Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Рабочая программа по дисциплине «История» | Коломыцина Юлия Владимировна . Работа №328988

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности,

15.02.16 Технология машиностроения

с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРПО»)

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Приморский индустриальный колледж»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

____________И.Н. Кузнецова

«____» _____________202 __ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУП.08 ИСТОРИЯ

 

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для специальности среднего профессионального образования

технического профиля

15.02.16 Технология машиностроения

на базе основного общего образования

 

 

 

Рабочая программа утверждена

на заседании методического объединения

профессиональных дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______202__ г.

______________ Е.В. Лезина

 

 

Программа составлена

«_____»______________202_г.

 

Преподаватель:

_________Ю.В. Коломыцина

 

 

 

 

г. Арсеньев


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности,

15.02.16 Технология машиностроения

с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРПО»)

 

 

Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Приморский индустриальный колледж»

 

 

 

Разработчики

Коломыцина Ю.В.

 

 

 

Рекомендована: методическим объединением Общеобразовательных дисциплин, протокол № _____ от «_____»______________ 2023г.

 


Содержание

 

1

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

4

2

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

12

3

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

26

4

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

27

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 15.02.16 Технология машиностроения

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель общеобразовательной дисциплины

Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК


 

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

 

Общие

Дисциплинарные1

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной дея- тельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической

и

социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

-уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

 

 

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

способность их использования в познавательной и социальной практике

 

 

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач

профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

 

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую

деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и

коммуникационных технологий в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной

безопасности;

 

 

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

 

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

координировать и выполнять работу в

условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей

на ошибки;

приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);

приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России;

 

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

 

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах

искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию,

демонстрировать осознанное

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание

достижений страны и ее народа; умение характеризовать

поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальн

о-

культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного

мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

-принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;

-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

уметь

устанавливать

причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;

уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические

 

патриотического воспитания:

сформированность

российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками учебн

о-

исследовательской, проектной и социальной деятельности

карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры

ПК 11.2.

Проектировать базу данных на основе анализа предметной области

 

 


4.3. Личностные результаты

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные федеральными требованиями

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениям ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных и стремительно меняющихся ситуациях ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей, демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания ЛР 12

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса института Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, развивающий творческие способности, способный креативно мыслить. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных и стремительно меняющихся ситуациях ЛР 13

Проявляющий уважительное отношение к традициям, бережному сохранению и преумножению истории достижений института ЛР 14

Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается ЛР 15

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Умеющий реализовывать лидерские качества ЛР 16

Сохраняющий психологическую устойчивость в сложных производственных ситуациях ЛР 17

Проявляющий высокую ответственность и собственную инициативу ЛР 18

Ориентированный на работу в команде ЛР 19

Умеющий работать с большим объемом информации ЛР 20

Имеющий опыт проектно-исследовательской деятельности ЛР 21

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

 

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы дисциплины

78

1. Основное содержание

66

в т. ч.:

теоретическое обучение

46

практические занятия

20

2. Профессионально ориентированное содержание3/прикладной модуль

10

в т. ч.:

 

теоретическое обучение

-

практические занятия

10

индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

 


 

Тематический план и содержание дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, прикладной модуль

(если предусмотрены)

Объем часов

Формируемые общие и профессиональные

компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой

Российской революции (1914–1922).

12

ОК

01, ОК 02, ОК 04,

ОК

05, ОК 06

Тема 1.1. Россия и мир в годы Первой мировой войны

Основное содержание

2

ОК

01

ОК

02

ОК

05

ОК

06

Новейшая история как этап развития человечества. Мир

в начале

ХХ в.

4

Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация. Усиление борьбы ведущих держав за передел мира. Тройственный союз и Антанта.

Причины и начало Первой мировой войны.

Сараевское

убийство. Вступление в войну стран Европы и России. Соотношение сил и планы сторон.

Военные действия на Западном и Восточном фронтах. Бои на Западном фронте. Сражение на Марне. Операции русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Позиционная война и новые виды вооружения. Отступление русской армии в 1915 г. Битвы под Верденом и на р. Сомма. Брусиловский прорыв русских войск на

Юго- Западном

фронте. Восточный фронт в условиях революционных событий 1917 года. Выход России из войны. Вступление в войну США.

Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем. Милитаризация экономики. Российское общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Нарастание дисбаланса в экономике, падение уровня жизни населения. Рост забастовочного и оппозиционного движения.

Распутинщина

и кризис власти. Речь Н. Милюкова

Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и

культурные последствия Первой мировой войны

2

Тема 1.2. Основные этапы и хронология

революцион-ных

событий 1917 г.

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

Причины Великой российской революц

ии и ее

начальный этап. Нарастание революционных настроений в российском обществе. Война как революционизирующий фактор. Революционные события в Петрограде в феврале 1917 г. Система двоевластия.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Формирование Временного правительства. Отречение Николая II.

2

Первые

рев

о

-

люционные

преобразова-ния

больше-

виков

Нарастание кризисных явлений в стране весной – летом 1917 г. Программа преобразований Временного правительства. Апрельский политический кризис. Июньский политический кризис и рост популярности большевиков. Попытка установления военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова. Провозглашение России республикой. Предпарламент.

Октябрьское вооруженное восстание. Первые революционные преобразования большевиков. Назревание общенационального кризиса в стране. Большевизация Советов. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Новые органы власти: ВЦИК, Совнарком. Первые декреты. Мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Конституция РСФСР. Декрет о мире. Брест-

Литовский мир.

Практические занятия

2

Причины Великой российской революции. Работа с историческими источниками

2

Тема 1.3.

Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны.

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

04

ОК

05

Причины и этапы Гражданской войны в России. Причины Гражданской войны и ее характер. Выборы и разгон Учредительного собрания. Очаги гражданского противостояния осенью 1917 – весной 1918 г. Восстание Чехословацкого корпуса и формирование фронтов Гражданской войны. Создание Красной Армии. Антибольшевистские силы: состав, идеология, цели

..

Боевые действия на Восточном фронте. Поражение армий А.В. Колчака. Действия Н.Н. Юденича на Северо-Западе РСФСР. Формирование Добровольческой армии.

«Вооруженные силы Юга России» А.И. Деникина. Поражение армии П.Н. Врангеля в Крыму.

Советско-польская война 1919 – 1920 г. Причины победы большевиков в Гражданской войне. Итоги и последствия Гражданской войны в России.

Внутренняя политика большевиков. Политика «военного коммунизма». Национализация торговли и промышленности. ВСНХ. Всеобщая трудовая повинность. Продразверстка. Чрезвычайные органы: ЧК, комбеды и ревкомы. Отмена товарн

о-

денежных отношений, уравнительная оплата труда, введение карточной системы. План ГОЭЛРО.

Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. «Красный» и «белый» террор. Социальная политика большевиков. Политика большевиков в области идеологии, образования культуры в годы Гражданской войны. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.

2

Практические занятия

2

Причины и этапы Гражданской войны в России. Общественно-

политическая и

социокультурная

жизнь

в

РСФСР

в

годы

Гражданской

войны.

Работа с историческими источниками

2

Профессионально-ориентированное содержание

*«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений

(технологическая карта 1 примерного учебно-методического комплекса)

2

ОК

01, ОК 04, ОК 06

ПК…

5

Раздел 2. СССР в 1920–1930-е годы.

Межвоенный

период (1918–1939).

16

ОК

01, ОК 02, ОК 04

ОК

05, ОК 06

Тема 2.1.

СССР в 20-е годы. Новая

экономичес

-кая

политика

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

04

ОК

05

Социально-экономический и политический кризи

с в РСФСР

в начале 20-х гг. Внутренняя ситуация в стране после Гражданской войны. Социально-экономический кризис. Голод 1921–1922 гг. Крестьянские восстания (Сибирь,

Тамбовщина

, Поволжье). Кронштадтское восстание.

Основные мероприятия нэпа. Переход к новой экономической политике (нэп). Замена продразверстки натуральным налогом. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Перемены в промышленности. Частичная денационализация. Концессии. Внутренние противоречия и кризисы новой экономической политики. Итоги экономического развития страны к концу 20-х годов. Причины свертывания нэпа.

Национальная политика. Образование СССР. Предпосылки образования СССР. План

«автономизации» И.В. Сталина. Ленинский план создания федерации равноправных республик. Договор об образовании СССР 1922 г. Конституция СССР 1924 г.

Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-е гг. Активизация борьбы в партийн

о-

государственном руководстве СССР в 20-е годы. Установление однопартийной политической системы. Изъятие церковных ценностей и преследования духовенства. Активизация борьбы за власть в партии большевиков после смерти В.И. Ленина. И.В. Сталин – Генеральный секретарь ЦК партии. Курс на строительство социализма в одной стране.

2

Тема 2.2. Советский Союз в конце

1920-х– 1930-е гг.

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

05

Индустриализация в СССР. Причины, цели и источники индустриализации. Особенности индустриализации в СССР. Разработка первого пятилетнего плана. Форсированная индустриализация. Труд заключенных. Социалистическое

соревнование. Итоги индустриализации.

2

Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации сельского хозяйства. Сочетание добровольного принципа вступления в колхозы с административным нажимом на крестьян. «Великий перелом» и переход к сплошной коллективизации. Политика «раскулачивания». Итоги коллективизации.

Итоги и цена советской модернизации. Итоги развития СССР к концу 30-х гг. Цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.

Политическая система СССР в 30-е гг. Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Усиление идеологического контроля над обществом. Пионерская организация и ВЛКСМ.

Массовые политические репрессии и их последствия. Конституция СССР 1936 г.

Практические занятия

2

Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу

«

метаплана

»

2

Тема 2.3. Культурное пространство советского общества в 1920– 1930-е гг.

Основное содержание

2

ОК

05

ОК

06

Социокультурное развитие СССР в период нэпа. Деятельность

Наркомпроса

. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Развитие системы образования. Рабфаки. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Советский авангард. Развитие советского кинематографа. С. Эйзенштейн. Развитие науки. Большевики и интеллигенция. Высылка группы интеллигенции за границу (1922 г.). «Сменовеховство» и начало массового возвращения на Родину.

Завершение «культурной революции» в СССР в 30-е гг. Введение всеобщего начального обучения (1930 г.). Укрепление партийного контроля в системе образования. Развитие науки и техники. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Развитие архитектуры и скульптуры. Формирование творческих союзов. Борьба с «буржуазной» наукой и культурой, утверждение принципов

«социалистического реализма». Становление и развитие естественных наук в 1930-е гг. Академия наук СССР. Выдающиеся ученые, конструкторы и их достижения. Освоение Арктики.

2

Тема 2.4.

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е

годы. СССР накануне

Великой

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

05

ОК

06

Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Г.В. Улучшение отношений с

западными

державами. Генуэзская конференция.

Раппальский

договор с Германией. Прорыв дипломатической изоляции СССР в 1924 г. «Полоса признаний». Противоречия во взаимоотношениях с западными странами. Нерешенность вопроса о долгах царского и Временного правительств. Коммунистический интернационал (Коминтерн) и ставка большевиков на развитие «мировой революции».

2

Отечественной войны.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы и ее результативность. От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Приход к власти в Германии нацистов. Возрастание угрозы мировой войны. Советско-американские отношения. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Заключение СССР двусторонних договоров с Францией и Чехословакией. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Неудача англо-франко-советских переговоров в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния СССР и Германии. Советско-германский договор «О дружбе и границах». Результативность внешней политики СССР накануне войны.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Укрепление обороноспособности страны. Форсирование военного производства и освоение новой техники. Ужесточение трудового законодательства.

«Зимняя война» с Финляндией и ее последствия. Изменение государственных границ СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии, Бессарабии, Северной

Буковины

, Западной Украины и Западной Белоруссии.

Практические занятия

2

Внешняя политика СССР и ее результативность. Работа с историческими источниками

и исторической картой

2

Основное содержание

2

ОК

02

Тема 2.5. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальск

о-

Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е

гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.

Революционная волна после Первой мировой войны. Послевоенное

устройство мира.

Веймарская республика.

Парижская мирная конференция. Лига Наций. Версальско-Вашингтонская система и ее внутренние противоречия.

Страны Европы и Северной Америки в 1920-х гг. Возникновение фашизма в Италии и Германии

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и его последствия. Причины и социально-политические последствия «Великой депрессии».

Приход нацистов к власти в Германии. Формирование тоталитарного режима.

Подготовка Германии к войне.

Нарастание международной напряженности в 30-е гг. Антифашистское движение в странах Европы.

Франкистский

мятеж и Гражданская война в Испании. Агрессивная политика нацистской Германии и Италии. Создание оси Берлин–Рим–Токио. СССР и система коллективной безопасности в Европе. Н. Чемберлен и политика

«умиротворения» агрессора. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Советск

о-

германский договор о ненападении.

2

ОК

05

ОК

06

Профессионально ориентированное содержание

«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих

свершений (технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)

2

ОК

01, ОК 04

ПК…

6

Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая

Отечественная война. 1941–1945 годы.

16

ОК

01, ОК 02, ОК 04

ОК

05, ОК 06

Тема 3.1. Начало Второй мировой войны. Начальный период

Великой

Отечественной

войны (июнь 1941

– осень 1942).

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

Причины и начало Второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Нападение Германии на Польшу. Разгром Франц

ии и ее

союзников. Вступление США в войну.

Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Причины Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вторжение Герман

ии и ее

союзников на территорию СССР. Характер войны. Действия группы армий «Север», «Центр» и «Юг». Сопротивление врагу и трагедия отступления. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Оборона Одессы и Севастополя. Ленинград в условиях

блокады: военный и трудовой подвиг горожан. «Дорога жизни».

2

Битва за Москву. Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Г.К. Жуков. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны.

Перестройка внутренней жизни страны в условиях войны. Образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Помощь населения фронту. Создание дивизий народного ополчения. Перестройка экономики на военный лад. Трудовой героизм советского народа.

Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз и его значение.

Нацистский оккупационный режим. Движение партизан и подпольщиков.

«Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.

Начало массового сопротивления врагу. Развертывание партизанского движения.

Подпольщики и их борьба с врагом.

Практические занятия

2

Причины и начало Второй мировой войны. Причины и начальный период Великой

Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками

2

Тема 3.2.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).

Основное содержание

6

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

Сталинградская битва. Германские военные планы на 1942 год. Мобилизация сил СССР в 1942 г. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.

Прорыв блокады Ленинграда. Значение героического сопротивления Ленинграда.

Изменения повседневного быта горожан после прорыва блокады.

Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Итоги и значение Курской битвы. Завершение коренного перелома в войне.

Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения.

Внешняя политика СССР в условиях коренного перелома в войне. СССР и союзники. Проблема открытия Второго фронта. Тегеранская конференция 1943 г. и ее решения.

4

Практические занятия

2

Работа с исторической картой

2

Тема 3.3. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны.

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

05

Советская страна: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Культурное пространство в годы войны. Советский патриотизм. Советские писатели,

композиторы, художники, ученые в условиях войны. Помощь мастеров культуры фронту. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.

2

Тема 3.4. Победа СССР в Великой Отечественной войне.

Завершение Второй мировой войны.

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

Завершающий период Великой Отечественной войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и в Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Безоговорочная капитуляция Германии.

Антигитлеровская коалиция на завершающем этапе войны. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г.: основные решения и дискуссии. Конференция Объединенных наций в Сан-Франциско. Создание ООН (июнь 1945 г.). Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.

Итоги Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Источники, цена и историческое значение Победы. Решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Разгром милитаристской Японии. Завершение Второй мировой войны. Атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии. Разгром

Квантунской

армии. Капитуляция Японии.

Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР

в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения на политической карте Европы. Уроки войны. Создание ООН.

2

Профессионально ориентированное содержание

Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в тылу (технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)

2

ОК

01, ОК 02, ОК 04,

ОК

05 ПК…

7

Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир.

14

ОК

01, ОК 02, ОК 04,

ОК

05, ОК 06

Тема 4.1.

СССР в 1945–1953

гг.

Основное содержание

2

ОК

05

ОК

06

СССР в первые послевоенные годы. Влияние последствий войны на советскую систему и общество. IV пятилетка: задачи и их решение. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Ужесточение административно- командной системы. Идеологические кампании и послевоенные репрессии.

Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы. Рост влияния СССР на международной арене. СССР и США. Фултонская речь У. Черчилля. Начало холодной войны. Начало гонки вооружений. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Конфликт СССР с Югославией. Создание Организации Варшавского договора (ОВД).

2

Тема 4.2.

СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

05

Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Смерть Сталина и борьба за власть в советском руководстве. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Утверждение единоличной власти Хрущева.

Экономическое развитие СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Освоение целинных земель.

Социальные преобразования. Повышение пенсий, попытки решения жилищного вопроса. Дефицит товаров народного потребления.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.

Внешняя политика СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу и мирному сосуществованию. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания. СССР и мировая социалистическая система.

Отставка Н.С. Хрущева. Нарастание дисбаланса в экономике и субъективизма в политике. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно- технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полёты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта

В.В. Терешковой.

Практические занятия

2

Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Научно-техническая

революция в СССР. Дискуссия по методу «

метаплана

»

2

Тема 4.3.

Основное содержание

2

ОК

02

Советское общество в середине 1960-х

начале

1980-х гг.

Реформы 1965 г. и их результаты. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. «

Косыгинские

реформы» 1965 года в промышленности и сельском хозяйстве.

Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Конституция СССР 1977 г. Движение диссидентов. А.Д. Сахаров.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне.

Литература и искусство: поиски новых путей.

Кризисные явления в СССР в 70-е – начале 80-х гг. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Научно-технический прогре

сс в СССР

.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Холодная война и мировые конфликты. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США.

2

ОК

06

Тема 4.4.

Политика

«перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

«Перестройка» в социально-экономической сфере СССР. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Политика «перестройки» – курс на ускорение экономического развития страны и «обновление социализма». Провозглашение основных направлений политики «перестройки» на XXVII съезде КПСС. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Становление рыночных отношений и противоречия этого процесса.

Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Гласность и плюрализм. Формирование различных общественно-политических движений и партий. Демократизация советской политической системы. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.

Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. «Новое мышление».

Кризис политики «перестройки». Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Законы о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР.

Распад СССР. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Парад суверенитетов. Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР.

«Новоогаревский процесс» – разработка проекта нового союзного договора. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Победа Б.Н. Ельцина и его сторонников. Оформление юридического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ).

2

Практические занятия

2

Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Вн

ешняя политика СССР

в 1985–1991 гг. Дебаты «за» и «против»

2

Тема 4.5.

Мир

и

международные отношения в годы холодной

войны (вторая половина половине

ХХ века).

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

05

ОК

06

Начало «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Создание военн

о-

политических блоков. НАТО и ОВД. Гонка вооружений. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

«Разрядка» международной напряженности: предпосылки и направления «разрядки».

Хельсинкский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Окончание холодной войны.

Экономическое и политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в. Мир в первые послевоенные годы.

Превращение США в лидера «западного мира». Германское «экономическое чудо». Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Начало европейской интеграции (ЕЭС). Научно- техническая революция.

2

Профессионально ориентированное содержание

Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине

.

(

т

ехнологическая карта

4 примерного учебно-методического комплекса)

2

ОК

01, ОК 02, ОК 06,

ПК…

8

Основное содержание

Раздел 5.

Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации

12

ОК

01, ОК 02, ОК 04,

ОК

05, ОК 06

Тема 5.1.

Становление новой России (1992–1999 гг.).

Основное содержание

4

ОК

02, ОК 04, ОК 05

ОК

06

Начало радикальных экономических преобразований. Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Либерализация цен. «Шоковая терапия».

Ваучерная

приватизация госимущества.

Становление новой государственности в РФ. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события 3-4 октября 1993 г. в Москве, обстрел «Белого дома». Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Становление российского парламентаризма. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

Межнациональные

и

межконфессиональные

отношения

в

1990-е

гг.

Военно-

политический кризис 1994–1996 гг. в Чеченской Республике.

2

Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.

ВДефолт

1998 г. и его

последствия.

Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Перемены в повседневной жизни.

Политическая система РФ в 90-е гг. Российская многопартийность в 1990-х гг. и строительство гражданского общества. Президентские выборы 1996 г. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ (1999 г.).

Внешняя политика России в 90-е гг. Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и другими странами Запада.

Россия на постсоветском пространстве (СНГ и союз с Белоруссией, военно-политическое сотрудничество в рамках

СНГ).

Практические занятия

2

Становление новой государственности в РФ. Внешняя политика России в 90-е гг. Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием музейно-

педагогических технологий

2

Тема 5.2.

Россия в XXI веке: вызовы

времени и задачи модернизации.

Основное содержание

4

ОК

02

ОК

04

ОК

05

ОК

06

Развитие политической системы России в начале XXI

в

. Вступление в должность Президента В.В. Путина (2000 г.) и Завершение контртеррористической операции на Северном Кавказе. Формирование и реализации приоритетных национальных проектов. Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Операция по «принуждению Грузии к миру». Избрание В.В. Путина Президентом РФ (2012 г., 2018 г.). Политический кризис в Украине 2014 г. Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополь в состав России, реакция российского общества и зарубежных стран. Принятие поправок в Конституцию РФ (2020) и их значение.

Экономическое развитие России в 2000-е годы. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало мирового экономического кризиса в 2014 г. Антикризисные меры правительства РФ.

Российское общество

в начале

XXI в. Основные принципы и направления государственной социальной политики (здравоохранение, социальное обеспечение, образование). XXII Олимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.

Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в борьбе с

коронавирусной

пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Меры по поддержки граждан и бизнеса в РФ в условиях

коронавирусных

ограничений.

Развитие культуры, науки и образования в современной России. Реформы в области образования. Процессы глобализации и массовая культура.

Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Борьба за восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Участие в международной борьбе

с

2

терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Союзное государство России и Беларуси. Политический кризис и государственный переворот в Украине 2014 г. Позиция России и зарубежных стран. Провозглашение независимых республик на юго-востоке Украины. Минские соглашения и политика России по отношению к Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России.

Наука России в конце XX – начале XXI в. Образование и наука. Достижения российских учёных.

Практические занятия

2

Развитие политической системы России в начале XXI в. Мир и процессы глобализации

в

новых

условиях

.

2

Тема 5.3. Современный мир. Глобальные проблемы человечества.

Основное содержание

2

ОК

02

ОК

05

ОК

06

От

биполярного к многополюсному миру. Организации международного сотрудничества. Глобализация экономики. Мировые экономические кризисы. Достижения и проблемы интеграции. Политическое развитие: смена политических режимов, «арабская весна». Международный терроризм. Региональные конфликты и войны. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.

Глобальные проблемы человечества. Существование и распространения ядерного оружия. Поддержание мира. Проблема природных ресурсов и экологии. Борьба с бедностью. Пандемия

коронавируса

и потребности качественного развития медицинской науки и техники.

2

Профессионально ориентированное содержание

Международное

сотрудничество

и

противостояние

в

спорте.

Достижения

российских

спортсменов

(технологическая карта 5 примерного учебно-методического комплекса)

2

ОК

01, ОК 02, ОК 06

ПК…

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

ОК

01, ОК 02, ОК 04,

ОК

05, ОК 06

Всего:

72

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.

Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения

.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

 

 

Код и наименование формируемых

компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам

Р1, Тема 1.1, П-о/с9 Р2 П-о/с

Р 3 П-о/с

Р 4 П-о/с

Р 5 П-о/с

Диагностическая работа Контрольная работа Самооценка и взаимооценка

Презентация мини- проектов

Устный и письменный опрос Результаты выполнения учебных заданий Разработка маршрута образовательного путешествия

Практические работы Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3

Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.4, 2.5

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,

П-о

Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,

4.5, П-о

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

 

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1, Тема 1.2, 1.3,

П-о

Р 2, Темы 2.1, П-о/с

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4, П-о/с

Р 4, Темы 4.4

Р 5, Темы 5.1, 5.2

 

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р1,Тема 1.1,1.2, П-о/с

Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,

2.5

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,

П-о

Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.4, 4.5

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3

 

ОК 06 Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р1,Тема 1.1,1.2,П-о/с Р 2, Темы 2.3, 2.4, 2.5

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4

Р 4, Темы 4.3, 4.4, 4.5, П-о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

 

ПК …

П-о

 

 


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

Артемов В.В.,

Лубченков

Ю.Н.

 История: учебник для студ. учреждений

сред

.п

роф

. образования — М., 2019.

Горинов

М.М. и другие; под редакцией

Торкунова

А.В. 

История. История России.1914 – 1945 гг. Базовый уровень в 2 частях. 10 класс.- М., 2020.

Данилов А.А. и другие; под редакцией

Торкунова

А.В. 

История. История России.1946 – начало XXI века. Базовый уровень в 2 частях. 11 класс.- М., 2020.

Сороко

-Цюпа О.С.

Сороко

-Цюпа А.О.

;

 под редакцией

Чубарьяна

А.О.

 История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 – 1945 гг. Базовый уровень. 10 класс.- М., 2020.

Сороко

-Цюпа О.С.

Сороко

-Цюпа А.О.

;

 под редакцией

Чубарьяна

А.О.

 История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 – начало XXI века. Базовый уровень. 10 класс.- М., 2020.

Артемов В.

В.,

Лубченков

Ю.Н. 

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ. учреждений

сред

.п

роф

. образования — М., 2018.

Артемов В.

В.,

Лубченков

Ю.Н. 

История для профессий и специальностей технического,

естественно-научного

, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений

сред

.п

роф

. образования — М., 2019.

Дополнительные источники:

Гаджиев К.С.,

Закаурцева

Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. 

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3ч. Ч.2. 1945-2000. – М., 2018.

Горелов А.А. 

История мировой культуры. – М., 2019.

Загладин

Н.В.,Петров

Ю.А.

 История (базовый уровень). 11 класс. – М., 2018.

Санин Г.А. 

Крым. Страницы истории. – М., 2015.

Сахаров А.Н.,

Загладин

Н.В.

История

(базовый уровень). 10 класс. – М., 2018.

Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.  

История. 10 класс. - М.: Просвещение. 2018.

Кишенкова

. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11

кл

. — М., 2018.

История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2018.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. 

Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2018.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. 

Педагогические подходы к реализации

концепции единого учебника истории. – М., 2017.

Шевченко Н.И

. История для профессий и специальностей технического,

естественно-научного

, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. – М., 2018.

История России. 1900-1946 гг.:

кн

ля

учителя// под ред.

А.В.Филиппова

,

А.А.Данилова

– М., 2018.

Интернет – ресурсы:

1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения 01.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. – URL: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 01.07.2021). - Режим доступа: свободный. –Текст: электронный.

3. Военная литература: собрание текстов. – URL: http://www.militera.lib.ru (дата обращения 05.07.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

4. Вторая мировая война в русском Интернете. – URL: http://www.worldwar2.chat.ru (дата обращения 22.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

5. Древний Восток. – URL: www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (дата обращения 01.07.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

6. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях. – URL: http://www.old-rus-maps.ru (дата обращения 02.08.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

7. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 15.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

8. Единое окно доступа к информационным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения 11.07.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

9. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (дата обращения 10.07.2021). -Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 01.08.2021). –Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Видеофильмы:

«Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

«История морских сражений»

«История земли Российской»

«История России XX века»

«История государства Российского»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×