение навыкам самостоятельности, которые необходимы для успешного освоения учебного материала и управления школьными задачами. Дети с РАС могут испытывать трудности в планировании и организации своей учебной деятельности, поэтому педагоги и психологи помогают им развивать эти навыки через использование пошаговых инструкций, визуальных схем и тайм-менеджмента. Например, ребёнок может использовать визуальное расписание дня или специальных помощников для планирования уроков и выполнения домашних заданий.
В заключение следует отметить, что психологическая подготовка детей с РАС к школьному обучению включает развитие коммуникативных навыков, социализацию, обучение саморегуляции и формирование навыков самостоятельности. Эти аспекты помогают детям успешно адаптироваться к школьной жизни, развивать уверенность в себе и взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы процесс подготовки был комплексным, включающим работу как с самим ребёнком, так и с его семьёй, что позволяет создать условия для успешной интеграции ребёнка в образовательную среду.
Список литературы
Конева И. А. Психологическая готовность к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра: особенности и направления коррекции // Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39). – С. 9-12.
Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации – Тамбов: ТОГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, 2023. – 143 с.
Скачать работу
Горшкова Мария Валериановна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1358
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты психологической подготовки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению. Описаны методы и подходы, направленные на адаптацию детей с РАС к образовательной среде, а также развивающие стратегии, способствующие успешной социализации и академической интеграции. Особое внимание уделено вопросам формирования навыков коммуникации, саморегуляции и эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: дети с РАС, школьное обучение, психологическая подготовка, адаптация, социализация, навыки коммуникации, саморегуляция.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) требуют особого подхода при подготовке к школьному обучению. Для успешной адаптации к образовательной среде необходимо проведение психологической подготовки, которая включает развитие коммуникативных и социальных навыков, работу с эмоциональной сферой, а также обучение саморегуляции и самостоятельности. Основной целью такой подготовки является создание условий, которые помогут ребёнку с РАС не только освоить учебный материал, но и эффективно взаимодействовать с окружающими, участвовать в групповой работе и принимать участие в школьных мероприятиях.
Одним из ключевых аспектов психологической подготовки является развитие навыков коммуникации. Дети с РАС часто испытывают трудности в общении, что может осложнять их адаптацию в школьной среде. Психологи и педагоги могут использовать различные методы, направленные на улучшение вербальной и невербальной коммуникации, включая обучение навыкам поддержки диалога, распознавание эмоций других людей и выражение собственных чувств. Например, использование карточек с изображениями, визуальных расписаний и других инструментов альтернативной коммуникации может помочь детям лучше понимать и выражать свои желания и потребности. Это способствует развитию уверенности в общении и облегчает взаимодействие с учителями и сверстниками.
Особое внимание в процессе подготовки уделяется развитию навыков саморегуляции, которые необходимы для успешного обучения и адаптации к школьным требованиям. Дети с РАС могут испытывать трудности с контролем эмоций, что может приводить к стрессу и дезадаптации в новых условиях. Для решения этой проблемы специалисты используют различные методы, включая когнитивно-поведенческую терапию, техники релаксации и сенсорную интеграцию. Например, дети могут учиться распознавать свои эмоциональные состояния и использовать техники для снижения тревожности, такие как глубокое дыхание или использование сенсорных игрушек. Это помогает улучшить поведение ребёнка в классе и снизить уровень стресса.
Социализация — ещё один важный аспект подготовки детей с РАС к школьному обучению. Включение ребёнка в групповые занятия, обучение взаимодействию со сверстниками и развитие умений работы в команде помогают детям адаптироваться к социальной жизни школы. Например, педагоги могут использовать ролевые игры и групповые проекты, которые помогают детям с РАС практиковаться в совместной работе, обсуждении задач и принятии решений в коллективе. Такие занятия способствуют формированию навыков сотрудничества и помогают детям лучше интегрироваться в школьное сообщество.
Помимо этого, важную роль в психологической подготовке играет работа с родителями детей с РАС. Родители являются важными участниками процесса подготовки, и их вовлечение помогает создать благоприятные условия для успешного перехода ребёнка в школу. Психологи могут предлагать родителям рекомендации по организации домашних занятий, а также обучать их методам поддержки ребёнка в адаптации к школьным требованиям. Например, родители могут использовать техники визуализации расписания, что помогает ребёнку лучше понимать последовательность событий и снижает уровень тревожности перед началом школьного дня.
Важной задачей психологической подготовки является также обучение навыкам самостоятельности, которые необходимы для успешного освоения учебного материала и управления школьными задачами. Дети с РАС могут испытывать трудности в планировании и организации своей учебной деятельности, поэтому педагоги и психологи помогают им развивать эти навыки через использование пошаговых инструкций, визуальных схем и тайм-менеджмента. Например, ребёнок может использовать визуальное расписание дня или специальных помощников для планирования уроков и выполнения домашних заданий.
В заключение следует отметить, что психологическая подготовка детей с РАС к школьному обучению включает развитие коммуникативных навыков, социализацию, обучение саморегуляции и формирование навыков самостоятельности. Эти аспекты помогают детям успешно адаптироваться к школьной жизни, развивать уверенность в себе и взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы процесс подготовки был комплексным, включающим работу как с самим ребёнком, так и с его семьёй, что позволяет создать условия для успешной интеграции ребёнка в образовательную среду.
Список литературы
Конева И. А. Психологическая готовность к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра: особенности и направления коррекции // Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39). – С. 9-12.
Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации – Тамбов: ТОГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, 2023. – 143 с.