Рабочая программа дополнительного образования в детском саду "Детский фитнес" | Антипьева Анна Дмитриевна. Работа №321139
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях по оздоровлению организма и физическому развитию.
Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в
образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей –непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе дополнительного образования. В связи с этим работа в должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка……………….…………………………………………..……
2
Новизна, практическая значимость и педагогическая целесообразность программы…………………………………………………………………………………….…
2
1.4 Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………………….3
1.5 Цель и задачи программы……………………………………………………………….5
1.6 Характеристика программы……………………………………………………………..6
1.7 Форма и режим занятий………………………………………………………………….6
1.8 Методы, приемы и формы реализации программы…………………………………. . 8
2. Содержание программы
2.1 1 год обучения
2.1.2 Учебный план…………………………………………………………………………. 10
2.1.3 Модуль 1 «Территория здоровья- «Здоровей-ка»…………..…………………………12
2.3.2 Содержание учебного плана……………………………………………………………13
2.3.3 Планируемые результаты…………………………………………………………... 14
2.3.4 Модуль 2 «настроение – жить здорово»………………………………………………...15
2.3.5 Содержание учебного плана …………………………………………………………….16
2.3.6 Планируемые результаты ………………………………………………………………..17
2.3.7 Модуль 3 «Букет здоровых привычек» ………………………………………………...18
2.3.8 Содержание учебного плана…………………………………………………………….19
2.3.9 Планируемые результаты………………………………………………………………..20
3. Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Календарный учебный график………………………………………......................... 21
3.2 Условия реализации программы…………………………………….......................... 21
3.2.1 Методическое обеспечение программы…………………………………………….. 21
3.2.2 Материальное обеспечение программы…………………………………………….. 22
3.2.3 Уровень усвоения программы- диагностический раздел………………………….. 22
3.2.4 Перечень форм и методик диагностики сформированных компетенций по итогам реализации программы ……………..………………………................................................... 23
3.2.5 Психолого-педагогическое сопровождение программы…………....................... 23
3.3 Список литературы…………………………………………………........................ . 24
4. Приложения
4.1 Календарный учебный график 1 год обучения ……………………………………...26
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях по оздоровлению организма и физическому развитию.
Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в
образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей –непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в системе дополнительного образования. В связи с этим работа в должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Создание программы «Здоровей-ка» (далее Программа) обусловлено возрастающими требованиями дифференцированного подхода к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся.
В программе представлены различные здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры,
релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная,
корригирующая гимнастика (направленная на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки).
Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, самомассаж, проблемно – игровые (игротренинги).
Направленность: Программа по пропаганде ЗОЖ «Здоровей-ка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы: Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста.
В основу Программы положены теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы оздоровления детей 5 – 7 лет.
Программа «Здоровей-ка» решает задачи, способствующие укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков
и основных движений, а также развитию качества движений.
В Программе представлены современные технологии здоровьесберегательной и здоровьесозидательной направленности. Важно, что каждая из технологий имеет оздоровительную направленность, а использование их в Программе, в итоге формирует у
детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам достигается путём рациональной регламентации деятельности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта.
Срок реализации программы «Здоровей-ка» - 1 год. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Цель программы – формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность средствами пропаганды ЗОЖ.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
По данной программе могут обучаться учащиеся в возрасте 5-7 лет, которые в доступной форме познакомятся с понятиями «здоровьесберегающий образ жизни» и «культура здоровья», со всеми их составляющими.
Срок реализации программы - продолжительность занятий – 2 ак. часа в неделю, периодичность занятий в неделю – 1 раз. Часов в год -72 ч.
Условиями отбора детей в объединение является добровольное желание заниматься данным видом деятельности Программа учитывает психофизические и возрастные особенности учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа составлена на основании следующих документов:
1. Конституция РФ;
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г:
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» ФГОС ДО;
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2014 №27«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-14»;
8. Локальные акты учреждения: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
9. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации N АК-576/02от от 05.05.2023 г., «О подготовке к началу учебного года».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 с 01 сентября 2020 года; («Санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
Отличительные особенностями программы является обучение самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации. На занятиях создаются условия для того, чтобы ребенок не боялся исследовать, совершать ошибки, делать выбор. Обучение выполнению заданий основано на строгом алгоритме -планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Работа над заданием ведется по определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, практическую работу, выбор наиболее подходящих вариантов и инструментов, творчество и дополнительные возможности.
Цель программы: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, через стимулирование интереса и развитие у детей навыков практического решения актуальных социальных задач, раннее выявление и сопровождение одаренных детей.
Задачи:
Личностные:
формировать
ответственное
отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию;
развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки;
мотивировать детей к познанию, творчеству, труду;
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества,
обеспечивающие
высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки
и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями
;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности;
развивать социальную активность и гражданское самосознание.
Метапредметные:
формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
овладеть различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог;
- формировать и развить компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Образовательные:
- формирование представлений об основах здорового и безопасного образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом с учётом индивидуальных особенностей;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- ознакомить дошкольников с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать правильному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- расширять кругозор, уточнять представления о своем теле, уважительно относиться к двигательной активности, создавать положительные основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Характеристика программы
Программа «Здоровей-ка» разработана для детей 5-7 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание заниматься данным видом деятельности. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности учащихся и предполагает 1 год обучения.
Особенность: общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности направлена на познание мира и расширение кругозора, развитию активной жизненной позиции, аналитического мышления, мотивации к творческому поиску, активной грамотной физической и психологической деятельности.
Критерии и способы определения результативности.
Общая оценка эффективности программы представляет собой совокупность двух составляющих:
достижение образовательных результатов,
формирование культуры здоровья и улучшение состояния здоровья по итогам внедрения в жизнь полученных знаний и воспитательных мероприятий.
Форма и режим занятий
Форма обучения по программе – очная.
Занятия проводятся:
1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (72 часа);
Занятия для учащихся 5-7 лет проводятся из расчета 1 академический час - 45 минут. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены, продолжительностью не менее 15 минут. Обязательны физкультминутки, динамические паузы.
Наполняемость групп – не менее 12 человек. По окончании учебного года группы переводятся на следующий учебный год (при сформированности интереса и желания продолжать обучение в данном направлении/запросу родителей). Зачисление детей в группы производится по возрастным характеристикам и результатам собеседования с педагогом. Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание договора с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводятся физкультминутки и динамические паузы, обязательна перемена между занятиями.
При фактическом отсутствии учащегося на занятиях по состоянию здоровья или иным причинам, применяются дистанционные образовательные технологии с письменного заявления родителя (законного представителя).
Организационно-педагогические условия реализации программы заключаются в том, что занятия готовят детей к самостоятельному поиску решений, ответственности за своё поведение готовит их к дальнейшей деятельности в современном социальном обществе. Обучение по программе способствует развитию у учащихся компетенций, которые помогут им и в учебе, и в дальнейшей профессиональной деятельности:
- четкость и системность мышления и делового общения;
- умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;
- умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.
Форма занятий: беседа, лекция, экскурсия, видео-занятие, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа, сочетание различных форм учебных занятий, нетрадиционные.
Планируемые результаты
Планируемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по программе, у ребенка сформируется активная позиция в
отношении собственного здоровья:
- установление причинно – следственных связей между своим поведением и его возможными последствиями;
- произвольное соблюдение культурно-гигиенических требований;
- организация двигательной деятельности собственной и сверстников.
Изучение достижений ребенка - важное условие педагогики, которое служит его развитию и позволяет наметить пути дальнейшего обучения.
Последние два занятия программы носят тестовый характер, на них выясняется, настолько у ребенка сформировано здоровьесберегающее поведение, включающее в себя
заботу о физическом и психическом здоровье. На основе карты наблюдений педагог вносит коррективы в свою работу.
Знать:
- о влиянии физических упражнений на организм человека;
- о способах укрепления здоровья;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования
закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и плоскостопия;
- о причинах травматизма и правилах предупреждения (техника безопасности).
Уметь:
- правильно выполнять комплексы гимнастик и физических упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий (гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений на формирование правильной осанки, упражнений для профилактики плоскостопия, упражнений на расслабление и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты, выносливости).
- взаимодействовать с ребятами в процессе занятий.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной
работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития.
Итоги реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья», участие в спортивных соревнованиях, показательные занятия и просмотры для родителей.
Оборудование, необходимое для реализации программы:
• Аудио-видеотека
• Доска
• Предметные картинки
• Иллюстрации с изображением различных ситуаций
• Иллюстрации с изображением различных эмоциональных состояний
• Обучающие муляжи
• Пиктограммы
• Цветные карандаши, фломастеры
•Альбомы
• Настольные игры
• Стулья
• Детские столы
• Демонстрационный материал
• CD диски
Методы, приемы и формы реализации программы
Методика преподавания включает разнообразные формы, методы и приемы обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач.
Методы обучения, применяемые в реализации программы «Здоровей-ка», можно систематизировать на основе источника получения знания:
словесные
: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия;
наглядные
: демонстрация дидактических материалов, экспериментов, видеофильмов.
практические: работа с аудио- и видеоматериалами, тематические экскурсии,
интернет-экскурсии
, тренинги, участие в мероприятиях.
Вместе с традиционными методами на занятиях спешно используются активные методы обучения: мозговой штурм, моделирование, метод проектов, метод эвристических вопросов, игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций и др.
Выбор методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания занятия, от уровня развития детей.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, фронтальная, индивидуальная, индивидуальная дистанционная, групповая дистанционная).
Разнообразные формы обучения и типы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.
Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений, комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.
К участию в конкурсах привлекаются родители (законные представители) учащихся, с целью укрепления семейных отношений, объединение родителей (законных представителей) и учащихся в союз единомышленников. Работа с родителями (законными представителями) предполагает проведение родительских собраний, массовых мероприятий, открытых занятий, на которых родители имеют возможность принять участие в воспитательно-образовательном процессе. Родители (законные представители) становятся помощниками педагога в образовательном процессе, активно участвуют в жизни объединения и учреждения.
При реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, а также:
технология развивающего обучения;
технология объяснительн
о-
иллюстративная;
технология проблемного обучения;
технология информационная;
технология эвристическая;
технология проектная;
технология игровая.
Программой предусматриваются следующие формы организации деятельности: всем составом, по группам, индивидуально. При этом акцент сделан на командную работу и проектирование.
Коллективная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятия, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, при обобщении и обсуждении итогов занятия.
Групповая форма обучения применяется при решении групповых задач и принятии совместных решений.
Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных консультаций для:
а) одаренных детей, идущих впереди программы или выполняющих дополнительные задания;
б) обучающихся, испытывающих затруднения в какой – либо момент выполнения задачи.
Формы занятий
Лекции;
Беседы;
Тренинги;
Творческие выступления;
Семинары;
Спортивные мероприятия;
Ролевые игры;
Экскурсии;
Конкурсы;
Мастер-классы;
Творческие встречи.
Использование здоровьесберегающих технологий в реализации программы
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Условия проведения
Особенности методики проведения
Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости учащихся.
Рекомендуется для всех учащихся в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других.
Педагог
Релаксация
В зависимости от состояния учащихся и целей, педагог
определяет интенсивность технологии.
Использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Педагог
Гимнастика пальчиковая
Индивидуально либо с группой
Рекомендуется всем учащимся, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) во время занятия.
Педагог
Гимнастика для глаз
По 1-2 мин. Во время работы за компьютером в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Педагог
Гимнастика бодрящая
В средней и заключительной части занятия
Видео-разминки.
Педагог
Гимнастика корригирующая
В средней и заключительной части занятия
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Педагог
Дополнительная образовательная программа «Здоровей-ка» состоит из модулей:
Модуль первый «Территория здоровья – «Здоровей-ка»,
Модуль второй «Насторение – жить здорово!»,
Модуль третий «Букет здоровых привычек».
Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.
Цель, задачи, ожидаемые результаты освоение дополнительной образовательной программы представлены в каждом модуле.
Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№
п/п
Наименование модуля
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Территория здоровья
«Здоровей-ка»
32
12
20
2
Настроение – жить здорово!
26
10
16
3
Букет здоровых привычек
14
6
8
ИТОГО
72
28
44
Реализация этого модуля направлена на получение учащимися первоначальных знаний о здоровом образе жизни. Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с комплексным понятием «здоровье» в единстве соматического, социального, психологического, творческого, интеллектуального и нравственного компонентов.
Цель модуля - формирование интереса к здоровому образу жизни средствами изучения составляющих ЗОЖ.
Задачи модуля:
Ознакомить с понятием и составляющими здоровья и здорового образа жизни;
Ознакомить с факторами, влияющими на состояние здоровья;
Сформировать представление о роли двигательной активности в жизни человека;
Ознакомить с правилами правильного питания, разделами гигиены, правилами личной гигиены;
Создать условия для анализа собственного образа жизни
.
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Формы
аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
Входящая
диагностика, наблюдение, анкетирование
2
Понятие и составляющие
здоровья.
2
1
1
Наблюдение,
беседа
3
Факторы, влияющие на здоровье.
2
1
1
Наблюдение,
беседа
4
Роль двигательной активности в жизни человека
2
1
1
Наблюдение,
беседа
5
Игоровые комплексы.
6
2
4
Наблюдение,
беседа
6
Профилактика заболеваний посредством организации двигательного режима
8
2
6
Наблюдение,
беседа
7
Гигиена. Разделы гигиены
2
1
1
Наблюдение,
беседа
8
Праздники ЗОЖ «Ты плюс я – здоровая страна»
4
-
4
Интеллектуальные состязания
9
Итоговая аттестация
2
1
1
Выставка и презентация работ
10
Заключительное
занятие
2
1
1
Наблюдение,
беседа
ИТОГО
32
12
20
Содержание модуля «Территория здоровья – «Здоровей-ка»»
Вводное занятие. Введение в предмет. Цели, задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Чрезвычайные ситуации. План поведения в чрезвычайной ситуации
Правила поведения в кабинете. Правила поведения на занятиях. Решение организационных вопросов. Знакомство с группой. Игры на знакомства.
Понятие и составляющие здоровья. Понятие и составляющие здоровья человека. Соматическое, психологическое, социальное и интеллектуальное здоровье. Сохранение и укрепление здоровья человека.
Факторы, влияющие на здоровья согласно данным ВОЗ. Модифицируемые и
немодифицируемые
факторы. Понятие, составляющие и роль и здорового образа жизни. Биологический возраст человека. Понятие биологического и паспортного возраста человека. Возрастные критерии состояния здоровья и трудоспособности человека.
Роль двигательной активности в жизни человека. Роль физической нагрузки в жизни человека. Двигательная активность как фактор предотвращения развития «болезней цивилизации». Причины «двигательной пассивности». Практические примеры двигательной активности.
Игровые комплексы
.
Дыхательная гимнастика. Формирование правильной осанки
Способы профилактики заболеваний: примеры упражнений.
Профилактика заболеваний
п
осредством организации двигательного режима
. Закаливание. Профилактика гиподинамии посредством вовлечения учащихся в занятия здоровыми видами досуга и снятия напряжения без использования
гаджетов
.
Гигиена. Разделы гигиены. Гигиена детей и подростков. Гигиена труда. Коммунальная гигиена (почвы, воды, воздуха, населенных мест, жилищ и зданий общественного пользования).
Праздники ЗОЖ «Ты плюс
я-
здоровая страна».
Итоговая аттестация. Тестирование по итогам модуля.
10.Заключительное занятие. Подведение итогов модуля.
Предметные:
Должен знать:
Комплексное
понятие
здоровья
в
единстве
соматического,
социального, психологического, творческого, интеллектуального компонентов;
Составляющие здорового образа жизни;
Факторы, влияющие на состояние здоровья;
Правила правильного питания, разделы гигиены, правила личной гигиены Должен уметь:
Анализировать образ жизни, который ведет;
Планировать собственный образ жизни с точки зрения его
здоровьесбережения
;
Обосновывать актуальность ЗОЖ;
Анализировать собственный рацион;
Планировать грамотное питание.
Личностные:
Осознание учащимися понятия здоровья как комплексного феномена;
Формирование готовности и способности к ведению ЗОЖ, потребности в соблюдении основных принципов культуры здоровья.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать результаты и способы их достижения;
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;
Умение организовывать совместную деятельность.
Модуль направлен на изучение основных психических процессов: восприятие, память, эмоции, ощущение. В ходе изучения происходит знакомство с методами проявления эмоций. Учащиеся пополнят знания о личностных особенностях человека: темперамент, характер, внимание и т.д.
Цель модуля - формирование интереса к здоровому образу жизни средствами изучения психологического здоровья.
Задачи модуля:
Ознакомить с понятием и значением психологического здоровья;
Ознакомить с видами эмоций;
Ознакомить с понятиями «темперамент», «характер»;
Сформировать мотивацию к укреплению психологического здоровья.
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
Наблюдение,
беседа
2
Понятие и значение психологического здоровья
2
1
1
Наблюдение, беседа
3
Виды эмоций
2
1
1
Наблюдение,
беседа
4
Темперамент и характер
4
2
2
Наблюдение,
беседа
5
Практические занятия по укреплению
психологического здоровья «Кто владеет собой, тот владеет миром»
12
3
9
Наблюдение,
Беседа
Тестирование
6
Итоговая аттестация
2
-
2
Тестирование
7
Заключительное занятие
2
1
1
Акция «Знаю
себя»
ИТОГО:
26
10
16
Вводное занятие. Введение в предмет. Цели, задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Чрезвычайные ситуации. План поведения в чрезвычайной ситуации Правила поведения в кабинете. Правила поведения на занятиях. Решение организационных вопросов. Знакомство с группой. Игры на знакомства.
Понятие и значение психологического здоровья. Общая характеристика психологии как науки. Отрасли психологии.
Виды эмоций. Эмоциональный потенциал. Функции эмоций. Эмоции как психические явления. Чувства. Настроение. Методы работы с эмоциональными состояниями (агрессия, тревожность, страх и пр.).
Темперамент и характер. Методы оценки типов темперамента. Характер и его формирование. Особенности взаимодействия с людьми разного типа темперамента.
Практические рекомендации по укреплению психологического здоровья. Примеры упражнений, способствующих укреплению психологического здоровья. Факторы влияния на психологическое состояние человека.
Итоговая аттестация. Тестирование по итогам модуля.
Заключительное занятие. Подведение итогов модуля.
Предметные:
Должен знать:
Понятие и значение психологического здоровья;
Виды эмоций;
Понятия «темперамент», «характер».
Должен уметь:
Применять на практике упражнения, способствующие укреплению психологического здоровья.
Личностные:
Воспитание здоровой, психологически устойчивой личности.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать результаты и способы их достижения;
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;
Умение организовывать совместную деятельность.
Цель модуля – формирование интереса к ведению здорового образа жизни средством вовлечения в творчество как альтернативы вредным привычкам.
Задачи модуля:
Ознакомить с типами вредных привычек;
Сформировать ценность творческой деятельности как альтернативы вредным привычкам.
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
Наблюдение, беседа.
Выставка работ
2
Быть здоровым – это модно!
3
1
2
Наблюдение,
беседа
3
Профилактика вредных привычек
15
8
7
Наблюдение,
беседа
4
Акции ЗОЖ
«Мы идем к вам»
12
3
9
Наблюдение, беседа
5
Итоговая аттестация
2
-
2
Тестирование
6
Заключительное занятие
2
1
1
Выставка работ
ИТОГО:
36
15
21
Содержание модуля «Вредные привычки»
Вводное занятие. Введение в предмет. Цели, задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Чрезвычайные ситуации. План поведения в чрезвычайной ситуации Правила поведения в кабинете. Правила поведения на занятиях. Решение организационных вопросов. Знакомство с группой. Игры на знакомства.
Быть здоровым – это модно! Пропаганда здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек. Альтернативные пути. Творчество: понятие и методы активизации. Значение творческого мышления в жизнедеятельности человека. Методы генерирования идей. Методы проб и ошибок. Метод мозгового штурма.
Типы вредных привычек. Наркомания. Алкоголизм. Курение. Использование в речи нецензурных выражений. Переедание. Игровая зависимость. Интернет – зависимость.
Акции «Мы идем к вам». Выставки-призывы «Стоп СПИД», «Осторожно! Инфекция». Иллюстративно-книжная выставка «Выбор
сильных
». Информационные стенды «Мы вместе», «Тропа здоровья», «Уроки жизни».
Итоговая аттестация. Тестирование по итогам модуля.
Заключительное занятие. Подведение итогов модуля.
Предметные:
Должен знать:
Типы вредных привычек;
Способы профилактики вредных привычек;
Основы творчества. Должен уметь:
Планировать способы профилактики вредных привычек.
Личностные:
Развитие способности мыслить творчески и генерировать идеи;
Формирование мотивации к саморазвитию.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать результаты и способы их достижения;
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;
Умение организовывать совместную деятельность.
РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
I. Календарный учебный график
1. Учебный период
Календарный год включает в себя учебный период с 1 сентября по 31 мая (ведение занятий по расписанию)
Начало учебного периода: 15 сентября.
Окончание учебного периода – 31 мая
Продолжительность учебного периода (аудиторные занятия) – 36 недель.
Регламент образовательного процесса: продолжительность учебной недели – 6 дней с 9.00 до 20.00 час.
Объем образовательной нагрузки:
Количество учебной нагрузки на одну группу
1 год обучения: 2 часа в неделю, что составляет - 72 ч. в год;
Занятия проводятся – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором МБУ ДО РЦДЮТТ.
Родительские собрания проводятся в объединениях по усмотрению педагога дополнительного образования не реже трех раз в год.
Календарный учебный график (с указанием тем занятий, их количество) уточняется ежегодно, является приложением к программе.
2. Режим работы в период школьных каникул:
В период школьных осенних и весенних каникул занятия осуществляются в соответствии с содержанием программы. Обогащаются формы проведения занятий поездками, соревнованиями, походами, экскурсиями, путешествиями.
В период летних каникул с 01.06 по 31.08. – осуществляется работа творческой мастерской с детьми летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и площадки по месту жительства (по отдельному плату, утверждаемому директором учреждения).
Основной контингент учащихся может использовать летнее время для самоподготовки и самообучения в соответствии с консультациями педагога.
3. Организация промежуточной и итоговой аттестации
№
Вид аттестации
Сроки проведения
1
текущая
В конце каждого раздела
2
промежуточная
3
итоговая
в конце 1 года обучения (май)
Пакет усвоения программы - диагностических материалов (по годам обучения, по разделам) уточняется ежегодно, является приложением к программе.
II. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
дидактические материалы (печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии; видеофильмы,
мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства);
разработки занятий в рамках программы;
тесты и задания для диагностики результативности реализации программы;
комплекс физических блоков;
методическую и учебную литературу;
Интернет-ресурсы.
При планировании занятий отдельное внимание уделяется включению специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы ребенок не боялся исследовать, совершать ошибки, делать выбор, самостоятельно постигать новое, не прибегая к чьей-либо помощи, не бояться сделать ошибку, получить удовольствие от новых открытий. Обучение выполнению заданий основано на алгоритме - планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Причем работа над заданием также ведется по строго определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, практическую работу, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности. Включение активных методов в образовательный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и педагогом.
Имеющийся набор тестов и заданий для диагностики результативности обучения учащихся включает материалы для проведения диагностики:
памяти учащихся и ее динамики в течение всего периода обучения;
внимания учащихся и ее динамики в течение всего периода обучения;
мышления учащихся и его динамика в течение всего периода обучения;
мотивации к обучению;
ценностной ориентации учащихся;
коммуникативности
;
физической культуры;
самооценки учащихся, уровня их адаптации и др.
При реализации данной программы важно вовремя выяснить, в чем ребенок больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии, выявить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения, вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Материальное обеспечение программы:
для реализации обучения необходимо:
для реализации обучения необходимо:
- наглядные пособия;
- мультимедийное оборудование;
- спортивный инвентарь: мячи, скакалки итд.;
- дидактические игры;
Уровень усвоения программы-диагностический раздел
Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Здоровей-ка» проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.
Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков, учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
уровень усвоения программы;
проверку;
оценивание;
накопление статистических данных и их анализ;
выявление их динамики;
прогнозирование результатов.
Наряду с обучающими задачами, программа «Здоровей-ка» призвана решать и воспитательные. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива учащихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.
Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств учащегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.
В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опросники, тесты, методики, проекты, портфолио, результаты участия в конкурсах, и т. д.
Виды диагностики включают:
Входная диагностика: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся.
Промежуточная диагностика: проводится в середине учебного года (январь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
Итоговая диагностика: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить результативность обучения учащихся.
Общим итогом реализации программы «Ориентир» является формирование ключевых компетенций учащихся.
В рамках реализации программы оценивается формирование предметных компетенций (теоретические знания, практические навыки и умения по каждому блоку и году обучения; развитие интеллектуальных умений: логического мышления, памяти, внимания, воображения). А также ключевые компетенции, сформированные по итогам реализации программы:
- коммуникативные (владение приемами работы с информацией, умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное, умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.д.), умение проводить анализ полученных результатов, умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал, умение логически обосновывать суждения, систематизировать материал, адаптация в социуме, коммуникативность, создание и реализация проектов, портфолио учащегося).
- ценностно-смысловые компетенции (интерес к занятиям, готовность к изучению нового, к поиску рациональных, творческих выводов, решений, понимание ценности информации, участие в творческих конкурсах, самооценка, мотивация).
Диагностика результативности сформированных компетенций учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Здоровей-ка» осуществляется по следующим формам и методикам диагностики.
Перечень форм и методик диагностики сформированных компетенций по
итогам реализации программы «Здоровей-ка»
Показатели компетенций
Формы и методы диагностики
Предметные компетенции
Уровень развития памяти
Упражнения для диагностики памяти
Уровень развития внимания
Упражнения для диагностики внимания
Уровень развития воображения
Тест «Определения уровня воображения». Упражнения (тесты) на развитие воображения.
Уровень развития логического мышления
Методика определения уровня мышления
Коммуникативные компетенции
Уровень адаптации в социуме
Метод наблюдения
Уровень личностного развития в области информационных технологий
Результаты участия в творческих конкурсах
разного уровня. Портфолио учащегося
Уровень коммуникаций учащихся
Методика Л. Михельсон. Опросник: самооценка коммуникативных навыков
Ценностно-смысловые компетенции
Уровень интереса к занятиям
Метод наблюдения
Уровень самооценки
Методика «Лесенка»
для определения самооценки учащихся
5-7 лет. Методика «Какой Я?» для определения самооценки учащихся 7-11 лет
Уровень ценностной ориентации
Методика «Ценностные ориентации»
М.Рокича
Уровень мотивации
Анкета для определения мотивации учащихся 7 лет к обучению
Контроль предметных компетенций (теоретических знаний и практических умений, и навыков) осуществляется с помощью карт сформированных предметных компетенций по каждому году обучения. Карта универсальная, может использоваться по любому году программы. Заполняется педагогом три раза в год по итогам наблюдения, исходя из ожидаемых результатов реализации программы.
Основными формами подведения итогов реализации программы «Здоровей-ка» являются творческие выступления, проекты. Наблюдение за индивидуальными достижениями каждого учащегося, за уровнем развития специальных способностей.
Теоретические знания и практические умения и навыки оцениваются по трем уровням: творческому, продуктивному, репродуктивному.
Мониторинг результативности образования по программе
Показатели
Методы и средства диагностики
Уровни освоения учащимися проектной деятельности
-оценка результатов самостоятельности учащихся при реализации творческих, исследовательских проектов
Уровни развития творческого мышления ребенка
-педагогические наблюдения за достижениями учащихся;
-экспертиза творческого продукта учащихся;
-экспертная оценка уровня усвоения этапов поисково-исследовательской деятельности
Уровни сформированности знаний, умений и навыков
-оценка совместной и самостоятельной работы;
-интеллектуальные и творческие конкурсы, соревнования, выставки, фестивали;
- научно - исследовательские конференции;
- реферативная работа и сообщения детей
Развитость эмоциональной сферы детей
- оценка презентаций проектов;
-педагогическое наблюдение за развитием мотивации на занятиях и увлеченностью деятельностью;
-оценка уровня подготовки детских тематических сообщений, отношения к изученному материалу;
- беседы с родителями
Степень развития личностных качеств, характерных для исследователя
-педагогические наблюдения в процессе деловой игры, защиты проектов;
- наблюдения за отношениями учащихся в детском коллективе;
-беседы с учащимися о перспективах и выборе будущей профессии;
-наблюдения за отношением учащихся к деятельности в объединении;
-анализ самопрезентаций учащихся
Список используемой литературы
Колесникова С.В. «Детская аэробика: методика, базовые комплексы», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Шипилина
И.А. «Аэробика», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
Кириченко С.Н. «Оздоровительная аэробика», Волгоград, «Учитель», 2009
Смирнова Л. А. "Общеразвивающие упражнения для младших школьников", Москва,
Владос
, 2002год.
Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»,
г
.
Санк-Петербург
, 2000 год.
Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. - М., 2004.
Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и школы. - М., 2003.
Л.Б.
Дыхан
. Теория и практика
здоровьесберегающей
деятельности в школе.. Ростов
н
/Д
: Феникс, 2009.
Образовательные
здоровьесберегающие
технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов/авт.-сост. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград,2009
Концепция формирования здорового образа жизни.
Ткачук, М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»//
«Воспитание школьника». - Москва, 2007-№9
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательныетехнологии
в работе учителей школы. М.: АРКТИ, 2003.
Безруких
М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя
/ П
од ред. В.Н.
Кардашенко
.- М.: Просвещение, 1986.- 176
с
.
Кардашенко
В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980
Календарный учебный график 1 года обучения (на базе МКДОУ ДС№35 «Теремок»)
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма
контроля
1
09
15
19
15:40
Занятие-беседа
2
Зарядка Фитнес,
Инструктаж по технике безопасности.
Подвижные игры «Пятнашки», «Волк во рву».
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал.
упражнения
2
09
22
25
29
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка Фитнес
Спортивные танцы.
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал»
упражнения
3
10
02
06
15:40
Практическое занятие
2
Зарядка Фитнес
Эстафеты с различными мячами.
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
4
10
09
13
16
20
15:40
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка Фитнес аэробика
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Передай – лови», «Пятнашки в парах», «Свободное место», «Десять передач».
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
5
10
23
27
30
15:40
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес, аэробика
Спортивные состязания.
«Веселые старты»
«Салки на болоте»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
6
11
03
06
10
13
15:40
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, йога
Весёлые старты.
«Мышеловка».
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
7
11
17
20
24
15:40
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес, йога
«Мяч соседу», «Горелки»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
8
11
12
27
1
4
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка.
«Пустое место», «Кто быстрее»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
9
12
8
11
15
18
15:40
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика
«Невод»
Полоса препятствий «Лесные тропы»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
10
12
12
22
25
29
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка, Фитнес занятия, игры
«Шишки – желуди – орехи»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
11
01
12
15
19
15:40
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес занятия, йога, игры
«Вызов номеров»,
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
12
01
22
26
29
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка. Фитнес, йога.
Соревнования по метанию мячей.
«Третий лишний»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
13
02
02
05
09
12
15:40
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика, йога
Командные игры «Юный следопыт»
«Точно в мишень»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
14
02
16
19
23
26
15:40
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика, игры:
«К своим флажкам»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
15
03
01
04
08
11
15
15:40
Учебно-тренировочное занятие
5
Зарядка. Фитнес, аэробика, стретчинг,
Игры на ориентирование.
«Быстро по местам»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
16
03
18
22
25
29
15:40
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, йога
«Секретное донесение» игра-эстафета.
«Пингвины с мячом»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
нормативы
17
04
01
05
08
12
15:40
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика
Инструктаж по технике безопасности.
Подвижные игры «Пятнашки», «Волк во рву».
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
18
04
15
19
22
26
29
15:40
Учебно-тренировочное занятие
5
Зарядка, Фитнес, йога, танцевальная аэробика, фитбол аэробика, соревнования «Веселые старты»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
19
05
03
06
10
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка, Фитнес, йога, танцевальная аэробика, подвижные игры
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
20
05
13
17
20
15:40
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка. Фитнес, подвижные игры
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
21
05
24
27
31
15:40
Практическое занятие
3
Зарядка, Фитнес итоговые занятия, сдача нормативов, финальная игра «Веселые старты»
МКДОУ ДС№35 «Теремок»
Спортивный зал
упражнения
нормативы
соревнования
Календарный учебный график 1 года обучения (на базе МКДОУ ДС№40 «Улыбка»)
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма
контроля
1
09
15
19
9:00
Занятие-беседа
2
Зарядка Фитнес,
Инструктаж по технике безопасности.
Подвижные игры «Пятнашки», «Волк во рву».
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал.
упражнения
2
09
22
25
29
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка Фитнес
Спортивные танцы.
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал»
упражнения
3
10
02
06
9:00
Практическое занятие
2
Зарядка Фитнес
Эстафеты с различными мячами.
МКДОУ ДС№40«Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
4
10
09
13
16
20
9:00
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка Фитнес аэробика
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Передай – лови», «Пятнашки в парах», «Свободное место», «Десять передач».
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
5
10
23
27
30
9:00
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес, аэробика
Спортивные состязания.
«Веселые старты»
«Салки на болоте»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
нормативы
6
11
03
06
10
13
9:00
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, йога
Весёлые старты.
«Мышеловка».
Спортивный зал
упражнения
7
11
17
20
24
9:00
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес, йога
«Мяч соседу», «Горелки»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка» спортивный зал
нормативы
8
11
12
27
1
4
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка.
«Пустое место», «Кто быстрее»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
9
12
8
11
15
18
9:00
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика
«Невод»
Полоса препятствий «Лесные тропы»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
нормативы
10
12
12
22
25
29
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка, Фитнес занятия, игры
«Шишки – желуди – орехи»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
11
01
12
15
19
9:00
Практическое занятие
3
Зарядка. Фитнес занятия, йога, игры
«Вызов номеров»,
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
12
01
22
26
29
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка. Фитнес, йога.
Соревнования по метанию мячей.
«Третий лишний»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
нормативы
13
02
02
05
09
12
9:00
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика, йога
Командные игры «Юный следопыт»
«Точно в мишень»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
14
02
16
19
23
26
9:00
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика, игры:
«К своим флажкам»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
нормативы
15
03
01
04
08
11
15
9:00
Учебно-тренировочное занятие
5
Зарядка. Фитнес, аэробика, стретчинг,
Игры на ориентирование.
«Быстро по местам»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
16
03
18
22
25
29
9:00
Практическое занятие
4
Зарядка. Фитнес, йога
«Секретное донесение» игра-эстафета.
«Пингвины с мячом»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
нормативы
17
04
01
05
08
12
9:00
Учебно-тренировочное занятие
4
Зарядка. Фитнес, аэробика
Инструктаж по технике безопасности.
Подвижные игры «Пятнашки», «Волк во рву».
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
18
04
15
19
22
26
29
9:00
Учебно-тренировочное занятие
5
Зарядка, Фитнес, йога, танцевальная аэробика, фитбол аэробика, соревнования «Веселые старты»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
19
05
03
06
10
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка, Фитнес, йога, танцевальная аэробика, подвижные игры
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
20
05
13
17
20
9:00
Учебно-тренировочное занятие
3
Зарядка. Фитнес, подвижные игры
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
21
05
24
27
31
9:00
Практическое занятие
3
Зарядка, Фитнес итоговые занятия, сдача нормативов, финальная игра «Веселые старты»
МКДОУ ДС№40 «Улыбка»
Спортивный зал
упражнения
нормативы
соревнования
Контрольно-диагностический материал
Результативность реализации дополнительной образовательной программы «Детский фитнес» определяется в форме проведения диагностического обследования детей. Диагностическое обследование проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года). По следующему диагностическому инструментарию.
Диагностическое задание «Цапля»
(по данным А.Б. Лагутина) предлагается для измерения способности сохранять равновесие, т.к. развитое чувство равновесия способствует предотвращения травм при внезапном падении, столкновении на разных поворотах, позволяет уверенно двигаться на узкой опоре и внезапно менять направление движения.
Исходное положение: стойка босиком на одной ноге на ровной и жесткой поверхности, другая нога согнута в коленном суставе назад под прямым углом, руки внизу. Необходимо закрыть глаза и устоять как можно дольше на одной ноге. Оценивается время (в секундах) удержания позы с момента принятия исходного положения до момента сдвига ступни опорной ноги (или касания свободной ногой пола).
Нормативы для оценки результатов измерения способности сохранять равновесие (сек)(по данным А.Б.Лагутина)
Таблица 1
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
4
Сформировано
На стадии формирования 4
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 8
Не сформировано
5
Сформировано
На стадии формирования 9
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 12
Не сформировано
6
Сформировано
На стадии формирования 17
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 22
Низкий
7
Сформировано
На стадии формирования 33
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 29
Не сформировано
Диагностическое задание «Перочинный ножик»
(по данным А.Б. Лагутина) предлагается в качестве тестового задания для измерения уровня развития активной гибкости (подвижности в суставах) позвоночника и тазобедренных суставов.
Исходное положение: сед на полужесткой опоре (без обуви), ноги врозь на ширине плеч, ноги выпрямлены. Между стопами у ребенка находится кубик (пятки ног и кубик находятся на одной черте). Ребенку необходимо наклониться вперед и отодвинуть кубик как можно дальше. Измеряется расстояние в сантиметрах) от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. Учитывается результат одной попытки.
Нормативы для оценки результатов измерения уровня развития активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов (см) (по данным А.Б.Лагутина)
Таблица 2
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
4
Сформировано 14-10
На стадии формирования 9-5
Не сформировано 4-1
Сформировано 19-14
На стадии формирования 13-7
Не сформировано 6-1
5
Сформировано 15-11
На стадии формирования 10-6
Не сформировано 5-1
Сформировано 21-15
На стадии формирования 14-8
Не сформировано 7-1
6
Сформировано
На стадии формирования 10
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 9,5
Не сформировано
7
Сформировано
На стадии формирования 7
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 10
Не сформировано
Диагностическое задание «Ловкость»
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Для определения ловкости можно использовать «челночный» бег на 3*10 м.
Для проведения методики размечают беговую дорожку длиной 10 м. Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок должен обежать каждый кубик не задев его. Фиксируется общее время бега.
Нормативы для оценки результатов «челночного» бега 3*10 м (сек)
(по Н.А. Ноткиной, Л.И.Казьминой, Н.Н.Бойновоич, 1999 год)
Таблица 3
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
4
Сформировано 12,7 и <
На стадии формирования 12,7
Не сформировано 12,7 и >
Сформировано 12,4 и <
На стадии формирования 12,4
Не сформировано 12,4 и >
5
Сформировано 11,2-11,6
На стадии формирования 11,7-12,0
Не сформировано 12,1-12,5
Сформировано 11,4-11,8
На стадии формирования 11,0-12,2
Не сформировано 12,3-12,8
6
Сформировано 10,6-10,9
На стадии формирования 11,0-11,3
Не сформировано 11,4-11,7
Сформировано 10,8-11,1
На стадии формирования 11,2-11,5
Не сформировано 11,7-12,0
7
Сформировано 10,0-10,4
На стадии формирования 10,5-10,9
Не сформировано 11,0-11,3
Сформировано 10,2-10,6
На стадии формирования 10,7-11,1
Не сформировано 11,2-11,6