Статья рабочая программа УД.02 Русский язык и культура речи. Автор: Дрензелева Ольга Владимировна

Автор: Дрензелева Ольга Владимировна
Рабочая программа учебной дисциплины УД.02 Русский язык и культура речи является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО


Автор: Дрензелева Ольга Владимировна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Комаричский механико-технологический техникум
Утверждаю Согласовано
Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР
_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская
_____ ___________ 2018 г. _____ ___________ 2018 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
УД. 02 Русский язык и культура речи
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
протокол №__от ____________2018г
Председатель МК_______Л.В.Ольховская
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комаричский механико-технологический техникум
Разработчики: Дрензелева О. В.- преподаватель ГБПОУ Комаричский механико-технологический техникум п. Комаричи
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ КМТТ.
Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.
содержание
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-14
условия реализации РАБОЧЕй программы учебной дисциплины
15-17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17-18
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессиональной и социально значимой тематики планируемых сообщений, анализируемых текстов.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.
В результате освоения учебной дисциплины Русский язык и культура речи обучающийся должен:
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1. Оформлять техническую документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 52часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 52 часов, из них: лекций – 42 часа; практических занятий – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
лекции
42
практические занятия
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Тематический план учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество.
2
Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
2
Раздел 1.
Язык и речь
3
Тема 1.1
Основные единицы языка. Виды речевой деятельности
Содержание учебного материала
1
Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
2
Тема 1.2
Русский литературный язык, языковые нормы. Основные требования к речи
Содержание учебного материала
1
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
2
Практические занятия
Обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи. Социальные аспекты культуры речи.
1
2
Раздел 2
Фонетика
4
Тема 2.1
Фонетические единицы языка. Ударение словесное и
логическое. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения
Содержание учебного материала
2
Звук и фонема.
Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.
2
Варианты русского литературного произношения. Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности
2
Тема 2.2
Фонетические средства речевой выразительности
Содержание учебного материала
2
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.
2
Контрольный диктант по разделу Фонетика.
3
Раздел 3
Лексика и фразеология
10
Тема 3.1
Слово в лексической системе языка. Лексика с точки зрения ее употребления
Содержание учебного материала
5
Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова.
2
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
2
Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
2
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
2
Лексика с очки зрения ее употребления. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
Тема 3.2
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии
Содержание учебного материала
1
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
2
Практические занятия
Стилистический анализ текста.
1
2
Тема 3.3
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты
Содержание учебного материала
2
Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте.
2
Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
2
Практические занятия
Выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте; ошибок в употреблении фразеологизмов.
1
2
Раздел 4
Словообразование
4
Тема 4.1
Способы словообразования
Содержание учебного материала
2
1.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
2
2.
Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
2
Тема 4.2
Стилистические возможности словообразования
Содержание учебного материала
2
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
2
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
2
Раздел 5
Части речи
6
Тема 5.1
Самостоятельные и служебные части речи
Содержание учебного материала
1
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
2
Практические занятия
Морфологический разбор знаменательных частей речи.
1
2
Тема 5.2
Нормативное употребление форм слова
Содержание учебного материала
3
Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм.
2
Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
Тема 5.3
Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова
Содержание учебного материала
1
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
2
Раздел 6
Синтаксис
10
Тема 6.1
Основные синтаксические единицы
Содержание учебного материала
2
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
2
Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
2
Тема 6.2
Типы предложений
Содержание учебного материала
1
Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.
2
Практические занятия
Разбор предложений разных видов, составление схем предложений.
1
2
Тема 6.3
Основные выразительные средства синтаксиса
Содержание учебного материала
1
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).
2
Практические занятия
Работа с текстом. Выразительные средства, фигуры речи русского языка.
1
2
Тема 6.4
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи
Содержание учебного материала
2
Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
2
Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
2
Контрольная работа по разделу Синтаксис (тестирование).
1
3
Практические занятия
Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.
1
2
Раздел 7
Нормы русского правописания
6
Тема 7.1
Принципы русской орфографии и пунктуации
Содержание учебного материала
2
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Рол лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.
2
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
2
Практические занятия
Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.
Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.
1
2
Тема 7.2
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности
Содержание учебного материала
2
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
2
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
2
Контрольный диктант по разделу Нормы русского правописания.
1
3
Раздел 8
Стили речи
7
Тема 8.1
Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
2
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).
2
Описание научное, художественное, деловое.
2
Тема 8.2
Функциональные стили речи и их особенности
Содержание учебного материала
2
Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
2
Сфера их использования, языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
2
Практические занятия
Создание текстов в разных стилях речи.
1
2
Тема 8.3
Жанры деловой и учебно-научной речи
Содержание учебного материала
1
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
2
Дифференцированный зачет
1
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Русский язык и литература.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий Русский язык и культура речи.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2011.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Медиатека.
1.Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М.. МедиаХауз, 2004.
2. Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., Новый Диск, 2004.
3. Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, Инис-софт, 2005.
4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., 1С: Репетитор, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал Русский язык
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
5. http://www.gramma.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
практические занятия
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
практические занятия, устный опрос, тестирование
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
практические занятия, контрольная работа
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
практические занятия, рефераты
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
практические занятия
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
практические занятия, тестирование
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
практические занятия, диктанты
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов
практические занятия
Знания:
связь языка и истории, культуры русского и других народов
устный и письменный опрос, рефераты
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
устный опрос, тестирование
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
контрольная работа
Орфоэпические, лексические,грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
контрольная работа
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x