Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с детьми девиантного поведения | Шикунова Елена Владимировна. Работа №333888. Номер работы: №333888

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Каждому педагогу, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д.

Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе.Причины отклонений в поведении, обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.  Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети –зеркало образа жизни отцов и матерей.        

 Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

Существо поведения подростка – это эмоционально – нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Педагог  должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагается подразделить семьи на пять типов:

1.     Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.

Педагогу  необходимо:  расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и её, матери, будущее.

 

 2.     Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь.

 

3.     Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя –сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы.

 

4.     Семьи, в которых отдаётся приоритет материально благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство.

 

 

5.      Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства  в воспитании.

По вопросу  работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

 

-Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

 

быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

 

Работа с детьми девиантного поведения

 

Каждому педагогу, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д.

Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе.

Причины отклонений в поведении, обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.  Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети –зеркало образа жизни отцов и матерей.        

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

-дефекты семейного воспитания (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

-ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

-нарушения физического или психического здоровья;

-акцентуация характера, темперамент;

-проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

-педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

-социальные причины.

Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

Существо поведения подростка – это эмоционально – нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Педагог должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

 

Предлагается подразделить семьи на пять типов:

 

1.     Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.

Педагогу необходимо:  расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и её, матери, будущее.

 

2.     Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь.

 

3.     Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя –сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы.

 

4.     Семьи, в которых отдаётся приоритет материально благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство.

 

5.      Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства  в воспитании.

И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

 

-Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

 

  

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×