Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа над звуком с начинающими пианистами | Кулагина Ольга Сергеевна. Работа №206166

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кулагина Ольга Сергеевна
Из 40-летнего опытом работы преподавателя: с первого урока показать ребенку, что звук фортепиано - чудо, которое может очень и очень многое!

Работа над звуком с начинающими пианистами
Для чего дети приходят в музыкальную школу? Чтобы попасть в новый для себя мир — мир музыки? Безусловно! За яркими впечатлениями, радостью творчества? Конечно! К нам приходят самые разные по возможностям девочки и мальчики, и каждый из них должен вынести из стен школы то, ради чего он в эту школу пришел.
Есть замечательные слова Артура Шнабеля: Самое главное-это любовь, любовь к музыке. Потому что любовь всегда дает некоторые знания, но я никогда не слышал, чтобы знания порождали что-либо подобное любви. Но как пробудить эту любовь, как вдохновить ученика на усилия, без которых проявить эту любовь не удастся? Как построить урок так, чтобы ребенок с удовольствием пришел на следующий? Практика дает ответ — не всегда достаточно педагогу самому любить музыку, любить свою работу. Важно найти в процессе обучения такое, что ЗАИНТЕРЕСУЕТ ученика, УВЛЕЧЕТ его, даст возможность ТВОРИТЬ, и тем самым ПРОЯВЛЯТЬ свою любовь к музыке! Для меня главным в работе стал ЗВУК. Не работа над звуком, а ЗВУК как ЧУДО. Научить детей прикасаться к звуку, создавать звук, – это то, чем мы занимаемся на каждом уроке.
Еще одна цитата. Для музыканта звук — творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант. Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте — сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом — светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый; как о предмете, имеющем объем, вес, длину — круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий. Звуку приписывают даже нравственные категории: благородный. Эти слова Натана Перельмана – отправная точка нашего увлекательного пути к звуку. Главная цель – звук ЖИВОЙ, ОДУХОТВОРЕННЫЙ, дающий возможность юному музыканту не и только самому испытать погружение вглубь исполняемого произведения, но и вызвать горячий отклик у слушателей.
Первые уроки музыки в жизни ребенка.. Бесспорно их огромное значение. Каждый педагог выстраивает собственную систему знакомства своих учеников с инструментом. Мой первый урок с начинающими создавался долгие годы, пока набор упражнений не трансформировался в мини-спектакль, название которого История капельки. Этот урок требует подготовки. Нужно не только вспомнить специально сочиненные слова, гармоническое сопровождение, главное – настроить себя на артистическую волну, создать атмосферу глубокой доверительности. Итак, первое путешествие в мир звуков. Мой маленький ученик — легкое беззаботное облачко, плывущее по небу. Я, поддерживая облачко за кончики пальцев, помогаю ему делать круговые движения и тем самым ощутить полную свободу, раскрепощение. Но вот облачко потяжелело, потемнело, превращаясь в тучку, устало. Усаживаю тучку на стул, к инструменту, и из ручки ребенка формирую капельку, которая родится прямо на клавишу…
Главное таинство состоялось! Наша героиня не просто существует, она испытывает самые разнообразные эмоции. Конечно же, при помощи слов и гармоний, которые я подыгрываю левой рукой, так как правая постоянно помогает формировать нужные движения и ощущения. Изумление, любопытство сменяются грустью - осень же, сентябрь. В природе изменения, о которых ребенок хорошо знает, с удовольствием о них рассказывает, на равных соучаствуя в нашем спектакле. Капелька печалится, плачет, с наступлением зимы от холода начинает замерзать, превращаясь в льдинку. В первоначальном варианте моего урока мы воспроизводили стабильные состояния капельки, подкрепленные словами и соответствующей гармонизацией. Теперь я использую переход от одного состояния к другому как великолепную возможность как можно глубже почувствовать и эмоциональную составляющую звука (радость, грусть), и его изобразительность (засыпание, замерзание).
Ну а дальше — весна, пробуждение как всей природы, так и нашей капельки, и не просто радость — ликование, кружение с подружками в веселом хороводе! В переходе от ледяного сна к весеннему пробуждению происходит потепление звука, и все дети не просто удивлены таким возможностям фортепиано, они изумлены! Но это еще не все! Кульминация урока — превращение капельки воды в РОСИНКУ, ощущающую как ЖИЗНЬ растения, на которое она попала, так и ТЕПЛО солнечных лучей, согревающих ее. Здесь я отпускаю ученика в свободное плавание, и он исполняет свою капельку росы самостоятельно, в то время как я играю очень нежное, абсолютно соответствующее по характеру произведение. И это триумф! Ученик почувствовал себя музыкантом на первом же уроке! А для меня главное — удалось пробудить интерес ребенка к фортепиано как источнику богатейшего по возможностям звука, который при помощи одной единственной ноты может рассказать целую историю.
Последующий урок дарит новые впечатления. К одному звуку мы добавляем второй, затем третий. Все эти чудесные звуки имеют не только названия, но места своего обитания – ноты, и мы слухом связываем их друг с другом. Чтение нот, перенося зрительное внимание на нотный текст и побуждая играть наощупь, дает возможность всецело сосредоточиться на слуховых ощущениях, и это наше новое открытие! Играть можно, не глядя на руки, только при помощи слуха! Звук нужно не просто услышать, его надо почувствовать, обогатить своим теплом, эмоциями, т.е. научиться сочувствовать, сопереживать. От звука к фразе, от фразы к песенке, от песенки к пьесе идет накопление звуковых представлений, приобретение необходимого исполнительского опыта. Живое тепло мелодии обогащается гармоническими красками, дополняется ощущением тембра, и ребенок начинает МУЗИЦИРОВАТЬ на фортепиано. И тогда кардинально меняется отношение к обучению. Разбор новых произведений - знакомство с новым миром, с новыми образами. Не просто выучивание нотного текста – возможность понять, полюбить этот мир, эти образы, а поняв и полюбив, поделиться этой радостью с другими. Ученик, погруженный в мир своих произведений, уже не ученик, он – юный музыкант, и не боится на сцене забыть что-то, потому что играет не ноты, которые можно забыть, а возвращается в своем привычный мир, где все родное и любимое.
Следующая ступень – магическое погружение внутрь музыки. Это глубочайшая слуховая сосредоточенность исполнения, которая дает юному исполнителю волшебное ощущение того, что не он ведет музыкальную мысль, а сама МУЗЫКА ведет его! Подведение ученика к такому исполнению требует особой эмоциональной раскачки со стороны педагога и дарит огромное удовольствие от урока обоим. Когда юный пианист ощущает это впервые, он настолько ошеломлен, что забывает текст, только что звучащий вполне уверенно, прерывает исполнение и какое-то время приходит в себя. И это очень важный для меня момент. Умение так погружаться в музыку приходит не сразу, но когда приходит, вызывает у исполнителя особый эмоциональный подъем, а у слушателей – мурашки!
Развитие обогащенного эмоциями слуха подстегивает техническое и технологическое совершенствование ученика. Богаче звуковая палитра, точнее и разнообразнее исполнение штрихов, ярче художественный образ. Активный слух позволяет справляться со всеми техническими трудностями гораздо быстрее, и не гаммы и этюды, а виртуозные пьесы способствуют росту его исполнительских возможностей. Особое отношение к аккомпанементу. Из второго, тихого плана он превращается в важнейшего соучастника всех музыкальных событий. В малозначимых на первый взгляд деталях зачастую содержатся важнейшие смысловые акценты, и все, что кажется второстепенным, требует самого пристального слухового внимания.
Особое значение уделяется тем фактурным построениям, которые мы для себя называем теорией музыки: аккорды, гаммаобразные пассажи, арпеджио всех видов. Активный слух ищет в них скрытую мелодическую линию, высвечивает ее, слегка акцентирует, добавляет едва заметную неровность, и пассажи оживают! В аккорде можно подчеркнуть не верхний звук, а выхватить слухом средний, тогда появляется более красочное, неожиданно объемное звучание.
Умение СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ себя, существовать внутри музыки значительно расширяют творческие возможности каждого ученика. Для одних важно хорошо выступать на концертах в родной школе. Для других – добиваться блестящих побед на Международных конкурсах. И в том, и другом случае дети счастливы! А это для меня главное.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×