Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. | Ермоленко Валентина Владимровна. Работа №209150
Автор: Ермоленко Валентина Владимровна
В статье дается понятие о том, что значит сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ. В чем заключается цель данного сопровождения. Указаны принципы сопровождения детей с ОВЗ.
В. В. Ермоленко, воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейск, Краснодарский край
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они могут легко вступать в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Любая среда для таких детей является частым фактором прекращения общения.
В связи с этими проблемами в современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку – индивидуальное сопровождение.
Сопровождение это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути.
Цель сопровождения – создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, педагог-психолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, маршрутов; лечебно-восстановительную работу.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа с семьей. Основной целью работы специалистов с родителями, воспитывающих таких детей - это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
Принципы работы с детьми с ОВЗ и их родителями:
1.Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2.Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки).
3.Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровая), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Таким образом, в результате внедрения комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ можно отметить положительные изменения в развитии детей во всех сферах деятельности.
И в заключении, если говорить о эффективности сопровождения, то наверное в первую очередь показателем будет является эмоциональное состояние и отношение детей к посещению детского сада..
Список использованных источников:
1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М., 2014. С.29-44.
2.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.,2008. -160с.
3.Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. – М., 2007. – 120с.
4.Андросова, Г. Л. Курс "Социально-бытовая ориентировка" как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта. 2003.- с.45