Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Работа логопеда с детьми с нарушениями слуха» | Толкачева Светлана Владимировна. Работа №323641

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Как проводить работу по коррекции речи с детьми ОВЗ.

От чего зависит уровень речевого развития детей с нарушениями слуха? 

Проблемы с речью у слабослышащих и глухих детей зависят от ряда факторов: Среди наиболее распространенных логопедических проблем можно выделить:

 

Условия и форма организации работы с детьми с нарушениями слуха.

Как проводится логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха и в чем ее особенности?

Направления работы логопеда с детьми с нарушениями слуха.

   Как должны взаимодействовать логопед и сурдопедагог?

 

Если логопед работает в первую очередь над развитием речи, то деятельность сурдопедагога более широкая. Этот специалист сосредоточен на воспитании и обучении детей с нарушениями слуха для их социальной адаптации и реабилитации. Цель сурдопедагога – развить слуховое восприятие в целом, то есть научить ребенка ориентироваться в окружающих нас неречевых звуках (различные шумы, музыка и т. д.). А логопед нацелен на развитие речевого слуха, то есть способности понимать речь.

Работа логопеда с детьми с нарушениями слуха.

От чего зависит уровень речевого развития детей с нарушениями слуха?

Проблемы с речью у слабослышащих и глухих детей зависят от ряда факторов:

Степень нарушения слуха.

 Чем серьезнее нарушение, тем сильнее страдает речевое развитие.

Время возникновения слухового дефекта.

 Если ребенок родился глухим или потерял слух в доречевой период развития, то он, скорее всего, не усвоит речевые навыки и будет общаться посредством языка жестов. При сильном снижении или потере слуха после формирования речи и до 5-6 лет ребенок перестает разговаривать в течение нескольких месяцев. Если же слух потерян после 6 лет, то полностью речь обычно не исчезает. Но у ребенка не пополняется и постепенно оскудевает словарный запас, возникают проблемы с произношением, интонацией, ударениями и т. д. Поэтому для адаптации таких детей к жизни в обществе крайне важна возможность получить квалифицированную логопедическую, сурдопедагогическую помощь.  

Использование слуховых аппаратов.

 Они бывают носимыми (внешними) или вживляемыми в улитку внутреннего уха (

кохлеарные

импланты

). Такие приборы значительно упрощают жизнь ребенка и позволяют ему освоить речь на уровне человека без проблем со слухом. 

Какие речевые проблемы наблюдаются у детей с нарушениями слуха?

Среди наиболее распространенных логопедических проблем можно выделить:

фонетико-фонематические нарушения: неправильное произношение звуков, их искажение, замена;

недоразвитие словарного запаса, особенно в плане абстрактных понятий;

смысловую неточность слов, расширение и сужение их значения;

несвязность речи, отсутствие фраз и предложений;

неправильное согласование слов и т. д.

У детей с нарушениями слуха часто наблюдаются сложности при овладении письмом. Они могут смешивать звуки в словах, путать «ь» и «ъ», не дописывать окончания, пропускать гласные и т. д. Возникают и проблемы с пониманием объяснения учителя, прочитанного текста.

Условия и форма организации работы с детьми с нарушениями слуха

Дети с незначительными нарушениями слуха (не распознают звуки до 50 Дб) могут посещать обычный детский сад, общеобразовательную школу и при необходимости ходить на занятия к логопеду в поликлинике, учебном заведении. Если проблемы более выраженные (не улавливают звуки от 50 до 70 дБ на расстоянии до 1 м), ребенку обычно требуется слуховой аппарат. Но он также может обучаться вместе со сверстниками без нарушения слуха.

Детям, у которых проблемы со слухом более серьезные, вплоть до полной глухоты (невозможности распознавать звуки от 80 Дб), даже при использовании слухового аппарата или после кохлеарной имплантации необходимо обучаться в коррекционных ДОО и школах по специальным методикам. Для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы, а также программы речевого развития.

Как проводится логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха и в чем ее особенности?

Перед началом работы специалист проводит диагностику, чтобы установить текущий уровень речевого развития ребенка, выявить имеющиеся нарушения. На основе полученных данных составляется индивидуальный план логопедических занятий. Логопед активно взаимодействует с медиками, педагогами и воспитателями, психологами, родителями.

Выделяют следующие направления работы логопеда с детьми с нарушениями слуха:

постановка правильного произношения, развитие членораздельной, внятной, понятной окружающим речи;

обучение распознаванию звуков, слов в речевом потоке, различению интонации;

формирование грамматически правильной, связной речи;

обогащение словарного запаса;

обучение чтению и развитие способности понимать прочитанное;

профилактика и коррекция нарушений письма.

Индивидуальная программа речевого развития регулярно корректируется, изменяется, дополняется с учетом достигнутых результатов. Для определения текущего уровня речевого развития ребенок сдает тесты в начале и конце учебного года.

Как должны взаимодействовать логопед и сурдопедагог?

Если логопед работает в первую очередь над развитием речи, то деятельность сурдопедагога более широкая. Этот специалист сосредоточен на воспитании и обучении детей с нарушениями слуха для их социальной адаптации и реабилитации. Цель сурдопедагога – развить слуховое восприятие в целом, то есть научить ребенка ориентироваться в окружающих нас неречевых звуках (различные шумы, музыка и т. д.). А логопед нацелен на развитие речевого слуха, то есть способности понимать речь.

Часто логопеду приходится работать без поддержки сурдопедагога. В этом случае ему необходимо помимо стандартных методик развития речи также использовать различные методы и приемы для развития неречевого слуха. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×