Рабочая программа по русскому языку, 6 класс | Костылева Александра Анатольевна. Работа №271020
Автор: Костылева Александра Анатольевна
Рабочая программа по русскому языку предназначена для 6 класса, 6 часов в неделю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №9»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 31.08.2020г. №1
Введено приказом от 31.08.2020г. №138
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку для 6г класса (6 часов в неделю, 210 часов в год)
Составитель: Костылева А.А., учитель русского языка и литературы
«Согласовано»
Заместитель директора________
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 28.08.2020г. №1.
Руководитель МО ___________
г. Елабуга
2020г.
1.Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возможность научиться
Язык. Речь. Общение
Различать способы передачи мысли, настроения, информации; выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи.
Понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения.
К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов
(познавательная инициативность) слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала; формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознание того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека; формирование навыка конструирования текста-рассуждения.
Повторение изученногоVклассе.
Определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в различных частях слова, производить устный и письменный морф.разбор слова, анализировать текст, подбирать проверочное слово, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, применять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму. Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций, определять структуры сложного предложения, применять правила постановки запятой в ССП, оформлять прямую речь и диалог на письме.
К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка речевых высказываний
Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию-к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выполняемые в ходе исследования фонетической структуры слова, простого и сложного предложения
Формирование интереса к родному языку, воспитаниеинтереса к своему Отечеству.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, чувства прекрасного.
Продолжить формированиеу учащихся орфографической зоркости, устойчивой мотивации к обучению.
Текст
Вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах; адекватно воспринимать на слух текст. Преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке.
Научиться определять текст по форме, виду речи, выявлять устойчивые разновидности текста, составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи.Владеть приемами аудирования; оценивать чужую речь.
К: формировать навык работы в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта, проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Формировать навык написания деловых бумаг Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности Интерес к созданию собственных текстов.
Лексика и фразеология. Культура речи.
Научится с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, различать слова общеупотребительные от необщеупотребительных определять диалектизмы в тексте, определять устаревшие слова в тексте худ.литературы и объяснять их значение, читать и понимать содержание словарной статьи.
Научиться формировать навык лингвистического конструирования, описания, анализа, применять способы сжатия текста; различать лексику исконно-русскую и заимствованную, составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи; различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингв. анализа текста с фразеологизмами.
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать навык работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и форм сотрудничества, применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью комп. технологий.
П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.
Продолжить формирование у учащихся бережного отношения к слову языковой грамотности Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской учебно-познавательной деятельности. Формировать познавательный интерес у учащихся
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Научится применять правило написания букв Ы иИ после приставок при анализе лексических единиц, объяснять написание гласных в приставках, составлять план сочинения-описания. Научится реализовать алгоритм написания сложносокращенных слов, соед. гласных в сложных словах, применять правила проверки написания гласных в корнях с чередованием.
Научиться работать со словарем, использовать знания по этимологии при объяснении его написания. Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме.
К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования типа речи описание
Развитие познавательного интереса к этимологии слов русского языка.
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности, навыка составления алгоритма выполнения задачи, устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности.
Формирование собственной точки зрения на определенные вопросы
Интерес к созданию собственных текстов, стремление к речевому совершенствованию.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное.
Научится реализовать алгоритм построения словосочетаний и предложений с существительными общего рода, написания соед. гласных в сложных словах , написания сложносокращенных слов, морфологического разбора имени существительного . Научится составлять план сочинения-описания, выявлять грамматические признаки имен существительных по алгоритму выполнения лингвистической задачи.
Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме. Научиться составлять тесты на заданную тему. Научиться анализировать допущенные ошибки.
К:формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной или групповой работы, управлять поведением партнера(контроль, коррекции, оценка действий партнера, умение убеждать), устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции , самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования Существительного, прилагательного как части речи, объяснять языковые явления, в ходе работы над ошибками.
Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Имя прилагательное
Научится образовывать степени сравнения, производить морфологического разбора имен прилагательных, применять в практико-теоретической деятельности алгоритм определения условий написания не с прилагательными применять правила постановки двух букв н суффиксах прилагательных,постановки букв е-о после шипящих.
Научится применять правила написания суффиксов -к-
-ск-, применять правила написания сложных слов.
Научиться вычленять из текста основную информацию. Построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме.
К:формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной или групповой работы, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы или принятия эффективных совместных решений.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания к\д , выполнения граммат. задания, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и значения структуры слова.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей, интереса к самосовершенствованию.
Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Продолжить формирование чувства бережного отношения к природе.
Имя числительное
Научится определять простые и составные числительные, применятьусловия выбора Ь знака в середине и на конце числительных, отличать порядковые числительные от других частей речи. Научится применять правило написания, склонения дробных числительных, определять и конструировать собирательные числительные.
Научиться применять знания о морфологических признаках числительных при объяснении написания. Научиться конструировать синтаксические единицы по алгоритму выполнения языковой задачи.
К:формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной или групповой работы,использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки действия
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.К: управлять своим поведением (контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать).
Формирование интереса к демографическим проблемам Земного шара, навыков конструирования слова. Продолжить работу над формированием интереса к истории развития книгопечатания в России. Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению, навыков обобщения и систематизации теоретического материала.
Местоимение
Отличать местоимения от других частей речи, склонять личные местоимения, определять род, падеж, роль в предложении. Отличать возвратное местоимение от личного, вопросительные местоимения от относительных. Определять отличительные признаки неопределенных отрицательных местоимений,
грамматические признаки указательных местоимений.
Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфологических признаков.
К:формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной или групповой работы,использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов. Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала, самоконтроля и самоанализа.
Глагол
Научится определять разноспрягаемые глаголы по грамматическим признакам, использовать понятие алгоритм «переходности и
непереходности глаголов, определять наклонение глагола, применять правила написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов, владеть терминологией, правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении.Научится находить в предложении глагол, определять его непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении.
Научиться определять глагол по его грамматическим признакам , составлять текст Научиться применять алгоритм морфологического разбора глагола в практической деятельности, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы.
К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) Формирование устойчивой мотивации к обучению, к поэтапному самосовершенствованию
Повторение и систематизация пройденного за год.
Научится применять алгоритм проверки пунктограмм, составлять текст публичного выступления. Научится составлять текст публичного выступления, применять алгоритм проведения морфологического анализа слова и синтаксического разбора слова.
Научиться корректировать и применять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
2. Содержание учебного предмета.
Название раздела
Содержание материала
Количество часов
Введение. Язык. Речь. Общение – 3 ч
3ч
Повторение изученного в V классе.
Текст.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.
Части речи. Морфологический разбор слова
Словосочетание. Простое Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
Прямая речь. Диалог.
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Текст и его стили. Официально-деловой стиль
20ч
Лексика и фразеология. Культура речи.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
15ч
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
31ч
Морфология. Орфография. Культура речи.
128ч
Имя существительное.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
26ч
Имя прилагательное.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
29ч
Имя числительное.
Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое, числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
18ч
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
26ч
Глагол.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -евать) и –ыва(ть), -ива(ть).
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
29ч
Повторение и систематизация пройденного в VI классе.
Повторение основных разделов. Повторение орфограмм.
13ч
Итого
210ч
Календарно-тематическое планирование
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]/ - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015
№
Изучаемый раздел, тема урока
Кол-во часов
Сроки
6а, в
План.
Факт.
Язык. Речь. Общение (3ч.)
1
Язык. Речь. Общение.
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
01.09
2
Язык, речь, общение
1
02.09
3
Ситуация общения
1
04.09
Повторение пройденного в V классе (20ч.)
4
Повторение пройденного в V классе
Фонетика, орфоэпия, графика.
1
05.09
5
Фонетический разбор слова.
1
05.09
6
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.
1
07.09
7
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
08.09
8
Части речи. Морфологический разбор слова.
1
09.09
9
Орфограммы в окончаниях слов.
1
11.09
10
Р.Р. Сочинение «Интересная встреча».
1
12.09
11
Анализ сочинения. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
1
12.09
12
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
1
14.09
13
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
1
15.09
14
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
1
16.09
15
Синтаксический разбор предложений.
1
18.09
16
Прямая речь. Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
19.09
17
Прямая речь. Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
19.09
18
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».
1
21.09
19
Анализ контрольного диктанта.
Р.Р. Текст. Его особенности.
1
22.09
20
Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста.
1
23.09
21
Р.Р. Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по данному началу.
1
25.09
22
Ключевые слова. Основные признаки текста.
1
26.09
23
Р.Р. Текст и его стили. Официально-деловой стиль.
1
26.09
Лексика и фразеология. Культура речи (15ч.)
24
Лексика и фразеология. Культура речи
Слово и его лексическое значение.
1
28.09
25
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя».
1
29.09
26
Р.Р. Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя».
1
30.09
27
Анализ сочинения. Общеупотребительные слова.
1
02.10
28
Профессионализмы.
1
03.10
29
Диалектизмы.
1
03.10
30
Р.Р. Сжатое изложение «В.И. Даль» (упр.119)
1
05.10
31
Анализ сжатого изложения. Исконно-русские и заимствованные слова. Защита проекта «Заимствованная лексика в наименовании цветов»
1
06.10
32
Новые слова (неологизмы).
1
07.10
33
Р.Р. Устаревшие слова.
1
09.10
34
Словари.
1
10.10
35
Урок повторения по лексике.
1
10.10
36
Контрольная тестовая работа по лексике.
1
12.10
37
Анализ контрольной работы по лексике. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
1
13.10
38
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
1
14.10
Словообразование. Орфография. Культура речи(31ч.)
39
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Морфемика и словообразование.
1
16.10
40
Морфемика и словообразование.
1
17.10
41
Р.Р. Описание помещения.
1
17.10
42
Р.Р. Описание помещения. Написание сочинения.
1
19.10
43
Анализ сочинения. Основные способы образования слов в русском языке.
1
20.10
44
Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические.
1
21.10
45
Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические.
1
23.10
46
Повторение и обобщение изученного материала.
1
24.10
47
Контрольный диктант за первую четверть.
1
24.10
48
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
26.10
49
Этимология слов.
1
27.10
50
Буквы о и а в корне
-кас- - -кос-
1
28.10
51
Буквы о и а в корне
-кас- - -кос-
1
30.10
52
Буквы о и а в корне
-гор - - -гар –
1
31.10
53
Буквы о и а в корне
-гор - - -гар –
1
31.10
54
Буквы а и о в корне –зар- -зор-
1
09.11
55
Буквы а и о в корне –зар- -зор-
1
10.11
56
Повторение изученного по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».
1
11.11
57
Контрольная работа по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».
1
13.11
58
Анализ контрольной работы. Буквы ы и и после приставок.
1
14.11
59
Буквы ы и и после приставок.
1
14.11
60
Гласные в приставках пре - и при-
1
16.11
61
Правописание гласных в приставках пре - и при-
1
17.11
62
Повторение и обобщение по теме «Словообразование. Орфография».
1
18.11
63
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография».
1
20.11
64
Анализ контрольного диктанта. Соединительные о и е в сложных словах.
1
21.11
65
Соединительные о и е в сложных словах.
1
21.11
66
Сложносокращенные слова.
1
23.11
67
Сложносокращенные слова.
1
24.11
68
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
1
25.11
69
Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
1
27.11
Морфология. Имя существительное (26ч.)
70
Анализ сочинения. Морфология. Имя существительное.
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
1
28.11
71
Р.Р. Письмо (по упр. 244).
1
28.11
72
Разносклоняемые имена существительные.
1
30.12
73
Разносклоняемые имена существительные.
1
01.12
74
Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя.
1
02.12
75
Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя.
1
04.12
76
Р.Р. Устное публичное выступление (упр. 263).
1
05.12
77
Несклоняемые имена существительные.
1
05.12
78
Несклоняемые имена существительные.
1
07.12
79
Директорская контрольная работа за 1 полугодие (диктант).
1
08.12
80
Род несклоняемых имен существительных.
1
09.12
81
Имена существительные общего рода.
1
11.12
82
Имена существительные общего рода.
1
12.12
83
Морфологический разбор имени существительного.
1
12.12
84
Р.Р. Комплексный анализ текста (упр. 282).
1
14.12
85
Не с существительными.
1
15.12
86
Правописание Не с существительными.
1
16.12
87
Правописание Не с существительными. Нахождение антонима к слову.
1
18.12
88
Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
1
19.12
89
Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
1
19.12
90
Гласные в суффиксах существительных –ек и-ик.
1
21.12
91
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
1
22.12
92
Обобщение изученного по теме «Имя существительного». Определение основной мысли текста.
1
23.12
93
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
1
25.12
94
Анализ контрольного диктанта.
Имя прилагательное как часть речи. Поиск слова в тексте по значению.
1
26.12
95
Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
26.12
Имя прилагательное как часть речи (29ч.)
96
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
11.01
97
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
Защита проекта «Имена прилагательные в названиях местностей»
1
12.01
98
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи: описание. Описание природы. Ответ на вопрос по тексту
1
13.01
99
Степени сравнения имен прилагательных.
1
15.01
100
Степени сравнения имен прилагательных.
1
16.01
101
Разряды имен прилагательных по значению.
1
16.01
102
Подготовка к сочинению по теме «Описание природы»
1
18.01
103
Р.Р. Сочинение по теме «Описание природы».
1
19.01
104
Анализ сочинения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
1
20.01
105
Р.Р. Составление текста со сложными прилагательными (упр.341). Знаки препинания в прост. и сложн. предложениях.
1
22.01
106
Относительные прилагательные.
1
23.01
107
Притяжательные прилагательные.
1
23.01
108
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
25.01
109
Не с прилагательными.
1
26.01
110
Не с прилагательными.
1
27.01
111
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
1
29.01
112
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
1
30.01
113
Р.Р. Устное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».
1
30.01
114
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
01.02
115
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
02.02
116
Р.Р. Описание игрушки (упр. 375).
1
03.02
117
Анализ сочинения. Урок-практикум. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
05.02
118
Р.Р. Изложение по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».
1
06.02
119
Анализ изложения. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.
1
06.02
120
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
08.02
121
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
09.02
122
Р.Р. Устное публичное выступление на одну из выбранных тем (упр. 393). Знаки препин. в предл. с прямой речью.
1
10.02
123
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».
1
12.02
124
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
1
13.02
Имя числительное как часть речи (18ч.)
125
Анализ контрольного диктанта. Имя числительное. Имя числительное как часть речи.
1
13.02
126
Простые и составные числительные.
1
15.02
127
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
16.02
128
Порядковые числительные.
1
17.02
129
Порядковые числительные.
1
19.02
130
Разряды количественных числительных
1
20.02
131
Числительные, обозначающие целые числа.
1
20.02
132
Числительные, обозначающие целые числа.
1
22.02
133
Дробные числительные.
1
23.02
134
Дробные числительные.
1
24.02
135
Р.Р. Составление рассказа с дробными числительными (упр. 419).
1
26.02
136
Собирательные числительные.
1
27.02
137
Собирательные числительные.
1
27.02
138
Урок-практикум. Склонение числительных.
1
01.03
139
Морфологический разбор имени числительного.
1
02.03
140
Обобщение и систематизация изученного по теме: «Имя числительное».
1
03.03
141
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».
1
05.03
142
Анализ контрольного диктанта.
Р.Р. Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!» (упр. 432). Тип речи текста.
1
06.03
Местоимение как часть речи (26ч.)
143
Местоимение. Местоимение как часть речи.
1
06.03
144
Личные местоимения.
1
08.03
145
Личные местоимения.
1
09.03
146
Р.Р. Составление рассказа от первого лица на тему «Как я однажды помогал маме».
1
10.03
147
Возвратное местоимение себя.
1
12.03
148
Вопросительные местоимения.
1
13.03
149
Относительные местоимения.
1
13.03
150
Относительные местоимения.
1
15.03
151
Неопределенные местоимения.
1
16.03
152
Неопределенные местоимения.
1
17.03
153
Отрицательные местоимения.
1
19.03
154
Отрицательные местоимения.
1
20.03
155
Притяжательные местоимения.
1
20.03
156
Притяжательные местоимения.
1
31.03
157
Р.Р. Рассуждение как тип речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему.
1
02.04
158
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему.
1
03.04
159
Анализ сочинения-рассуждения. Указательные местоимения.
1
03.04
160
Указательные местоимения.
1
05.04
161
Определительные местоимения.
1
06.04
162
Определительные местоимения.
1
07.04
163
Местоимения и другие части речи.
1
09.04
164
Р.Р. Морфологические средства связи предложений в тексте.
1
10.04
165
Р.Р. Сочинение по картине
Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499).
1
10.04
166
Анализ сочинения по картине. Морфологический разбор местоимения.
1
12.04
167
Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение».
1
13.04
168
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».
1
14.04
Глагол как часть речи (29ч.)
169
Анализ контрольного диктанта. Глагол как часть речи.
Повторение изученного в 5 классе.
1
16.04
170
Орфограммы в суффиксах, корнях и окончаниях глаголов. Морфологические признаки глагола.
1
17.04
171
Орфограммы в суффиксах, корнях и окончаниях глаголов. Морфологические признаки глагола.
1
17.04
172
Разноспрягаемые глаголы.
1
19.04
173
Разноспрягаемые глаголы.
1
20.04
174
Р.Р. Составление диалогов с разноспрягаемыми
глаголами (упр. 526).
1
21.04
175
Глаголы переходные и непереходные.
1
23.04
176
Переходные и непереходные глаголы.
1
24.04
177
Р.Р. Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетной картине
1
24.04
178
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетной картине (упр.537).
1
26.04
179
Анализ сочинения.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
27.04
180
Изъявительное наклонение.
1
28.04
181
Условное наклонение.
1
30.04
182
Условное наклонение.
1
01.05
183
Повелительное наклонение.
1
01.05
184
Повелительное наклонение.
1
03.05
185
Употребление наклонений.
1
04.05
186
Р.Р. Составление текста на одну из заданных тем с использованием глаголов разных наклонений.
1
05.05
187
Безличные глаголы.
1
07.05
188
Употребление безличных глаголов.
1
08.05
189
Морфологический разбор глагола.
1
08.05
190
Р.Р. Рассказ на основе услышанного.
1
10.05
191
Р.Р. Написание рассказа на основе услышанного.
1
11.05
192
Анализ сочинения. Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».
1
12.05
193
Контрольная работа по теме «Глагол».
1
14.05
194
Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.
1
15.05
195
Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.
1
15.05
196
Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол».
1
17.05
197
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
1
18.05
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (13ч.)
198
Анализ контрольного диктанта. Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Разделы науки о языке.
1
19.05
199
Промежуточная аттестация.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
21.05
200
Орфография. Орфографический анализ слова.
1
22.05
201
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1
22.05
202
Р.Р. Сочинение по теме «Майский день, каким я увидел(а) его сегодня (вчера и т.д.)».
1
24.05
203
Анализ сочинения. Лексика и фразеология.
1
25.05
204
Лексика и фразеология.
1
26.05
205
Словообразование.
1
28.05
206
Словообразование.
1
28.05
207
Морфология.
1
29.05
208
Синтаксис. Синтаксический разбор.
1
29.05
209
Синтаксический разбор.
1
31.05
210
Комплексное повторение и обобщение изученного в 6 классе.
1
31.05
Контрольно-измерительные материалы
Входной контрольный диктант
Цель: определить степень устойчивости знаний, выяснить причины потери учащимися знаний за летний период, наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- написание приставок на -з, -с;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- знак препинания в конце предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- морфемного разбора слова;
- фонетического разбора слова.
Осенью
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(90 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – На голых листьях …;
2 вариант - Вдруг среди листвы…
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Цели: проверить усвоение орфографических правил: о-а, е-и в корнях с чередованием, правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением; знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове.
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
(ПоИ. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – весенний;
2 вариант – лесных.
Контрольный диктант по теме «Словообразование»
Цели: проверить знания, полученные по теме «Словообразование»
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Цели: в результате изучения темы учащиеся должны правильно писать не с существительными, образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант –непогоду, на сучок;
2 вариант – жизнью, на ветках.
2) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – речонка;
2 вариант – бельчонок.
3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Цели: отработка правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксов прилагательных, сложных прилагательных, определение синтаксических функций прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
(119 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант –ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – серебряные.
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Цели: проверить качество усвоенных знаний по теме «Имя числительное»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
(113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант –одна тысяча шестьсот сорок;
2 вариант – пятая часть.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Цели: проверить орфографические навыки по написанию местоимений
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.
Диктант по теме «Глагол»
Цели: проверить знания учащихся : наклонение глаголов, их грамматическое значение, особенности изменения разноспрягаемых глаголов, переходные и непереходные глаголы; уметь писать окончания и суффиксы глаголов.
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..
3) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – услышите;
2 вариант – доносились.
4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Цели: проверить знания учащихся : наклонение глаголов, их грамматическое значение, особенности изменения разноспрягаемых глаголов, переходные и непереходные глаголы; уметь писать окончания и суффиксы глаголов.
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.
(110 слов)
(По Л. Толстому)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – поймали бы, светлеет;
2 вариант – ходил бы, боится.
4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.
Контрольный диктант за курс 6 класса
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(117 слов)
(По Д. Зуеву.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – любого существительного;
2 вариант – любого прилагательного.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – любого сложносочиненного предложения;
2 вариант – любого осложненного предложения.
Система оценивания работы.
Критерии оценки диктантов
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.