Работа с детьми девиантного поведения | Шикунова Елена Владимировна. Работа №333888. Номер работы: №333888
Каждому педагогу, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д.
Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.
Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе.Причины отклонений в поведении, обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети –зеркало образа жизни отцов и матерей.
Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.
Существо поведения подростка – это эмоционально – нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Педагог должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагается подразделить семьи на пять типов:
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.
Педагогу необходимо: расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и её, матери, будущее.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя –сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы.
4. Семьи, в которых отдаётся приоритет материально благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство.
5. Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.
По вопросу работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
-Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;
-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.
Работа с детьми девиантного поведения
Каждому педагогу, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д.
Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.
Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе.
Причины отклонений в поведении, обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети –зеркало образа жизни отцов и матерей.
Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:
-дефекты семейного воспитания (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
-ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
-нарушения физического или психического здоровья;
-акцентуация характера, темперамент;
-проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
-педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
-социальные причины.
Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.
Существо поведения подростка – это эмоционально – нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Педагог должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагается подразделить семьи на пять типов:
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.
Педагогу необходимо: расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его, и её, матери, будущее.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя –сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы.
4. Семьи, в которых отдаётся приоритет материально благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство.
5. Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.
И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
-Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;
-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.