Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа над словарными словами с использованием современных технологий | Малсуйгенова Мадина Юсуфовна. Работа №210823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Малсуйгенова Мадина Юсуфовна
Проведение каждодневной, целенаправленной, разнообразной работы по усвоению обучащимися правописания словарных слов приведет к успешным результатам .

МКОУ «СОШ пос.Правокубанский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы:

 

 

 

 

 

 

Работа над словарными словами с использованием современных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малсуйгенова Мадина Юсуфовна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос.Правокубанский

 

 

 

 

Работа над словарными словами с использованием современных образовательных технологий.

 

«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть»
М. Горький.

 

Введение.

 

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.

Понимая всю значимость и важность этих слов, опираясь на опыт передовых педагогов, свой личный опыт, анализируя результаты ЕГЭ по русскому языку, можно сделать вывод о том, что интерес к изучению русского языка падает. Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что ученики учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы работы. Каждый учитель знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс обучения, а также снизить тревожность детей при изучении данного предмета.

Повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, т.к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Использование разнообразных методов (частично – поискового, проблемного, исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Вся эта работа способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. 

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов.
Процесс обучения следует организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. В результате такой работы формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлением словосочетаний, предложений, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению. Но и этот приём срабатывает ненадолго.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог “переносить” их на другие явления языка. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Основная задача моей работы заключается в том, чтобы сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным.

Цель моей работы:

- повысить качество знаний учащихся через использование в работе современных образовательных технологий;
- развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности, интерес к данному предмету;
- воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, культуру, традиции.

Использование в обучении игровых методов.

Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию – т.е. использованию при обучении занимательных заданий.

Занимательность как средство повышения эффективности изучения словарных слов.

Процесс русского языка обычно увлекает учащихся с развитым познавательным интересом, а он у младших школьников, как правило, не развит или недостаточно развит. Усвоение правописания словарных слов вызывает большие трудности у учащихся начальных классов.

Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Он помогает детям: психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз.

Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.

В словаре Ожегова и Шведова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”. Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

Метод звуковых ассоциаций

Метод графических ассоциаций (мнемотехника)

Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)

Выделение безударной гласной размером и цветом

Использование языкового материала

Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком

Орфографические пятиминутки

Диктанты наоборот

Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

На завтРАК РАК

ДЕд в ДЕревне.

МАшина у МАши

Кричи уРА!

ДЕти ДЕжурные

ПЕнал моют ПЕной

СОбака СОня

КОстя в КОстюме

ПАвел в ПАльто

В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. ( приложение 3)

Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко должно выглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом. (приложение 1)

Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).

Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

Толкование слова

К истокам слова

Однокоренные слова

Сочетаемость слов

Синонимы – антонимы

Когда так говорят?

Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.

Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

1). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.

2). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.

5). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.

6). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.

Языковой материал мною использовался при ознакомлении с наиболее трудными для понимания младшими школьниками словами и особенно словами, имеющими яркую, интересную историю происхождения слова – вокзал, революция, праздник, отец и т.д.

Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группы по определённому признаку. Например, по “опасному месту”, буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике.

В

О

круг

д

ОРО

га

“Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д.

В

 

сток

в

 

на

“Птицы” – ворона, воробей, сорока,

Ст

 

лица

г

 

д

“Посуда” – стакан, тарелка,

Овладению правописанием слов способствует так же орфографические пятиминутки, для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.

Диктанты наоборот Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма. (приложение 2)

Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

Например,

Агроном

специалист по

улучшению культуры земледелия;

человек, знающий законы земледелия

Директор

1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом

Около

недалеко от чего-нибудь;

 

2) приблизительно

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.


2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.


3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)


4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..


5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.


6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.


7. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог го.
(город, горох, гореть, горизонт)


И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжек в норку утащили.
..суда, ..реза, ..сква.


8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлении., указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.


9. Игра «Собери слово»

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак;


10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.


11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.


12. Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (Шофер)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)


13. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
медведь И т.д.


14. Выборочный диктант:
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.

Еще хотелось бы остановиться на работе со словариками. Их лучше применять в первом классе. Эти словарики непростые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов. Словарик – это обычная тетрадь, разделенная на две части. В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнять «иллюстрацию» к новому слову, чтобы лучше его запомнить, например:

мОрковь о? а? о м?рковь

Вторая половина словарика творческая. Она самая интересная для детей. Ребенок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определенным словом, значит, его память надолго сохранит все то, что творчески помогало ему работать. А творчество ребенка в работе со словариком должно быть направлено на запоминание словарных слов.
На это и рассчитано вторая половина словарика. Задача учителя состоит в том, чтобы нацелить ребенка на эту творческую работу. Задания могут быть различными: составь кроссворд с определенными словами: нарисуй или начерти схему к словам, имеющими одинаковую непроверяемую гласную: составь рассказ, в котором употребляется много раз словарное слово. После того, как я предложила своим детям, чтобы они составили творческие задания для определенных слов из словарика для своих одноклассников, то убедилась, что все дети «талантливы» и ошибок в словарных словах у них стало значительно меньше. Этот словарик помогает и самому учителю творчески подойти к словарной работе, оживить ее.

На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:

Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;

Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.

Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.

Делается запись словарного слова, но не традиционным способом , а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.

Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом. Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.

 

Здоровьесберегающие технологии.


При проведении уроков русского языка особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбираю словарные слова. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений. Приведу примеры проведения физкультминуток, которые я использую при проведении словарной работы.


1. Учитель произносит словарное слово. В том случае, если в слове надо писать гласную «а», ученики должны присесть. Если же в слове надо писать гласную «о», ученики должны сделать наклон в одну и другую стороны. После устной работы можно эти слова записать в тетрадь.


2. Учитель предлагает ученикам карточки, на которых записаны словарные слова. Если слово записано орфографически правильно, дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если в написании допущена ошибка, то надо потопать ногами.


3. Если учитель называет слово с непроверяемой безударной гласной, ученики должны сделать упражнение «ракета». Если с проверяемой, то выполнить упражнение «дровосек».


4. Использую физкультминутки для зрения по методу Базарного. По периметру класса заранее развешиваю картинки для словарной работы. Ученики зрительно должны найти эти картинки, записать слова, выделить орфограммы.


5. Провожу физкультминутку, которая является подготовительным (закрепительным) этапом перед введением (закреплением) нового словарного слова. Такая работа дает возможность детям подвигаться, отдохнуть, помогает быстро включиться в работу и надолго запомнить новое словарное слово.


«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Стоят на носках)
Руки вверх, а потом опустим вниз,
На носки все поднялись.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь! (Руки в стороны, тянутся вверх на носочках)
Пять, шесть – приземлись! (Приседают)

«Арбуз»
Вот какой у нас арбуз (сцепленные руки кругом) –
Замечательный на вкус (изображение, как едят ломоть арбуза).
Даже нос и щеки (трогают нос, трут щечки)
Все в арбузном соке.

«Работа»
Как петух в печи пироги печет? (дети «сажают» на лопату пирог и отправляют в «печь»)
Кошка на окошке рубаху шьет. (имитация шитья иглой)
Поросенок в ступе горох толчет. (показывают)
Конь у крыльца в три копытца бьет. (по три раза левой и правой ногой ударяют по полу)
Заяц у осинки лыко дерет. (руками показывают царапание)
Белочка на веточке орешки грызет. (бьют кулачок о кулачок обеих рук, орешки колют)
Лисонька – плутовка с курочек перышки рвет. (показывают, как щиплют перья).
-Как можно сказать, одним словом, чем они занимаются? (Работают)

Заключение.

Русский язык – это язык великого русского народа. Ему свойственны необыкновенное богатство словарного состава, гибкость и пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств.

Известно, что умение писать грамотно на родном языке у учащихся начальной школы формируется недостаточно. С одной стороны, навык грамотного письма является общеучебным, следовательно, дети, не овладевшие этим навыком, столкнутся с трудностями в дальнейшем обучении. С другой стороны, важна не столько грамотность функциональная (первоначальные навыки письма и чтения), сколько языковая (навык владения языком в устной и письменной речи в повседневном общении).

Усвоение орфографических правил помогает детям в дальнейшем писать грамотно. Орфографическое правило – норма письменной речи. Нормы орфографии являются общеобязательными для всех людей, владеющих русским языком. Суть орфографии раскрывается с помощью морфологического, традиционного, смыслового и других принципов. К большинству написаний применён морфологический принцип русской орфографии, который охватывает все типы морфем. Но есть такая категория слов, которая не подчиняется правилам. Они подводятся под действие традиционного принципа русской орфографии. Традиционные написания не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильными позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Правописание подобных слов нельзя подвести под какое – либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Это так называемые словарные слова. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстенький словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

Репродуктивную деятельность, механическое заучивание можно разнообразить использованием занимательного материала, внесением в изучение правописания словарных слов игры. Это будет заключаться во внедрении нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.

 

 

 

 

Литература:


1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии"
Издательство Генезис М. - 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×