Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа кружка «Способный ребёнок» внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1-4 классов | Шабалина Елена Витальевна. Работа №233726

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шабалина Елена Витальевна
Рабочая программа кружка «Способный ребёнок» внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1-4 классов рассчитана на детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В. Данная рабочая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении актуальных проблем современной начальной школы.

 

 

 

 

Кировское областное Государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение «сРЕДНЯЯ ШКОЛА ПГТ СВЕЧА»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

для учащихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

Учитель:

Шабалина Елена Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

пгт Свеча

2019

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка «Способный ребёнок» внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1-4 классов рассчитана на детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.

 

Рабочая программа кружка «Способный ребёнок» разработана на основе:

 

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

 

06.10.2009 № 373);

 

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В.

 

 

Рабочая программа кружка «Способный ребенок» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

 

Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

 

Цель и задачи программы

 

Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников.

Задачи программы

 

обучающие:

 

формирование

общеинтеллектуальных

умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

 

углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;

развивающие:

формирование и развитие логического мышления;

развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

 

развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

 

развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

развитие речи и словарного запаса учащихся;

 

развитие

быстроты

реакции

;

 

воспитательные:

формирование положительной мотивации к учению;

формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

формирование умения работать в группе.

 

Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.

 

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:

задания

на

развитие

внимания

;

задания

на

развитие

памяти

;

 

задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;

задания

на

развитие

мышления

;

 

задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

 

Отличительной особенностью программы «Способный ребёнок» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

 

 

 

Структура занятия

 

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

 

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

 

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.

 

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

 

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

 

Результатами занятий в кружке «Способный ребёнок» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 

Учащиеся должны знать / уметь:

 

логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

сравнивать

предметы

,

понятия

;

 

выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 

обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

 

определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 

концентрировать

,

переключать

своё

внимание

;

 

копировать, различать цвета, анализировать и удерживать

зрительный

образ;

самостоятельно

выполнять

задания

;

 

осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

 

решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

находить несколько способов решения задач;

 

работать

в

группе

.

 

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

 

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

 

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», т.к. на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Название темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

итого

Развитие внимания

6

4

4

3

17

Развитие памяти

4

4

4

3

15

Развитие мышления

10

12

14

16

52

Анализ, синтез, классификация

7

10

10

10

37

Развитие моторики и координации

4

2

-

-

6

Начальная диагностика (тестирование)

1

1

1

1

4

Итоговая диагностика (тестирование)

1

1

1

1

4

Итого:

33

34

34

34

135

 

Учебно-тематичский план

1 класс

 

п/п

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. Раздели на группы.

2

2

 

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять. Найди слова.

2

3

 

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Преврати одни слова в другие.

2

4

 

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Восстанови порядок. Нарисуй по точкам.

2

5

 

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). Найди общее название.

2

6

 

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. Замени, одним словом. Найди лишнее.

2

7

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Подчеркни наоборот. Вставь числа.

2

8

 

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). Шифровальщик.

2

9

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Допиши по аналогии.

2

10

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Допиши наоборот. Нарисуй такую же фигуру.

2

11

 

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

2

12

 

Упражнения на развитие внимания. Тренируй внимание.

2

13

 

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

2

14

 

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Преврати одни слова в другие. Раскрась картинку.

2

15

 

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Выбери правильный ответ.

2

16

 

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). Продолжи ряд слов. Соедини половинки.

2

17

 

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

1

 

 

Итого:

 

 

Содержание программы

Занятие 1-2. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».

Занятие 3-4. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».

Занятие 5-6. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 7-8. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».

Занятие 9-10. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

 

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».

Занятие11-12. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 13-14. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».

 

Занятие 15-16. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».

Занятие 17-18. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 19-20. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 21-22. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».

Занятие 23-24. Упражнения на развитие внимания. «Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».

Занятие 25-26. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».

Занятие 27-28. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».

 

Занятие 29-30. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».

Занятие 31-32. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 33. Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

2 класс

 

п/п

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Введение в программу

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

 

Начальная диагностика (тестирование)

1

2

 

Развивающие задания

31

2.1

 

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

2.2

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.3

 

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

2.4

 

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

2.5

 

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

1

2.6

 

Упражнения на развитие вербально-смыслового анализа.

1

2.7

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.8

 

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.9

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.10

 

Упражнения на развитие быстроты реакции.

1

2.11

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.12

 

Упражнения на развитие вербально-понятийного мышления.

1

2.13

 

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

2.14

 

Упражнения на развитие вербально-понятийного мышления.

1

2.15

 

Упражнения на развитие умения различные виды отношений между понятиями.

1

2.16

 

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

1

2.17

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.18

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.19

 

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

2.20

 

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

2.21

 

Упражнения на развитие внимания.

1

2.22

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.23

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.24

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.25

 

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

1

2.26

 

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

2.27

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

2.28

 

Упражнения на развитие вербально-смыслового анализа.

1

2.29

 

Упражнения на развитие внимания.

1

2.30-2.31

 

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

2

3

 

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

1

 

 

Итого:

34

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу (2ч.)

Занятие 1.1 Вводное занятие Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

 

Занятие 1.2 Начальная диагностика, тестирование.

 

Раздел 2. Развивающие занятия (31 ч)

 

Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

 

«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.4 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.5 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.6 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.7 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.8 Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.12 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.13 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

 

«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.14 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».

 

Занятие 2.15 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.16 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

 

«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд».

 

Занятие 2.19 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

 

«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.21 Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.25 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

 

«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.26 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

 

«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.28 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

 

«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.29 Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.30-2.31 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».

Раздел 3. Итоговое занятие (1ч). Диагностика, тестирование.

 

 

Учебно-тематический план

3 класс

 

п/п

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Введение в программу

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

 

Начальная диагностика (тестирование)

1

2

 

Развивающие задания

31

2.1

 

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

2.2

 

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.3

 

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

2.4

 

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

2.5

 

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.6

 

Упражнения на развитие внимания.

1

2.7

 

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.8

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.9

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.10

 

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.11

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.12

 

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

2.13

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.14

 

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

2.15

 

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

2.16

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.17

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.18

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.19

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.20

 

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

2.21

 

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.22

 

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.23

 

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.24

 

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.25

 

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.26

 

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.27

 

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.28

 

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.29

 

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.30-2.31

 

Упражнения на развитие ассоциативного мышления.

2

3

 

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

1

 

 

Итого:

34

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу (2ч.)

Занятие 1.1 Вводное занятие Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

 

Занятие 1.2 Начальная диагностика, тестирование.

 

Раздел 2. Развивающие занятия (31 ч)

Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

 

Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

 

Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания. «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

 

Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

 

Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

 

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

 

Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями. «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

 

«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

 

«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

 

Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

 

Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

 

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями. «Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти. «Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

 

Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти. «Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

 

Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

 

Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления. «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

 

Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

 

Занятия 2.30-31 Упражнения на развитие ассоциативного мышления. «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

Учебно-тематический план

4 класс

 

п/п

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Введение в программу

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

 

 

Начальная диагностика (тестирование)

1

2

 

Развивающие задания

31

2.1

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.2

 

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

1

2.3

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.4

 

Упражнения на классификацию различным способом.

1

2.5

 

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

1

2.6

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.7

 

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

1

2.8

 

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

1

2.9

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.10

 

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

2.11

 

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

1

2.12

 

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

1

2.13

 

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

1

2.14

 

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

1

2.15

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.16

 

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

2.17

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.18

 

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.

1

2.19

 

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.20

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.21

 

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

1

2.22

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.23

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.24

 

Упражнения на развитие ассоциативного мышления.

1

2.25

 

Упражнения на развитие межпонятийных связей.

1

2.26

 

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

1

2.27

 

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.

1

2.28

 

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.29

 

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

1

2.30-2.31

 

Упражнения на развитие произвольной смены, пространственных представлений, установление связей.

2

3

 

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

1

 

 

Итого:

34

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу (2ч.)

Занятие 1.1 Вводное занятие Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

 

Занятие 1.2 Начальная диагностика, тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия

Занятие 2.1 Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.2 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.3 Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.4 Упражнения на классификацию различным способом. «Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».

 

Занятие 2.5 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему. «Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину».

 

Занятие 2.7 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему. «Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.8 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.9 Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.10 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».

 

Занятие 2.11 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок».

 

Занятие 2.12 Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации. «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.13 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

 

«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.14 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

 

«Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.15 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.16 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову».

 

Занятие 2.17 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.18 Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.

«Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.19 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».

 

Занятие 2.20 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.21 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.22 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду».

 

Занятие 2.23 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?».

 

Занятие 2.24 Упражнения на развитие ассоциативного мышления. «Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие межпонятийных связей. «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота».

 

Занятие 2.26 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.27 Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей. «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении».

 

Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею».

 

Занятие 2.29 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении».

 

Занятия 2.30-31 Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей. «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении».

Раздел 3. Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.

 

Планируемые результаты

 

Первый уровень развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия); создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких

 

психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя. Достигается во взаимодействии с педагогом

 

Второй уровень формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане в группе и в парах. Достигается в дружественной детской

 

среде (коллективе.)

 

Третий уровень школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки. Осознанное участие в интеллектуальных конкурсах. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

 

Показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности), участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Олимпус» и др.

 

 

Учебно – методическое обеспечение

 

Языканова

Е.В.

Развивающие з

адания. Игры, тесты, упражнения (1, 2, 3, 4 классы)

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Волшебные картинки. – ИП

Бурдина

С.В. г. Киров, 2005

Голубина

Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001

Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

Зак

А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. 2-е изд.,

испр

. И доп. М.: АРКТИ, 2003

Ратанова

Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

Винокурова

Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

Сухин

И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004.

 

Методические материалы

 

 

Задания, составляющие основу программы «Способный ребёнок» для младших школьников, классифицированы по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (внимание, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Дорисуй по клеточкам», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а задание «Анаграмма» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

 

Задания на развитие логического мышления. Развитие математического аспекта логического мышления.

«Продолжи числовой ряд» - ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.

«Продолжи закономерность» - выявить закономерность в графическом изображении на основе наблюдения, анализа, сравнения с последующим использованием подмеченной закономерности для выполнения задания.

«Тренируй логическое мышление» - между числами надо вставить пропущенные знаки математических действий, так, чтобы получился данный ответ. (Например, 3 4 5 6 7 8 = 17,

3 4 5 6 7 8 = 21).

«Развивай быстроту реакции» - найти за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному отдельно (например «8 11 7 10 3 4

25

»)

Текстовые аналитические задачи

.

«Развивай логическое мышление» - вписать в клеточки квадратов такие числа, чтобы сумма их по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же.

 

«Вставь пропущенное число» - определить, как получено число в скобках в первой строке, и по аналогии вставить пропущенное число во вторую строку.

(

Например

, «42 (44) 38 23 (….) 28»).

Развитие невербального мышления.

«Дорисуй девятое» - детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Развитие

вербального

мышления

.

 

«Найди лишнее слово» - детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием.

Необходимо

найти

«

лишнее

»

слово

,

не

относящееся

к

указанному

понятию

.

 

«Вставь недостающее слово» - задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки.

(

Например

,

разговор

(

затяжной

)

дождь

,

друг

(

старый

)

шкаф

.)

«Подбери пару» или «Проведи аналогию» - эти задания способствуют развитию

межпонятийных

связей. Предлагается пара слов, находящихся в определённой логической связи (например, причина-следствие, род-вид и т.п.) К указанному третьему слову необходимо подобрать из ряда

имеющихся

(или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи. (Например, «Юрий-Москва, ……… - Петербург»).

Дописать следующее слово, не нарушая закономерности (Например, «А, Б, В, ……», «сентябрь, октябрь, ноябрь, ……»).

 

«Выбери два главных слова» - ученикам предлагается выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.

(

Например

, «

война

(

аэроплан

,

пушки

,

сражения

,

солдаты

,

ружьё

»)

 

«Из двух слов составь одно» - слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Надо понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.

 

(например, слава (сапог) порог плешь (……) надел)

 

Развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

 

«Какой фигуры не хватает?» - написать на месте пропуска номер фигуры, которой не хватает.

«Анаграмма» - переставляя буквы в словах, надо получить новое слово (например, «валик – вилка», «тёрка – актёр»).

«Составь новое слово» - из каждого слова надо выбрать определённые слог и составить новое слово

.

(

н

апример

, «

каша

,

река

,

тарелка

карета

»).

«Найди общее название» - написать общее название каждой группе слов.

(

н

апример

, «

малина

,

клубника

,

черника

- ……………»).

«Раздели слова на группы» - дан набор слов, которые надо разделить на группы – по три слова в каждой (по семь слов).

Объяснить

принцип

группировки

и

дать

название

каждой

группе

.

 

«Восстанови слова» - переставить буквы, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными

.

(

н

апример, «

наул

- …….», «

фражи

- …….»).

 

«Сделай равенство верным» - заменить слова в скобках так, чтобы равенство было верным

.

(

н

апример, «с + (шерсть) = (эмоция) – с

мех

).

«Вставь недостающий слог» - вставить в скобки слог из двух букв, чтобы получилось по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе – начинаться с него.

(

н

апример

, «

ме

т

(

…)

са

метро

,

роса

).

 

«Составь третье слово» - путём перестановки букв в каждой паре слов составить третье слово – имя существительное.

Должны

быть

использованы

все

буквы

. (

Например

, «

охра

+

под

=

пароход

»).

Задания на развитие различных аспектов внимания.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

 

В таблицах в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел – 20, а

клеточек – 16. Надо найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

 

В каждой строчке надо найти пропущенные числа.

 

Поставить буквы из правого кроссворда в порядке, который указан в левом кроссворде.

Должны

получиться

четыре

слова

.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

 

Не водя карандашом по линиям, а лишь отслеживая их глазами, определить буквы, соответствующие цифрам.

Выписать

их

по

порядку

и

прочитать

рассыпанные

слова

.

 

Соединить буквы по линиям и записать загадку.

 

Изменить одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.

 

Найти в каждом слове спрятанное слово.

 

«Шифровальщик» - каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр должны записать соответствующие буквы и получить слово.

 

В таблице записаны буквы и цифры. Дети должны гласные буквы обвести в кружок, согласные буквы – в треугольник, цифры – зачеркнуть.

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

 

Среди буквенного сплошного текста имеются слова. Надо найти и подчеркнуть эти слова.

Расставить цифры в кружочках так, чтобы стрелка всегда была направлена от кружка с большей цифрой к кружку с меньшей цифрой.

В таблице, заполненной буквами надо найти названия 10 животных (птиц, рыб и т.п.).

Названия

располагаются

по

горизонтали

и

по

вертикали

.

Дан набор слов, надо выписать вторую букву каждого слова – должна получиться строка из хорошо известного стихотворения.

Задания на развитие различных аспектов памяти.

 

В 4 квадратах определённым образом расставлены точки (фигуры). Ребёнок должен внимательно посмотреть на эти квадраты и постараться запомнить расположение точек (фигур) в течение 30 с. Затем закрыть и попробовать точно так же расставить эти точки (фигуры) в пустых квадратах.

Прочитать слова, постараться их запомнить. Закрыть их листом бумаги и письменно ответить на вопросы («Сколько бу

кв в пр

едпоследнем слове?», «Сколько слов заканчивалось на согласную?»

и

т.д

.).

 

Рассмотреть в течение 10 с. рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем закрыть рисунки и только после этого прочитать вопросы и ответить на них («На какой странице открыта книга?», «В какую сторону смотрит собака?»).

 

Прочитать внимательно один раз 10 пар слов, попытаться их запомнить. Затем закрыть и попробовать по памяти написать второе слово из каждой пары.

Перед учащимися 9 фигур, которые они должны запомнить. Затем надо закрыть таблицу с фигурами и попробовать их узнать среди 25 фигур на другой таблице.

Пространственно – ориентационные задания, развитие зрительно – моторной координации, развитие умения копировать образец.

«Нарисуй по точкам» - «Повтори фигуру», «Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении» - «Дорисуй по клеточкам» «Восстанови рисунок по коду» - построить указанные точки по их координатам и последовательно соединить ломаной линией, чтобы получился рисунок.

Развитие речи, обогащение словарного запаса.

 

«Подбери выражения» - подобрать с помощью стрелочек выражен

ия, противоположные по значению

(

н

апример

, «

Светло

,

хоть

иголки

собирай

» - «

Ни

зги

не

видно

»).

 

«Составь пару» - соединить с помощью стрелочек предложения с совпадающими по

значению словами и выражениями (н

апример

Глаза на лоб лезут» - «Сильно удивляться»).

«Найди антонимы» - два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные.

Надо

найти

эти

антонимы

и

выписать

их

.

 

«Запиши одним словом» - заменить выражения одним глаголом (например, «путаться под ногами - ……»

, «

водить за нос - ………).

«Восстанови рассказ» - в текст надо вставить пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на определённую тему.

«Расшифруй предложения» - в предложениях перепутались слова, следует восстановить их порядок и прочитать предложения.

«Допиши стихотворение» - вставить в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.

 

«Найди слова в слове» - составить их букв данного слова новые слова (буквы в слове не повторять, составлять только имена существительные).

«Закончи выражения», «Допиши пословицу» - дано начало «крылатой фразы», ученик должен дописать вторую часть фразы и объяснить её значение (например, «набрать в рот…..», «не успел глазом …….»).

 

«Наоборот» - написать слова, которые имеют противоположный смысл данным.

 

«Крылатые выражения» - объяснить одним словом, что обозначают данные выражения

.

(

н

апример

, «

Бить

баклуши

», «

Намылить

шею

», «

Витать

в

облаках

»).

«Подбери слово» - подобрать слово, которое подходит к каждому выражению. Объяснить смысл данных выражений

.

(

н

апример, «Сбыть с …….», «Как в ….. канул», «Мастер на все …..», «Много ….. утекло).

 

«Составь пару» - подобрать имя существительное к имени прилагательному

.

(

н

апример, «апельсиновый……..», «пчелиный …….», «чайная ……»).

«Допиши определения» - дописать определения, вставляя подходящие по смыслу слова

.

(

н

апример, «Берлога - это дом для ……………».

«

Моск

вич

-

это

……….

Москвы

»).

 

«Получи новое слово» - вставить любые буквы так, чтобы получились новые слова

.

(

н

апример

, «…. …..

бра

, …. …… ……

очки

).

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×