Рабочая программа по музыке 1-4 классы | Яхонтова Олеся Александровна. Работа №206525. Номер работы: №206525
Автор: Яхонтова Олеся Александровна
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена на основе примерной программы начального общего образования Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина УМК «Школа России», Москва «Просвещение» 2012 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена на основе примерной программы начального общего образования Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина УМК «Школа России», Москва «Просвещение» 2012 год.
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области музыкально-эстетического образования школьников.
Задачи:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать основы художественного вкуса;
- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь, литературой и изобразительным искусством);
- формировать потребность в общении с музыкой.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.1 класс - 33ч, 2-4 классы - 34ч. Общий объем учебного времени составляет 135 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе
В результате освоения предметного содержания предлагаемого предмета музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения предмета «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям музыкальные инструменты
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
- проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.
- участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.
Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
( индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин);
- композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- передавать в пении характер песни;
- слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении.
Участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать стихотворные тексты.
Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов
( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов, М.Мусоргский, А.Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость;
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать стихотворные тексты.
Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
-взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
- выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
- участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Содержание предмета 1 класс
Музыка вокруг нас – 16 ч
Волшебная страна звуков. Хоровод муз. Урок-импровизация. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Музыкальная азбука. Мои первые каникулы «Пересмешники». Русские народные музыкальные инструменты. Садко – былинный герой. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Звучащие картины. Музыкальная театрализация. Разыграй песню Г.Струве «Пёстрый колпачок». Родной обычай старины. Колядки. Добрый праздник среди зимы. П.Чайковский балет «Щелкунчик».
Музыка и ты – 17 ч
Край, в котором ты живёшь. Композитор, поэт, художник. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. Музы не молчали.
Мамин праздник. Поют солдаты (народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»). У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты (клавесин, рояль, лютня). Звучащие картины. Музыка в цирке. Музыка театра (опера, балет). М.Коваль опера – сказка «Волк и семеро козлят». Музыка любимых мультфильмов. По следам Бременских музыкантов.
В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями русских композиторов XIX в.: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова. Песенное творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Э.Григ, Ж.-Ф.Рамо.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное природой; мелодизировать на тексты колыбельных, принимать участие в концертных мероприятиях школы.
Содержание предмета 2 класс
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Образ родной природы в музыке русских композиторов. Колокольные звоны. Героические образы в музыке (2 ч). Духовная музыка. Песни о России. Музыкальные воспоминая.
День полный событий (8 часов).
Музыка утра. Эти разные марши. Мир сказки. Танцы. Детские образы в музыке. Картины вечера. Колыбельная для малышей. Старинная музыка.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (8 ч)
Русские народные инструменты. Плясовые народные песни. Из сокровищницы русского фольклора. Водим хороводы. Музыка слова. Музыка в народном стиле. Зиму провожаем – Весну встречаем. Музыкальные воспоминания.
В детском музыкальном театре (2 ч)
Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят»
В концертном зале (6 ч)
Звучит нестареющий В.Моцарт. Детские образы С.Прокофьева.
Волшебный цветик – семицветик.
Детская фортепианная музыка. Музыкальные картины. Старинная музыка.
Музыка оперы и балета (2 ч)
Обобщающий урок. Афиша (1ч)
Содержание предмета 3 класс
Россия – Родина моя 5 ч
Мелодия – душа музыки. Величальные песни. Солдатские песни. Героические образы в музыке (2 часа).
День полный событий 7 ч
Картины природы. Портрет в музыке. В детской. Музыкальные картины вечернего покоя. Духовная музыка. Тихая моя, нежная моя. Чтоб музыкантом быть, так надобно умение.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло 5 ч
Музыкальные предания. Народные песни в операх русских композиторов. Звучащие картины. Проводы зимы. Встреча Весны.
В концертном зале 10 ч
Поет рояль. Музыкальный инструмент – клавесин. Музыкальный инструмент – скрипка. Скрипичная музыка в творчестве Н.Паганини. Музыкальный инструмент – флейта. Мир Бетховена (2 ч). Сказочный мир П.Чайковского. Симфоническая музыка. Э.Григ сюита «Пер Гюнт».
В музыкальном театре 3 ч
М.Глинка опера «Руслан и Людмила» (2 ч). А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад».
Музыкальные воспоминания 4 ч
Тембры музыкальных инструментов. Симфоническая музыка. Вокальные жанры, народные песни. Фортепианная музыка.
Содержание предмета 4 класс
Вся Россия просится в песню (4 ч)
Душа русского народа в музыке С.Рахманинова. Жанры русских народных песен. С.Прокофьев кантата «Александр Невский». Обобщённый образ русских богатырей в музыке А.Бородина.
День, полный событий (4 ч) Музыка осени. Сказочные образы А.Пушкина в симфонической сюите «Три чуда». Ярмарочные гулянья. Музыка зимы.
Композитор – имя ему народ (2 ч)
Песни разных народов мира. Оркестр народных инструментов.
В концертном зале (8 ч)
Образы родины в фортепианной музыке Ф.Шопена. Разнообразие музыкальных образов. Оркестр – музыкальная республика (состав, группы). Музыкальные зарисовки в фортепианной сюите М.Мусоргского «Картинки с выставки». Знаменитые исполнители, дирижеры. Музыкальный инструмент – гитара. Авторская песня. Барды. Великий музыкальный сказочник Н.Римский-Корсаков.
В музыкальном театре (8 ч)
Тема польского народа в опере М.Глинки «Иван Сусанин». Музыкальные образы русского народа в опере «Иван Сусанин» М.Глинки. Народная музыка в опере М.Мусоргского «Хованщина». Восточные мотивы в операх русских композиторов. Характерные особенности мелодики и ритма восточных мотивов. Современная трактовка народных мелодий – основа музыкального языка балета. Музыка театра комедии. Сходство и различие жанров сценической музыки (балет, опера, мюзикл, оперетта).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (3 ч)
Фортепианная музыка. Образы революции в музыке Ф.Шопена. Великие исполнители. Пианисты, вокалисты.
Музыкальные воспоминания (4 ч)
Музыка осени. Песни разных народов мира.
Заключительный урок. Обобщение учебных тем 4 класса.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Музыка вокруг нас
16
2
Музыка и ты
17
Итого
33
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего часов
1
Россия – Родина моя
7
2
День полный событий
8
3
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
8
4
В детском музыкальном театре
2
5
В концертном зале
6
6
Музыка оперы и балета.
2
7
Обобщающий урок. Афиша.
1
Итого
34
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Россия – Родина моя
5
2
День полный событий
7
3
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
5
4
В концертном зале
11
5
В музыкальном театре
3
6
Музыкальные воспоминания
3
Итого
34
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Наименование раздела, темы.
Всего часов
1
Вся Россия просится в песню
4
2
День полный событий
4
3
Композитор – имя ему народ
2
4
В концертном зале
8
5
В музыкальном театре
8
6
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
3
7
Музыкальные воспоминания
4
8
Заключительный урок. Обобщение учебных тем 4 класса
1
Итого
34
Учебно-методическое обеспечение
- Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 2 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 3 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2013.
- Поурочные планы по программе Критской Е.Д., 1 – 4 классы. Корифей Волгоград 2013 г.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
п.п.
Кол-во часов
Тема урока
Музыкальный материал
Дата
Прим
«Музыка вокруг нас» (16 часов)
1
1
Урок-беседа Волшебная страна звуков
Г.Струве
«Так уж получилось»
«Па-де-де» из балета
«Щелкунчик»
П.И.Чайковский
2
1
Урок-игра
Хоровод муз
«Березка» русский хоровод
«Хора и сырба»
молдавские народные наигрыши
«Во поле березка стояла» р.н.п.
3
1
Урок-импровизация
Повсюду музыка слышна.
Л.-К.Дакен «Кукушка»
Т.Попатенко
«Скворушка прощается»
4
1
Урок-концерт
Душа музыки – мелодия
П.И.Чайковский
«Сладкая греза»
Х.-В.Глюк «Мелодия»
5
1
Урок-игра
Музыка осени
Г.Свиридов «Осень»
О.Юдахина «Дождик»
6
1
Урок-импровизация Сочини мелодию
В.Павленко «Капельки»
Осенние заклички
7
1
Урок-игра Музыкальная азбука
В.Герчик
«Нотный хоровод»
Г.Струве
«Песенка о гамме»»
8
1
Урок-конкурс Мои первые каникулы «Пересмешники»
П.И.Чайковский
Вальс цветов из
балета «Щелкунчик»
9
1
Урок - экскурсия Русские народные музыкальные инструменты
«Пастушья песня» французская народная песня, «Полянка» русский народный наигрыш
«Встал наш Ваня» р.н. п.
10
1
Урок - беседа
Садко – былинный герой
Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»
Н.Римский-Корсаков
11
1
Урок - концерт Музыкальные инструменты симфонического оркестра
И.С.Бах «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2,
В.Кикта
«Фрески Софии Киевской»
12
1
Урок - экскурсия. Звучащие картины
И.-С.Бах «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2
К.Дебюсси «Лунный свет»
13
1
Урок-импровизация Разыграй песню
Г.Струве «Пёстрый колпачок»
14
1
Урок-импровизация
Разыграй песню
Л.Книппер «Почему медведь спит зимой».
15
1
Урок-театрализация
Родной обычай старины Колядки
«Риу, риу, риу» европейская колядка
Ф.Грубер «Тихая ночь»
«Роджественская песенка» колядка
16
1
Урок-концерт Добрый праздник среди зимы
П.И.Чайковский
«Марш», «Вальс» из балета «Щелкунчик
«Музыка вокруг нас» (16 часов)
17
1
Урок-импровизация
Край, в котором ты живёшь
Г.Свиридов «Пастораль»
из музыкальных иллюстраций к повести
Ю.Чичков
«Здравствуй, Родина моя»
18
1
Урок - игра Композитор, поэт, художник
А.Филиппенко
«Веселый музыкант»
19
1
Урок - концерт Музыка утра
П.И.Чайковский
«Зимнее утро»
Э.Григ «Утро»
В.Салманов
«Утро в лесу»
20
1
Урок - экскурсия Музыка вечера
В.Гаврилин «Вечерняя музыка»
А.Хачатурян
«Вечерняя сказка»
И.Дунаевский
«Колыбельная»
21
1
Урок – игра
Музыкальные портреты
Л.-К.Дакен «Кукушка»
С.С.Прокофьев
«Болтунья»
22
1
Урок – концерт
Мамин праздник
В.Иванникова «Самая хорошая»
Г.Струве «Маленькая мама», «Мамин праздник»
23
1
Урок – концерт
Музы не молчали
А.Бородин симфония «Богатырская»
Я.Френкель
«Журавли»
В.Парфенюк
«Мой дедушка»
24
1
Урок-театрализация
Разыграй сказку
Ф.Лещинская «Еж»
Н.Потоловский «Жук»
Н.Френкель «Пляшут зайцы»
А.Гретти «Спор»
25
1
Урок-импровизация Народная песня
«Солдатушки, бравы ребятушки»
26
1
Урок - экскурсия
У каждого свой музыкальный инструмент
«У каждого свой народный инструмент» эстонская народная песня
Х.-В.Глюк «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика»
27
1
Урок – игра
Музыкальные инструменты (клавесин, рояль, лютня)
И.Г.Конради
«Менуэт»
Ж.-Ф.Рамо
«Тамбурин»
28
1
Урок – концерт
Звучащие картины
А.Шнитке «Пастораль» из сюиты «В старинном стиле»
Г.Свиридов
«Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина
29
1
Урок-игра
Музыка в цирке
ИДунаевский
«Выходной марш»
Д.Б.Кабалевский
«Клоуны»
30
1
Урок-театрализация
Музыка театра (опера, балет)
Р.Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок»
Н.Римский-Корсаков
«Третья песня Леля»
из оперы «Снегурочка»
31
1
Урок-импровизация М.Коваль опера – сказка «Волк и семеро козлят»
М.Коваль «Семеро козлят» заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят»
32
1
Урок-экскурсия
Музыка любимых мультфильмов
Э.Шаинский «Голубой вагон»
Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»
33
1
По следам Бременских музыкантов
Ген. Гладков
«Песенка друзей»
«Песня атаманши и разбойников»
«Песня Трубадура»
«Принцесса и Трубадур»
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
Кол-во часов
Тема урока
Музыкальный материал
Дата
Прим
«О России петь – что стремиться в храм» (1 ч)
1
1
Образ родной природы в музыке русских композиторов
М.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке»
Г.Струве «Родина моя»
«День, полный событий» (7 ч)
2
1
Музыка утра
С.Прокофьев «Утро»
Э.Григ «Утро»
3
1
Эти разные марши
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
«Похороны куклы»
С.Прокофьев «Марш»
4
1
Мир сказки
С.Прокофьев «Сказочка»
П.Чайковский «Нянина сказка» «Баба – Яга»
5
1
Танцы
П.Чайковский «Полька»
С.Прокофьев «Вальс»
6
1
Детские образы в музыке
С.Прокофьев «Прогулка»
7
1
Картины вечера
С.Прокофьев «Вечер»
«Ходит месяц над лугами»
А.Тома «Вечерняя песня»
8
1
Колыбельная для малышей
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
А.Островский «Спят усталые игрушки»
В концертном зале (1 ч)
9
1
Старинная музыка
И.Бах
Скрипичный концерт
И.Пахельбель Канон
«О России петь – что стремиться в храм» (6ч)
10
1
Колокольные звоны
М.Мусоргский «Великий колокольный звон»
из оперы «Борис Годунов»
11
1
Героические образы в музыке
Песня об Александре Невском из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева
12
1
Героические образы в музыке
Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева
13
1
Духовная музыка
П.Чайковский «Утренняя молитва»,
« В церкви»
И.Бах «Хорал»
14
1
Песни о России
Г.Струве «Родина моя»
Е.Птичкин «Сказки
гуляют по свету»
15
1
Музыкальные воспоминания по теме: «О Росси петь – что стремится в храм»
М.Глинка
«Патриотическая песня»
М.Мусоргский
«Великий колокольный звон»
В концертном зале (1 ч)
16
1
Музыка, прошедшая сквозь века
И.Бах «Токката и фуга ре минор», «За рекою старый дом»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (8 ч)
17
1
Русские народные инструменты
«Во кузнице» русская народная песня
18
1
Народные плясовые песни
«Камаринская» русская народная плясовая (ритмическое сопровождение)
19
1
Из сокровищницы русского фольклора
Игровая песня «Бояре, а мы к вам пришли»
20
1
Русские народные хоровые песни
«Калинка» русская народная песня «Светит месяц» русская народная
плясовая песня
21
1
Музыка слова
Сочиняем мелодии на тексты русских народных песен
22
1
Музыка в народном стиле
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
П.Чайковский «Мама»
23
1
Зиму провожаем – Весну встречаем
Масленичные колядки
24
1
Музыкальные воспоминания по теме: «Гори, гори, чтобы не погасло»
Русские народные песни
«В детском музыкальном театре» (2 ч)
25
1
«В детском музыкальном театре».
Детская опера М.Коваль
«Волк и семеро козлят»
26
1
Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят
Хор из оперы М.Коваль «Волк и семеро козлят»
«В концертном зале» (5 ч)
27
1
Звучит нестареющий В.Моцарт
В.Моцарт
Симфония № 40, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
28
1
Детские образы С.Прокофьева
С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»
29
1
Волшебный цветик – семицветик
М.Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке» из оперы
«Хованщина»
30
1
Детская фортепианная музыка
Д.Кабалевский «Клоуны»
«Кавалерийская»
С.Прокофьев «Марш»
31
1
Музыкальные картины
М.Глинка «Жаворонок» «Попутная песня»
И.Бах «Менуэт» «Волынка»
«Музыка оперы и балета» (2 ч)
32
1
М.Глинка сцены из оперы «Руслан и Людмила»
М.Глинка опера «Руслан и Людмила»
«Увертюра»
33
1
Сцены из балета «Золушка» С.Прокофьева
С.Прокофьев балет
«Золушка»
«Вальс»
«Урок танца»
34
1
Обобщающий урок
Афиша.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п.п.
Тема урока
Музыкальный материал
Дата
Прим
«Россия – Родина моя» (5 ч)
1
1
Мелодия – душа музыки
П.Чайковский симфония №4 2-я ч.
Г.Свиридов «Романс»
М.Глинка «Жаворонок»
А.Теплов «Тепло Родины»
2
1
Величальные песни
Кант
«Радуйся, Росско земле!»
3
1
Солдатские песни
«Славны были наши деды»
«Вспомним, братцы, Русь и славу»
4
1
Героические образы в музыке
Хор «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
5
1
Героические образы в музыке
С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
Хор «Вставайте люди русские»
«День полный событий» (7 ч)
6
1
Картины природы
Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
П.Чайковский
«Утренняя молитва»
7
1
Портрет в музыке
С.Прокофьев «Болтунья»
«Урок танца» из балета «Золушка»
«Джульетта – девочка» из балета «Ромео и Джульетта»
8
1
В детской
П.Чайковский
«Болезнь куклы»
С.Прокофьев «Сказочка»
М.Мусоргский «С няней», «С куклой»
9
1
Музыкальные картины вечернего покоя
Э.Григ «Заход солнца».
М.Мусоргский «Вечерняя песня»
П.Чайковский
«Колыбельная песня»
10
1
Духовная музыка
П.Чайковский «В церкви»
И.Бах «Прелюдия до-мажор»
Ф.Шуберт «Ave Maria»
11
1
Тихая моя, нежная моя
В.Гаврилин «Мама»
Ч.Биксио «Мама»
12
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно умение
Я.Дубравин
«Всюду музыка живёт»
«Волшебный смычок» норвежская народная песня
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (2 ч)
13
1
Музыкальные предания
«Былина о Добрыне Никитиче».
«Садко и морской царь»
М.Глинка опера «Руслан и Людмила» вторая песня Баяна
14
1
Народные песни в операх русских композиторов
Н.Римский-Корсаков
опера «Садко»
Протяжная песня Садко
Хор «Высота ли, высота»
«В концертном зале» (5 ч)
15
1
Поет рояль
П.Чайковский концерт №1 для фортепиано с оркестром (3 ч.)
Украинская народная песня «Веснянка»
16
1
Музыкальный инструмент клавесин
И.Бах «Шутка»
17
1
Музыкальный инструмент скрипка
И.Бах
Скрипичный концерт ми мажор
Норвежская народная песня «Волшебный смычок»
18
1
Скрипичная музыка в творчестве Н.Паганини
Н.Паганаини
«Каприс №24»
С.Рахманинов «Рапсодии на тему Паганини»
Р.Бойко «Скрипка»
19
1
Музыкальный инструмент флейта
П.Чайковский «Мелодия»
К.Глюк «Мелодия»
И.Бах «Шутка»
20
1
Тембры музыкальных инструментов
«Вариации» И.Бах
«Фреска» А.Шнитке
21
1
М.Глинка опера «Руслан и Людмила»
М.Глинка
«Марш Черномора»
«Каватина Людмилы»
22
1
М.Глинка опера «Руслан и Людмила»
М.Глинка
«Ария Руслана»
«Рондо Фарлафа»
«Гори, гори ясно – чтобы не погасло» (3 ч)
23
1
Звучащие картины
Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
3-я песня Леля «Туча со громом сговаривалась»
24
1
Проводы зимы
Н.Римский-Корсаков «Проводы зимы»
Закличка «Веснянка» обработка А.Луканина
25
1
Встреча Весны
Г.Науменко «Веснянка»
К.Квитки «Закликание весны»
«В концертном зале» (6 ч)
26
1
Мир Л.Бетховена
Л.Бетховен
«Лунная соната» 1-я ч.
«Контрданс»
27
1
Мир Л.Бетховена
Л.Бетховен
«К Элизе»
«Сурок»
28
1
Сказочный мир П.Чайковского
П.Чайковский
«Вальс снежных хлопьев» «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
29
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
Д.Кабалевский «Чудо-музыка»
30
1
Симфоническая музыка
Л.Бетховен
«Героическая симфония» №3
31
1
Э.Григ сюита «Пер Гюнт»
Э.Григ
«Песня Сольвейг»
«Танец Анитры»
«Смерть Озе»
«В пещере горного короля»
32
1
А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад»
А.Рыбников опера
«Волк и семеро козлят на новый лад»
«Музыкальные воспоминания» (2 ч)
33
1
Симфоническая музыка
Э.Григ симфоническая сюита «Пер Гюнт»
П.Чайковский симфония №4 2-я ч., «Щелкунчик»
Л.Бетховен «Героическая симфония»
34
1
Вокальные жанры, народные песни
Фортепианная музыка
Народные песни разных народов
П.Чайковский
«У камелька»
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п.п
Кол-во часов
Тема урока
Музыкальный материал
Дата
Прим
«Вся Россия просится в песню» (4 ч)
1
1
Душа русского народа в музыке Рахманинова
Концерт для фортепиано с оркестром №3 1часть
«Вокализ»
С.Рахманиниов
2
1
Жанры русских народных песен
«Колыбельная» обр. А.Лядова, «А мы просо сеяли» обр. Римского-Корсакова
3
1
С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
Кантата «Александр Невский» (№6 Мёртвое поле, №7 Въезд Александра во Псков)
С.Прокофьев
4
1
Обобщённый образ русских богатырей в музыке А.Бородина
«Богатырская» симфонии А.Бородина. «Былина об Илье Муромце»
«День, полный событий» (3 ч)
5
1
Музыка осени
М.Мусоргский «В деревне»
П.Чайковский «Осенняя песнь»
6
1
Сказочные образы А.Пушкина в симфонической сюите «Три чуда»
Сюита «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
7
1
Ярмарочные гулянья
Хороводные, плясовые песни русской народной музыки в обработке композиторов – классиков. Хор «Девицы-красавицы» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»
«Композитор – имя ему народ» (2 ч)
8
1
Песни разных народов мира
«Реченька» белорусская народная песня
«Вишня» японская народная песня
9
1
Оркестр народных инструментов
«Марш Берендея» из
оперы «Снегурочка»
Н.Римского-Корсакова
10
1
Музыка зимы
«Зимний вечер» М.Яковлев
«Зимнее утро»
П.Чайковский
«В концертном зале» (5 ч)
11
1
Образы родины в фортепианной музыке Ф.Шопена
Полонез ля мажор
Мазурка ля минор
Вальс си минор
Ф.Шопен
12
1
Разнообразие музыкальных образов
Л.Бетховен
«Лунная соната» «Патетическая соната»
П.Чайковский
« Баркарола»
13
1
Оркестр –
музыкальная республика (состав, группы)
М.Глинка
Фантазия
Венецианская ночь
14
1
Музыкальные зарисовки в фортепианной сюите М.Мусоргского «Картинки с выставки»
«Старый замок»
«Катакомбы»
«Прогулка»
М.Мусоргский
15
1
Знаменитые исполнители, дирижеры
Ф.Шопен
«Революционный этюд»
П.Чайковский
«У камелька»
«В музыкальном театре» (8 ч)
16
1
Тема польского народа в опере М.Глинки «Иван Сусанин»
«Полонез»
«Краковяк»
«Мазурка» из оперы «Иван Сусанин»
М.Глинки
17
1
Музыкальные образы русского народа в опере «Иван Сусанин» М.Глинки
Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!»
из оперы «Жизнь за царя» М.Глинки
18
1
Народная музыка в опере «Хованщина»
М.Мусоргского
Ария Марфы
«Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргкого
19
1
Восточные мотивы в операх русских композиторов
«Персидский
хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргкого.
20
1
Характерные особенности мелодики и ритма восточных мотивов
Балет «Гаяне» «Танец с саблями» «Колыбельная Гаяне»
А.Хачатурян
21
1
Современная трактовка народных мелодий – основа музыкального языка балета
Балет «Петрушка»
И.Стравинский
22
1
Музыка театра комедии
Мюзикл «Моя прекрасная леди»
Ф.Лоу
Оперетта «Летучая мышь»
И.Штраус
22
1
Сходство и различие жанров сценической музыки (балет, опера, мюзикл, оперетта)
«Вальс» из оперетты
«Летучая мышь»
И.Штраус
«Танец с саблями»
из балета «Гаяне»
А.Хачатурян
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(3ч)
23
1
Фортепианная музыка
«Прелюдия до-диез минор»
С.Рахманинов
«Прелюдия до-мажор»
И.Бах
24
1
Образы революции в музыке Ф.Шопена
Прелюдия №7, №20, «Революционный» этюд до-минор
Ф.Шопен
25
Великие
исполнители Пианисты Вокалисты
Концерт для ф-но с оркестром № 2
С.Рахманинов
«Куплеты Риголетто» из оперы
«Риголетто»
Д.Верди
«В концертном зале» (3 ч)
26
1
Музыкальный инструмент – гитара
Концерт для гитары.
И.Альбенис
«Романс» неизвестный автор
27
1
Авторская песня
Барды
«Песня о друге»
В.Высоцкий
«Пожелание друзьям»
Б.Окуджава
28
1
Великий музыкальный сказочник
Симфоническая сюита «Шехеразада» Н.Римский-Корсаков
«Музыкальные воспоминания» (4ч)
29
1
Музыка осени. Песни разных народов мира
«Осенняя песнь»
П.Чайковский
«Бульба» белорусская народная песня
«Колыбельная»
Итальянская народная песня
30
1
Сказочные образы в музыке
Былины
«Былина об Илье Муромце»
«Богатырская симфония»
А.Бородин
31
1
Фортепианная музыка русских и зарубежных композиторов
«Лунная соната»
«К Элизе»
Л.Бетховен
«Баркарола»
П.Чайковский
32
33
1
Многообразие музыкальных образов, возникающих на основе одной интонации
( до – фа – соль - ля)
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига, «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргского, Соната №8 (финал) Л.Бетховена,
французская народная песня «Пастушка»
34
1
Заключительный урок Обобщение учебных тем 4 класса
Музыкальная викторина