Рабочая программа по предмету "Развитие речи" школы 2 вида | Спиридонова Саргылана Прокопьевна. Работа №363243
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" школы 2 вида для 3 класса.
Данный предмет представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Министерство образования науки «Республики (Саха) Якутия»
Государственное казенное образовательное учреждение
«Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Рекомендовано к утверждению «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО начальных классов зам. директора по УР Директор ГКОУ «РС(К)Ш-И» __________Протокол №1 Корякина И.И. _____________ Алексеев Е.И. _________________Мартынова Т.Ф от «31» августа 2024г. от «31» августа 2024г. от « » 2024г.
Рабочая программа
По предмету «Развитие речи»
3 «А» класс
Автор А. Г. Зикеев
АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ
Вариант 2.2
(3 часа в неделю – 102 часа в год)
2024 -2025 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Спиридонова Саргылана Прокопьевна
Развитие речи
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом ФГОС начального общего образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, подданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Особую ценность материала рабочих тетрадей в сочетании с методическим пособием к ним имеют для педагогов и психологов коррекционных и вспомогательных школ, работающих с детьми, которые испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой.
Общая характеристика учебного курса
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений; создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Данный предмет представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Уточнение и обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, характеризующие предмет по материалу, по веществу, по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц. Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и незавершенности и др.
Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных и вопросительных предложений; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причины, цели, времени, места.
Составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений).
Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений.
Введение в рассказы элементов описания.
Выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т. п., местоимений, союзов и др.
Изложение текста по готовому и коллективно составленному плану.
Речевой этикет. Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления.
Место курса «Развитие речи» в учебном плане
В 3 классе на уроки развитие речи отводится 102ч (по 3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель данной программы это создание условий для развития словесной речи (устной и письменной) слабослышащих учащихся, формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
Задачи:
дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности;
формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения;
развитие у них нравственно этических чувств и художественного вкуса;
развитие умения работать с текстом;
активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
Развитие речи, являясь одним из ведущих видов и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в развитие речи, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены. В основу построения классного развития речи положен тематический принцип.
Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:
Лето -5ч
На улице -5ч
В школе- 3 ч
Одежда -2 ч
Работа с текстом – 4ч
Осень -6 ч
Режим дня- 5ч
В школе-2 ч
Посуда-2 ч.
Зима-12 ч.
Работа с текстом -2 ч.
Новый год -1 ч.
В магазине- 4ч.
Библиотека-4 ч
Глаголы-10ч.
8 марта-3 ч.
Весна-2 ч
Простые и сложные предложения-7ч.
Весенние каникулы-2ч
Сложное предложение-13ч
Весна-3 ч.
Транспорт -5ч
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических
и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмо
ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества
со
взрослыми и сверст
никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон
фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав
нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических сре
дств пр
едставления информации о книгах;
активное использование речевых сре
дств дл
я решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной ин
формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
иоценку
событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса «Развития речи» является
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (
аудирование
)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от
слогового
к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично»)
– уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие
ошибок
как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо»)
– уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно»)
– достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок
ли не
более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо»)
– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,
нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
составлять устные и письменные рассказы (сочинения) повествовательного характера с элементами описания, с соблюдением композиционных частей.
писать изложение текста (70— 80 слов) по плану; делать устное и письменное сообщение о погоде и календарных данных.
Ожидаемые результаты по предмету «Развитие речи»:
Воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
1. Русский язык и развитие речи. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1-го вида издательство Москва, «Владос» 2014г. Составлен А.Г.Зикеев.
Методические пособия
1.Метадическое пособие «Звездочка»
2.Наглядный материал(таблички, картинки)
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Компьютер
Тематическое планирование.
Развитие речи
Русский язык 3 класс. А. Г. Зикеев. Владос 2014
Вариант 2.2
Класс 3 «а» 2024-2025
Описание раздела
Тема урока
Кол-во часов
Лето
Лето.Работа по картине
1
Летом в лагере
1
В лесу. Работа по серии картин
1
В лесу. Написание рассказа
1
Написание письма другу (подруге)
1
На улице
На улице
1
Сравнительные наречия: лучше, хуже, громче, тише
1
Сравнительные наречия: сильнее, труднее, холоднее
1
Составление рассказа "Смелый мальчик" по плану
1
Написание рассказа "Смелый мальчик"
1
В школе
Я в школе
1
Составление рассказа "Гроза в лесу" по картинке
1
Написание рассказа "Гроза в лесу"
1
Одежда
Описание рубашки
1
Работа с дефрмированным текстом
1
Работа с текстом
Работа с текстом "Готовятся к зиме"
1
Обобщающие слова
1
Летом на реке. Работа по картине
1
Использование прилагательных. Ответы на вопросы: какая? какое? какие?Работа над словами
1
Осень
Ранняя и поздняя осень
1
"Дружные ребята" Работа с деформированным текстом
1
"Дружные ребята" Написание рассказа.
1
Повторение
1
Рассказ по картине "Живой уголок"
1
Подарок Коле
1
Режим дня
Режимные моменты. Что показывают часы
1
День школьника
1
Предлоги: с,до,после,в,через
1
Составление рассказа по картинке
1
Написание рассказа по плану
1
В школе
Столярная мастерская. Инструменты
1
Швейная мастерская
1
Посуда
Посуда.Сравнение по величине, материалу, цвету
1
Работа с текстом "Ведро и ведрышко"
1
Зима
Кормушка. Снеговик. Составление рассказа
1
Звери и птицы зимой
1
Звери и птицы зимой
1
Шарик Изложение
1
Шарик Изложение
1
Почему Вова опоздал на урок. Работа по картинкам
1
Написание рассказа. Почему Вова опоздал на урок
1
Снег. Описание снега
1
Употребление местоимений: ей,ему, им в предложениях
1
Заяц и волк. Изложение
1
Заяц и волк. Изложение
1
Береги книгу
1
Работа с текстом
Синичка. Работа с текстом с последующим действием
1
Мои зимние каникулы
1
Новый год
Новый год
1
В магазине
В книжном магазине
1
Моя любимая сказка
1
Надя и Катя. Изложение.
1
Надя и Катя. Изложение.
1
Библиотека
Классная библиотека
1
Диалог о библиотеке
1
Заблудился. Работа с текстом.
1
Заблудился. Написание рассказа.
1
Глаголы
Глаголы, отвечающие на вопросы: что делал?что сделал?
1
Глаголы, отвечающие на вопросы: что делал?что сделал?
1
Составление рассказа по картинке.
1
Написание рассказа по картинке
1
Глаголы, отвечающие на вопросы: что делал?что сделал?
1
Глаголы, отвечающие на вопросы: что делал?что сделал?
1
Новый муравейник.
1
Написание рассказа по плану.
1
В гостях и дома.
1
Кинофильм
1
8 марта
Праздник мамы
1
Письмо маме
1
Письмо маме
1
Весна
Весна идет
1
Весенние работы в саду
1
Простые и сложные предложения
Почему? Может- не может, хочет-не хочет
1
Почему? Может- не может, хочет-не хочет
1
Составление рассказа по плану
1
Написание рассказа по плану.
1
Бумажка
1
Почему? Должен,умеет, знает
1
Составление сложных предложений
1
Весенние каникулы
Как Вася провел каникулы
1
Мои весенние каникулы
1
Сложное предложение
На льдине
1
Для кого? Из чего? От чего?
1
Описание тумбочки.
1
Зачем? Чтобы…..
1
Зачем? Чтобы…..
1
Употребление слов цветной- разноцветный
1
Зоя заболела. Составление рассказа
1
Зоя заболела. Написание рассказа
1
Употребление слов типа: лимонный, сосновый….
1
Суффиксы -ов, - н, -ин.
1
Юннаты. Пришкольный участок
1
Описание чемодана
1
Письмо Зины к подруге
1
Весна
Погода весной
1
Описание времен года
1
Описание времен года
1
Транспорт
Составление рассказа по картинке
1
На улице. Сочинение
1
Письмо другу
1
Письмо другу
1
Повторение
1